Войти Регистрация
Рекомендую послушать/почитать/посмотреть

Мы рады видеть пришедших сюда с миром, открывших для себя Истину в православном христианстве, тех, кто в этом поиске ещё находится, и всех искренне симпатизирующих православию. ПРАВИЛА СООБЩЕСТВА.

9674 участника, 12169 вопросов

"Идея истинного гностика у Климента Александрийского"


С интересом прочитал статью об одном из самых любимых моих христианских писателей, Клименте Александрийском. Некоторые выдержки из нее:

Возглавляя катехизическую школу, Климент наложил на нее свой отпечаток, стараясь объединить библейское и эллинистическое мировоззрение своей глубокой и изысканной мыслью. Это был век гностицизма, и Климент соглашался с гностиками в том, чтобы держаться «гнозиса» - то есть, чтобы религиозное знание или просвещение были главным средством совершенствования христиан.

---------------------------------------------------------------------

Климент дал в своих «Строматах» первое церковное сочинение, в котором религиозная философия греков служит не только полемическим целям, но и для открытия христианства интеллектуальной части общества. «Строматы» (с греческого языка - «узорчатые ковры», «ткань») - это собрания отдельных мыслей, не приведенные автором в цельную систему.

--------------------------------------------------------------------

Богатство разнообразных мыслей здесь соединено с таким же богатством изречений философов и поэтов. Главной мыслью данного сочинения является следующее: христианство есть истинная и высшая философия. Первая книга говорит, что закон Моисея и философия, предшествовавшие христианству, относятся к последнему, как отрывки истины к целому; тот и другая приготовляли христианство.

------------------------------------------------------------------

Климент сознает задачу - обработать философски содержание Священного Писания и усвоить его себе посредством мышления. Вера нам дана, ее следует однако превратить в знание, то есть надо развить учение которое отвечало бы научным требованиям по отношению к философскому мировоззрению и этике. Знание не противоречит вере; оно и не ограничивается тем, что поддерживает и разъясняет ее, нет, - она ее всю возносит в высшую сферу: из области господства авторитета в сферу ясного знания и внутреннего духовного согласия, проистекающего из любви к Богу.

-----------------------------------------------------------------

Христианство - это учение о сотворении, воспитании и завершении человеческого рода логосом, дело которого имеет своим венцом совершенного гностика, для чего он пользовался двумя средствами: Ветхим Заветом и греческой философией. Логос - всюду, где человек поднимается над ступенью природы; но подлинное познание его добывается только из Откровения. Он - закон мира, учитель, или в лице Христа иерург, который путем священных таинств вводит в познание. Для совершенного он - путь к единению с самим Богом. Кроме Писания, также и греческая комбинация познания и церемониальных посвящений дали Клименту возможность выдвинуть значение церковного христианства. Церковный гностик как бы поднимается посредством Писания и христианства общин в божественные сферы; он покидает все земное, историческое, уставное и стремится вверх в любви и познании. Вознесение совершается по определенным ступеням, причем находит себе выражение вся философская этика от разумного знания меры до эксцесса сознания и апатичной любви. Находит себе выражение также и церковная традиция; но истинный гностик должен на верхней ступени побороть нижнюю. Климент первый понял задачу теологии будущего: примыкая к историческим традициям и к универсальному христианскому сообществу, достичь в Церкви свободы и самостоятельности собственной жизни.

--------------------------------------------------------------------

Исследователи считают, что во времена Климента в Александрии существовала некая группа христианских гностиков - любителей философии, которые не очень были склонны делиться своими убеждениями с окружающими, имели нечто таинственное. Очевидно, эти убеждения отличались от обще церковных. Это не были гностики типа Маркиона или Валентина, но эти люди расценивали себя в качестве некоей церковной элиты. Александрийская элита считала себя особыми избранными. Исследователи пришли к выводу на основании произведений Климента, что и сам Климент принадлежал к самому сообществу, потому что провести границу между просто образованными христианами и т.н. «гностиками» почти невозможно. Задачи, которые ставил перед собой Климент Александрийский в своей преподавательской деятельности - это представить христианство понятным и доступным современному ему миру. Когда Климент размышляет о христианстве и о язычестве, то считает, что часть христианских истин уже содержалась в язычестве. Между философией и Евангелием нет никакой противоположности, потому что обе стремятся к достижению высшей истины.

--------------------------------------------------------------------

Для Климента христианский гнозис есть положительное понятие, которое предполагает своего рода духовный аристократизм. Он понимает, что многие простые верующие, не получившие высокого образования, не могут изучать философию. В то же время, он считает, что прямой ответственностью образованного христианина является знать как можно больше, стремиться к высшему философскому знанию, и это знание является вспомогательным для веры человека.

--------------------------------------------------------------------

Вопрос об отношении веры и гносиса был самым спорным в то время. «Лжеименные» гностики пренебрежительно смотрели на веру, считая ее достоянием психиков. С другой стороны, правоверные христиане отрицали всякий гносис, как заблуждение, чуждались науки и считали излишним всякие доказательства своей веры. В противоположность этим крайним мнениям, Климент старается примирить веру и знание.

--------------------------------------------------------------------

Но вера по существу своему вытекает не из простого и неразумного доверия к внешнему авторитету, а из внутреннего чувства, мистической силы, прирожденной человеку. Человек, по самой богоподобной природе своей, имеет влечение к божественному и потому убеждается в истинности божественного откровения, когда оно подается ему Богом. Вопреки отрицательному отношению правоверных христиан к гносису, Климент защищает необходимость гносиса для достижения нашего совершенства. Вера не может остановиться в своем развитии. Она должна расти и совершенствоваться. Без этого она не будет твердой и прочной, не будет надежно ограждена от всяких нападок и заблуждений. Совершенство придает вере гносис. Вера и гносис относятся, как здания и его фундамент, как слово внутреннее и выраженное. Таким образом, Климент признает две ступени духовной жизни христианина - ступень веры и ступень гносиса.

-----------------------------------------------------------------------------------

Различие между верой и гносисом касается как интеллектуальной, так и моральной стороны. Первое отличие гносиса от веры касается его глубины: верующий живет внешней стороной религии, а гностик (христианин, достигший нравственного совершенства) - внутренней. Верующий довольствуется знанием самых необходимых истоков вероучения, а гностик достигает познания о Боге и вещах божественных, о человеке, его природе, о добродетели, о высшем благе, о мире. В такой же степени отличаются друг от друга мораль гностика и мораль веры. Побуждением к нравственной деятельности у верующего служит страх перед наказанием и надежда награды. То и другое вытекает у него из веры в правосудие Божие. У гностика побуждением является бескорыстная любовь к добродетели, стремление к добру ради добра. Верующий является, таким образом, рабом, а гностик - свободным сыном Божиим.

Полностью статья тут

Комментировать

Комментарии

Россия, Курск

Статья интересная) Хотя если отвлечься от мысли Климента и посмотреть на мой небольшой жизненный опыт, могу сказать, что "верующий" - не живет только внешней стороной религии. Своего мужа, исходя из понятий этой статьи, могу причислить к "верующим", а себя больше к гностикам. Так вот могу сказать, что он живет далеко не только внешней стороной, несмотря на то, что он не пытается развивать свои знания) Он добрее меня, он больше молится именно у себя где-то в голове, хотя добротолюбие он не читал, ну и в добродетелях явно меня превзошел))) Глядя на него я искренне недоумеваю, откуда у него всё это. И мне как гностику гораздо тяжелее верить и находить этот контакт с Творцом) Иногда завидую (да простит меня Господь) простым верующим людям)))
Но статья интересная конечно, ничего не могу сказать.

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 17:36
Россия, Новосибирск

Прикольные вы братцы гностики.. ))))

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 17:45
США, Хьюстон

Сейчас, кстати, на западе всплеск интереса к гностицизму. Люди, которым опостылели католицизм/протестантизм, называют себя гностиками :)))

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 19:18
Россия, Новосибирск

Не знаю... гностицизм это бла бла бла. Мне не нравится вся эта болтовня. Надеюсь я не гностик а простак.

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 19:25
США, Хьюстон

А я надеюсь, что я гностик. В климентовском смысле, без этой шурумбурум мифологии, понятно.

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 19:27
Россия, Новосибирск

Мне нравится Василий Великий... можно его и к гностикам отнести. Он для меня ориентир.

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 19:29
США, Хьюстон

Не сотвори себе ориентира! :))

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 19:30
Россия, Новосибирск

Ну не до такой степени все плохо у меня)))) но Василий Велик)))

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 19:31
США, Хьюстон

Зато его младший брат Григорий Нисск :))

Он мне, кстати, больше нравится. Из-за своей мистичности :)))

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 19:35
Россия, Новосибирск

Мне и сестра его нравится Макрина не давно память ее совершалась. Ну у них весь род известный нам прекрасен. А мне нравится у Василия его умение управлять, организовывать. Т.е. он как управленец и харизматичная личность мне нравится. Т.е. именно его личность в совокупности со всеми творениями его... я восхищена как Господь дарует таких людей нам.

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 19:49
США, Хьюстон

Ну ладно

Ответить
Россия, Курск

Вот и мне б хотелось) Будьте как дети) а они как раз очень просты и верят всему)

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 19:26
США, Хьюстон

А мне бы не хотелось :))

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 19:24
Россия, Новосибирск

☺ ну как деть я не стану... жаль конечно. Но от высокоумия надеюсь уберечься)

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 17:32
США, Хьюстон

Мне кажется, тут противопоставление не по линии "вера-знание", а по линии "внешнее-внутреннее" пролегает. А, может, у меня просто такой "пунктик" сейчас :))

Ответить
Россия, Курск

Да всё может))

Ответить
Юлия 7 августа 2016, 12:17
Россия, Новосибирск

"часть христианских истин уже содержалась в язычестве" Кость ну какое христианство без Христа? Христианство это же не филосовское учение и не нравственное. т.е. мне не нравится противопоставление просто верующих не образованных и филосовски верующих. Вот твои любимые "записки странника" ведь человек был не образованный там и простой, но был ли он менее просвещен чем образованные гностики? так же как в добротолюбии о страхе Божьем помнишь? Есть страх Божий низшего порядка- страх перед наказанием и страх Божий высшего порядка. но на самом деле "по плодам узнаете их" бывает и люди малообразованные преуспевшие в богословии(богообщении) гораздо более. а еще помнишь молитву "яже от юности и от науки злы" как ты думаешь о чем это? а вообще Климент хорош- мне понравилось.

Ответить
قسطنطين 7 августа 2016, 16:04
США, Хьюстон

Что ты имеешь в виду, когда говоришь "христианство без Христа"? Сейчас часто этой фразой бросаются, но у нее могут быть разные значения. Все мы, современные верующие, я считаю верующие "философски", не надо притворяться простачками, дурачками. Все мы, как минимум, грамотны (странник, кстати, тоже был, несмотря на крестьянское происхождение, почему его и принимали за благородного юродивого). Информации тоже больше, чем когда-либо. Но это все неважно, думаю, когда Климент говорил "гносис", он имел прежде всего это внутреннее знание в противоположность слепой вере, которая утверждается внешним авторитетом, а не просто "образованность".

Ответить
Юлия 7 августа 2016, 16:56
Россия, Новосибирск

Христианство часто понимают как нравственность. Типа вот этот или тот батюшка так говорит о Христе а сам вот такой сякой. А христианство без Христа у каждого может быть разным. Кто-то крещеный и называет себя христианином но к Таинствам относится отрицательно. Кто-то живет Церковной жизнью, и даже ветхозаветными заповедями, но о блаженствах и не помышляет. Слушай простаков полно и сейчас. Но последнее предложение твое мне все разъяснило! Спасибо А у Климента я читала к посланиям аппостолов комментарии - мне они очень понравились... одно место было смутившее меня...

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 01:58
США, Хьюстон

Климента какого? Их как минимум два было: Римский и Александрийский.

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 02:58
Россия, Новосибирск

Александрийского. Про Римского ничего не знаю.

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 02:59
США, Хьюстон

А где у него толкования? В какой книге?

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 03:03
Россия, Новосибирск

Комментарии не толкования http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/ipotiposy/

Ответить