Недавно в телепередаче выступал с проповедью священник (если я не ошибаюсь, это был Митрополит Кирилл) на тему биоэтики (наверняка кто-то вспомнит, когда именно это было, по какому каналу). И среди прочего он сказал, что Церковь осуждает только противозачаточные средства, которые имеют прямое или косвеное абортивное действие, а по поводу всех остальных должен решать духовник, в зависимости от духовной зрелости и особенности жизни супругов. Меня это прямо-таки потрясло. Как же это, теперь использование барьерных и других неабортивных противозачаточных средств не является противоестественным и грешным, если это позволил духовник? Я всегда считала , что как и у аборта не может быть оправданий, зависящих от духовной зрелости и условий жизни женщины, так же и с использованием противозачаточных средств. Сколько вопросов не было задано на эту тему в Фому и другие сайты, ни разу в ответах я не видела оговорок в виде "ну, это зависит от вашей ситуации", потому что на эти вопросы, кажется, не может быть оговорок. Вот интересно - мучалась долго с этой проблемой, спрашивала священников, сама пыталась понять, сделала, наконец, нелегкий выбор - и на тебе, оказывается, при определенных условиях использовать противозачаточные средства можно, а оговорок у меня достаточно: и здоровье слабое, и детей больше не прокормлю да и незрелая я духовно (интересно, а это как определять). А к другим грехам тоже подход индивидуальный? Я понимаю, когда речь идет об уже совершенных грехах - анализируя их, священник пытается понять, что же именно (духовная незрелость, условия жизни) к ним привело, но сами по себе грехи не могут быть оправданы. Насколько я поняла, об использовании противозачаточных средств у Православия нет единого мнения? Ольга.
"То есть, не дать ребенку родиться в такие обстоятельства, где он встретит только страдания, изуродование жизни, смерть, и в жизни его ничего не будет светлого."
я живу в Англии, и здесь есть примеры, когда дети из семьи алкоголиков и наркоманов (что хуже просто быть не может для ребенка..)когда вырастали и уходили из дома, становясь потом талантливыми писателями, способными создать себе очень комфортные жилищные условия и помогать другим.. но главное, талантом Господь наградил таких детей..
Эта Ольга прям мой вопрос задала))) Думаю, отмазка всегда найдется. Я вот жду, когда младшенький подростет. А ведь никто не обещает беременности на заказ. Когда захочешь - родишь. И вообще, раньше люди рожали, сколько и когда давал Бог, и не заморачивались. А сейчас пастыри по слабости людской делают огромный поблажки. Начнем с того, что за сексуальные извращения отлучали на 7 лет от Причастия. Где такое сейчас найдешь? Отлучишь его хоть на год - потом ищи свищи... Слабые люди стали. Это мое мнение...
И вообще раньше 90% населения были крестьянами, у каждого был свой дом и свое хозяйство, и дети принимали непосредственное участие в труде, почти наравне со взрослыми. А сейчас 90% населения живет в клетках (квартирах) и работают в офисах за компьютерами. А в клетках, даже животные, у которых инстинкт размножения сильнее самосохранения, даже они не плодятся. Что уже говорить о людях. Поэтому естественно люди стали слабыми, так что не надо фарисействовать
И все-таки вопросы остаются:"Есть положение, когда всякий ребенок, который будет рожден от этой четы, погибнет от голода, от мора, от обстоятельств, от той или другой болезни, которая охватила родителей " ---"И вот в такие периоды, в таких состояниях..... мне кажется, что законно прибегнуть к контрацепции. То есть, не дать ребенку родиться в такие обстоятельства, где он встретит только страдания, изуродование жизни, смерть, и в жизни его ничего не будет светлого"Кто , кроме Господа, может знать заранее, что будет ждать этого рожденного ребенка в жизни? Как знать заранее, какую жизнь он проживет? Кто из людей возьмется это решать?
Но об остальном мудро, с действительной, а не декларативной любовью к человеку, действительным, а не формальным исполнением канонов сказал владыка Антоний, и, проявив мужество, скажу, что я вполне с ним согласен. Это пишет о. Максим, и я с ним согласна. Речь идет о православных людях, они должны решать это с духовником. Никто не знает дальнейшей судьбы ребенка. Речь идет о ближайшем будущем. И все же мне кажется несправедливым спрашивать у меня, как толковать слова владыки.
Ларочка, дорогая, и в мыслях не было поставить тебя в затруднительное положение! Извини меня, если я доставила тебе неприятные минуты!Я написала вопросы, поскольку они возникли после прочтения . Ведь вряд ли ты выкладывала этот текст, чтобы девочки, читая, верили слепо. Тема не простая и подумать над ней, поискать ответы на вопросы, задать себе вопрос ; " А как я к этому отношусь? Что я об этом думаю?" - мне кажется, важнее, чем получить готовые ответы. Как ты думаешь?
У меня уже прошел период, когда я обдумываю и спрашиваю себя. Сейчас я обдумываю то, что говорит мне Церковь устами своих служителей, а не свое мнение. Такой нюанс. Разумеется, бывает, что с какими-то из клириков или епископов я не смогу согласиться, с епископом Диомидом, например.
Лариса,я не очень может поняла хорошо,хотя и прочитала ответ Митрополита Сурожского.А как же те родители которые не смотря на свои болезни родили ребенка.И их болезнь передалась малышу?Я смотрела передачу по ТВ,там мужчина карлик женился на женщине нормального роста.Родили они ребенка не смотря на то,что шанс родить ребенка не имеющего заболевание отца был 50/50.Родилась у них девочка.И ей все же досталась болезнь отца.Она карлица.У диабетеков есть шансы родить диабетика.И вообще многие болезни передаются по наследству.Дальше на счет голода и страшных болезней.Считаю что это не причина.Люди рожали в войну.Моя бабушка жила в Ленинграде и родила в ВОВ двоих детей.Всего у неё было четверо.Был и голод и болезни.Вообщем я не согласна с теми примерами которые приведены в статье.Воздержание конечно для большинства не приемлемо.Человеку всегда тяжело лишить себя каких-либо удовольствий.Скажу о себе,я предохраняюсь.Мое мнение муж не разделит.Но, воздержание для меня более правильно,чем если бы я говорила, что больна или не прокормлю и т.д.
Родители, которые положились на Бога и отдали на его суд и решение судьбу свою и своих детей - пример смирения, достойный подражания. Кто знает, что лучше для дочери, быть карлицей, или монахиней, или кем-то вроде Ксении Собчак? Не всегда благополучие, даже чаще всего благополучие - не путь к спасению. Но позволю себе повториться, продублировать часть ответа к АннЕ выше:\Но об остальном мудро, с действительной, а не декларативной любовью к человеку, действительным, а не формальным исполнением канонов сказал владыка Антоний, и, проявив мужество, скажу, что я вполне с ним согласен. То, что для меня или для Вас возможно, для другого может быть не по силам. Владыка и о.Максим, имея опыт многолетнего пастырского служения, суждения свои выносят не только с любовью к ближнему, но и исходя из его блага.
не знаю. мне кажется, что в статье речь идет о том, какая контрацепция допустима, какая нет. и об обстоятельствах, когда допустима. если до глубин идти, то грех Онана - это и есть ППА. Снисходительны к нам наши пастыри.
Ну, вот. Здесь и говорится, когда допустима. В совершенно определенных случаях. А ппа - тоже, ведь, своего рода контрацепция (дале если оставить в покое малакию).Вообще, мне кажется, что все предельно просто. Попытки избежать деторождения греховны априори, а остальное - да по снисхождению.