Письменные практики. Новое прошлое.
Душа обязана трудитьсяПисьменные практики открыла для себя совершенно случайно в декрете во время полного ступора. До беременности я совершенно иначе представляла себе декрет: бодро, радостно, активно. Но то ли гормоны сыграли свою злую шутку, то ли еще что-то, но меня хватало на абсолютный минимум действий и эмоций, а в остальное время я выращивала овощи на ферме в планшете. А потом словно тумблер переключили: оказалось, что интернет это не только соцсети и ферма, а море интереснейшей информации. Я вдруг начала поедать статью за статьей, блог за блогом и все казалось, что вот-вот найду ответы на незаданные еще вопросы. И нашла, только не ответ, а шикарные инструменты.
Я уже не помню на чьем блоге нашла первые упоминания про фрирайтинг, но уже очень скоро в долгие часы кормления грудью я читала параллельно статьи с "Жить интересно", сайт Дарьи Кутузовой про письменные практики, блог Армена Петросяна, "Путь художника", Леви и все подряд, что предлагал гугл. Писать начала сразу и каждый день, как только засыпал ребенок, иногда в ущерб уборке и готовке (кстати, именно нехватка времени на фрирайтинг заставило меня все-таки составлять меню на неделю, плюсов уйма: экономия времени, наше меню стало здоровее и разнообразнее, расходы на продукты сократились и больше нет нудного вопроса в голове "что там на ужин" - ответ висит на холодильнике на неделю вперед). Я хваталась то за одну практику, то за другую - все такие разные, интересные, эффект часто моментальный. Хотелось только одного - вот бы выпал целый день свободный, я бы писала, писала, писала. Список из того, что хотелось попробовать становился все длиннее, а сон ребенка - все короче и реже.
И вот испробовано много и стало понятно, что весь этот опыт как-то надо упорядочивать и фиксировать.
Один из простых и экологичных инструментов, принесший моментальный результат, была работа над воспоминаниями детства, которые все еще будят волну деструктивных эмоций, как то страх, злость, обиду, вину, бессилие и пр. И оказалось, что когда-то давно я совершенно случайно уже применила к одной ситуации этот метод. Только не письменно.
Мне было около 20, свободного времени уйма и я занималась осознанными сновидениями (кто пробовал, тот знает, что важное условие - регулярно высыпаться, иначе мозг будет просто отключаться). И вот лежу я как-то вечером, готовлюсь к полету, делаю некую медитацию с огненными шарами и вдруг вспоминаю садик. Мне года 4. Актовый зал залит солнцем. Вокруг шум, дети, музыка, завораживающий сказочный инвентарь - идет подготовка к утреннику. Я (весьма флегматичный ребенок) сижу на маленьком стульчике у окна. Мне хорошо и спокойно. Рядом любимая молодая воспитательница в окружении каких-то престарелых теток что-то обсуждает. Как вдруг одна из этих теток тычет в меня кривым пальцем и говорит "ее на роль козы поставить". Мир рухнул. Я не из тех детей, кто готов играть роль Козы из "Семерых козлят". Мое - это часами конструктор собирать. А воспитательница моя стоит и молча смотрит. Натиск был силен, но не долог. Кривой палец выбрал кого-то другого. А я сидела на своем стульчике в залитом солнцем зале готовая разрыдаться от этого обращения как с вещью, от обиды, бессилия и беззащитности, даже моя воспитательница не спросила хочу я или нет - предательница. Радость ушла, пришел страх, как бы опять в меня кто-нибудь не ткнул пальцем.
Так-то в 30 лет прочитаешь такое и только улыбнешься. Но в 4 года с маленького стульчика мир видится совсем иначе. И вот засел в голове этот эпизод, иногда вспоминался и всегда достаточно живо чувствовалась и эта обида, и страх, и бессилие, и беспомощность.
И вот, лежа на кровати в 20 лет с огненным шаром в руках, я вдруг пошла в прошлое, в этот актовый зал, прямо с шаром. Пришла, села рядом с собой, поздоровалась, что-то говорила, успокаивала, что никакие кривые пальцы нам теперь ни по чем, потом взяла саму себя себе же на коленки и долго шепотом на ушко рассказывала про будущее, про море, про лошадей, про то как встретим с папой в лесу косулю, про велосипед, про бабушкин домашний шоколад и говорящего попугая. Что-то делала и с этим шаром - не помню только что конкретно. И вот через какое-то время мир снова стал прежним - солнечным, радостным и спокойным.
Потом я просто уснула. И вспоминая эту историю сейчас, спустя гоооооды, я ведь помню именно как сидели мы (я в 4 года и я в 20 лет), смотрели на детей, на отражение нас в зеркале напротив, на незнакомую девочку, которая весело и задорно играла Козу, на ее 7 козлят и потрясающую морду Волка на мальчике из моей группы. Я, конечно, не городская сумасшедшая и прекрасно помню исходник истории, но цель то была не в фабуле, а в эмоциях. И новый сюжет был, видимо, настолько силен, что теперь запрашивая у мозга те события, он уже не тянет ассоциативные цепи обиды, страха и прочего, а уже только новые эмоции. Прошлого, выходит, вообще как бы не существует. Т.к., повторюсь, мозг при запросе первой картинкой выдает актовый зал, где меня две.
И вспомнив эту историю в контексте письменных практик, я решила прополоть свое детство и переписать все неприятности. Делала я так:
1. Сначала кратко описываем инцидент: кто, где, что делали/говорили и какие эмоции последовали.
2. Сливаем негатив. Само по себе описание ситуации порождает отрицательные эмоции. Их сила зависит от травматичности опыта. И вот эту пенную шапку надо убрать. В этот момент у меня, как правило, твердеет живот, голова опускается, втягивается в плечи, взгляд из-под лобья, тело напряжено, дыхание прерывистое, поверхностное, в горле ком (сказать-то хочется ох как много) - в общем полная боеготовность. И тут просто пишем, не стесняясь нецензурщины, если надо то пишем и по второму и по пятому кругу. НО ТУТ ЕСТЬ МОМЕНТ: надо избежать ретравматизации. Об этом есть отдельная статья на сайте Дарьи Кутузовой. Т.к. если инцидент был достаточно тяжелый, то воспоминания могут не помочь, а усугубить дело. И каким-то чудесным образом одного письменного изложения ситуации бывает достаточно, чтобы этот негатив полностью или частично ушел навсегда, тогда как устное проговаривание такой силы не имеет. Я не знаю в чем тут секрет. Как только шапка "слилась", то наступает облегчение, сопровождаемое расслаблением живота, выдохом, более ровным и глубоким дыханием, хочется откинуться на спинку. Состояние может быть от полной эйфории до просто пустоты - по крайней мере уже не хочется запинывать обидчика.
3. Вводим новых героев. И вот когда негатив прошлого убран с переднего плана, можно и поменять прошлое. Мне помогает фрирайтинг в лучшем своем проявлении: пишем быстро, без остановок, все, что угодно, пока не возникнет некий образ, волшебная ниточка, не рассуждая, за этой ниточкой идем, рука сама напишет лучший вариант прошлого. Как пример, в одной истории ко мне прилетел апельсин в нем кое-кто сидел, мы с ним поговорили и улетели на этом апельсине, уменьшившись до его размеров, конечно же. А в другой раз я села писать, мельком просмотрев рекламу "ночного дозора" на тв. И ко мне пришел А.Городецкий. И если не слить негатив, то переписывание старых обид просто превратится в страшную месть, помощь от которой будет кратковременной.
4. О чем я говорю с новыми героями? Как правило, они дают мне обратную связь на принятие моих эмоций (все как в книгах Ю.Гиппенрейтер). А потом в зависимости от ситуации задают некие вопросы, подчерпнутые мною на тренингах, у Дарьи Кутузовой, где-то еще. Но много по ситуации всплывает спонтанно - это эффект непрерывности письма. Мне кажется, что польза описывания нового опыта важна тем, что старый мы прожили - минута за минутой. И если воображать эту жизнь просто в голове, то затратим на это много меньше времени, а скорость письма несравненно ниже скорости образной мысли, что дает нам возможность в след за ручкой минута за минутой, не отвлекаясь, проживать новое прошлое, фиксировать его в голове и дать возможность мозгу "облепить" новый образ сетью новых нужных нам ассоциаций. Ну или можно потратить на это много времени, как в первом моем опыте после медитации. Но в это состояние попасть сложнее, чем просто взять ручку и тетрадь.
Конечно, подобных практик огромное множество. Я слышала про них давным-давно. И буквально на днях прочитала на "Жить интересно" интересную мысль про информационный жир. Это когда читаем много про практики и способы, но не применяем. Т.е. мы знаем не саму практику изнутри, а некое описание снаружи. И когда нам вдруг говорят, что это отличная штука, мы просто думаем "да, я знаю о ней, но как-то не производит впечатления". Но как она могла впечатлить, когда мы просто о ней прочитали и отложили в информационный жир? Даже одна самая неказистая практика, испробованная на собственном опыте, результативнее просто знания о 10 практиках от ведущих гуру.