Быстрый путь к мечте через метафору.
Познай себяПуть к мечте через метафору.
Эпистемология - наука о том, как мы знаем то, что мы знаем.
Технику работы с эпистемологической метафорой предложил Девид Гроув.
В России этот подход получил известность благодаря обучающим семинарам Нормана Воотона.
Когда вы грустны или радостны, каким образом вы узнаете, что вы грустны или радостны? Есть метафора, которая содержит историю и воспоминания, связанные с этими специфическим состоянием. Это может быть образ глубокого темного колодца или яркого синего неба, тяжелого камня или яркого света, бездонной пропасти или голубого озера, но каждое «грустное» и каждое «радостное» будет уникальным, особенным и индивидуальным.
Эти образы, эти метафоры называются эпистемологическими. Эпистемология - это дисциплина, которая исследует природу познания и отвечает на вопрос: каким образом мы что-либо знаем. Эпистемологические метафоры лежат в основе каждой нашей мысли и каждого чувства, являются своеобразным языком нашего бессознательного. В процессе этой работы очень часто обнаруживается то, что мы называем «раненым внутренним ребенком». Эта внутренняя структура, этот интрапсихический образ (или часть) не индуцируется терапевтом, а является уже существующим и активным психическим элементом, который очень часто лежит в основе ведущих проблем человека.
Эпистемологическая метафора рождается, когда работаем с человеком, используя особый "чистый" язык. В качестве материала для эпистемологической метафоры используют собственные слова клиента, которые прошли стадию кинестетического опыта, благодаря чему они сразу достигают глубин бессознательного. Для каждого чувства, каждого переживания человека может быть создана своя эпистемологическая метафора. Для этого терапевт должен найти где расположен симптом или неприятное чувство в пространстве (в теле человека) и как давно по времени, т. е. используется пространственно-временной континуум.
Работа с эпистемологической метафорой всегда имеет конкретную цель. Например, если затруднено дыхание - нужно создать метафору, облегчающую дыхание.
Если что-то не даёт двигаться вперёд, зарабатывать достаточно денег, двигаться по карьерной лестнице: "как будто что-то держит и не пускает". Мы находим метафору:
-Держит как что?
-Как верёвка
-И когда это верёвка, чья это верёвка, такая верёвка?
-Моя
-И чего хочет эта верёвка?
-Держать
-А для чего верёвке держать?
-Мне страшно!
-И когда тебе страшно, то сколько тебе могло бы быть лет?
-3 годика
-И когда 3 годика, то что на тебе могло бы быть надето?
-пижамка
-и когда 3 годика, и пижамка, то что там верёвка?
-давит, связывает
......Далее ищем ресурс и приводим в проблему
- И когда давит и связывает, то чего ты хочешь, чтобы стало? Либо выясняем давит и связывает как что? (идём в раскрытие предыдущей метафоры)
-------------(возможны варианты)
-Я достаю ножницы и перерезаю верёвку
-И что дальше?
-Я радуюсь, мне легко дышать....Проводим экологическую проверку.
Возвращаемся вверх к проблеме и спрашиваем:
-И когда ты радуешься и легко дышать, то что там с "как будто что-то держит и не пускает?"
-Исчезло
-И что может произойти дальше?
-Я могу много заработать денег
Проводим экологическую проверку.
Это очень коротко. Обычно работа с метафорой занимает около часа. Бывает и дольше!
При этом многократно происходит мигрирование из внешнего мира во внутренний (глаза идут вверх-вниз, т. е. поочередно идет поиск подходящего образа с последующим переходом на уровень ощущений). Терапевт повторяет фразы вслед за пациентом, чтобы самому их хорошо запомнить и не исказить слова пациента в дальнейшем. Например, жар - это жар, а не жжение, т. к. уникальность ощущений пациента передает именно слово жар. Только когда метафора, полученная на уровне образа, приходит в движение, начинается работа с процессом: кулак сжимается, жар начинает двигаться вверх. В приведенном выше примере «на кулаке» была предпринята попытка стимулировать движение образа (сжимает, сжимает и сжимает, как кулак…). С жаром ничего специально не делали - сразу последовал вопрос: «И что происходит потом?». На него был получен ответ: «Он начинает двигаться вверх». С этого момента метафора приобрела разрешающую (терапевтическую) способность.
Перед началом сеанса объясняю суть метода. |
Трансы, возникающие при построении эпистемологической метафоры, весьма эффективны, поскольку работа осуществляется в лингвистической модели человека и не возникает сопротивления.
Итак, Д. Гроув оставил нам прекрасный инструмент мгновенной трансформации.
Внимание концентрируется на метафорической информации, которая закодирована в симптомах, являющихся своего рода символическими посланиями бессознательного.
Эффект от сеанса с использование эпистемологической метафоры весьма впечатляет. Человек меняется "на глазах". Видно, как заинтересовано тело в такой трансформации: становится легче дышать, уходит боль (если работали с болью), разглаживаются морщинки, появляется здоровый румянец. Человек сияет. Часто слышу фразу после сеанса: "Как будто крылья за спиной!"
Человек полон идей и планов, вырисовывается чёткая картина будущего.
Всегда радостно видеть в режиме "здесь и сейчас," как человек переходит на новый уровень своей новой жизни в новом качестве!