Родительские директивы
Психология семейных отношенийВспомнилась что-то из спецкурса "Детско-родительское консультирование". Может кому-то будет полезна эта информация. Эти директивы мы не осознаем, но часто предъявляем, каждый свои.
Что же стоит за нашими директивами и как это отражается на ребенке?
Узнали свои директивы? :)
1) "Не живи!": проявляется во фразах: "Глаза бы мои на тебя не смотрели, век бы тебя не видеть, сил моих больше нет на тебя смотреть, хоть бы ты сквозь землю провалился!"
Часто возникает из-за того, сколько мама перенесла во время беременности, тяжелые роды, вообще не хотели рожать, не так получилось, много забот с ребенком и т.п.
Скрытый смысл такой директивы - желание управлять ребенком через возбуждение в нем постоянного чувства вины.
Ребенок чувствует, что он виновник всех бед родителей. У него может возникнуть огромное чувство долга, которое может возрастать с возрастом и оказывать влияние на формирование его личности. Проблемы ребенка связаны с эмоциональными переживаниями (самопоедание). Чтобы избавиться от этого бессознательного чувства вины, ребенок начинает совершать отрицательные поступки, чтобы наказали. Получая наказание, ребенок четко осознает, в чем он виноват (приходит осознание своей вины).
Как чаще встречающийся вариант: "Не живи своей жизнью, а живи моей!": проявляется во фразах: "Делай как я говорю, реализовав мои желания, делать как мне удобно".
Ребенок живет в плоскости родителя. Родитель хочет, чтобы ребенок реализовал то, чего не реализовал в жизни он. Ребенок вынужден приспосабливаться в жизни взрослого.
2) "Не будь ребенком!": проявляется во фразах: "тебе уже три года, а ведешь себя как маленький, скорей бы уже вырос ты, что это за капризы? не плачь!"
Обесценивается проявление детскости и подчеркивается желательность взрослого поведения. Во взрослой жизни такие дети не могут общаться с собственными детьми.
Скрытый смысл: нежелание брать на себя ответственность за ребенка, неготовность, характерная для молодых или инфантильных родителей (хотят, чтобы ребенок повзрослел и сам за себя отвечал)
3) "Не расти!": проявляется во фразах: "Ты еще мала! Не торопись вырасти!"
Подчеркивается преимущество детскости. Директива обращена обычно к младшим детям.
Скрытый смысл: у родителей присутствует боязнь взросления детей и ухода их из семьи, боязнь сексуального созревания детей. Если дети поддаются - развивается инфантильность.
Удобно, родители все за тебя делают. Но когда ребенок хочет сам решить, родители не дают, вплоть до шантажа: "Если сделаешь так, то мы тебе больше не родители!". Получается, что если ты маленький и подчиняющийся,только тогда ты получаешь помощь и поддержку. Во взрослой жизни у детей проблемы с созданием собственной семьи и в самой семье проблемы. Принятие директивы влияет на внешний облик ребенка ( выглядит младше)
4) "Не думай!": проявляется во фразах: ""Не бери в голову, не рассуждай, а делай, хватит болтать, надо не рассуждать, а делать.
Скрытый смысл: запрет на обдумывание, рассуждения, на интеллектуальную деятельность. Ребенок по уровню развития стоит выше родителя, и родитель бессознательно завидует ребенку.
Во взрослой жизни могут возникать трудности при решении проблем: ничего не приходит в голову, ничего не могу придумать. Разгрузку находят, например, в алкоголе, развлечениях, чтобы голова не была загружена мыслями. Могут возникнуть соматические болезни. Когда надо что-либо решить – начинает болеть голова.
Распространенный вариант директивы: "Не думай о чем-то конкретном!". Родители хотят оградить ребенка от сложной травмирующей ситуации: "Само собой все образуется, нечего тут рассуждать и думать!" Родители сами боятся, поэтому этот страх передается ребенку. Во взрослой жизни у человека нет опыта решения проблем, он их отодвигает, переживает.
Другой вариант: "Не рассуждай, не думай, а дави на чувства, вызывай жалость" – во взрослой жизни возникает ощущение неженственности, чувства вины, что работает в неженской сфере (политика, бизнес).
5) "Не чувствуй!": проявляется во фразах: "Мальчики не плачут! не переживай! не плачь!"
Часто если родители хотят мальчика, а родилась дочь, будут ее воспитывать как мальчика, поощряя черты, присущие мальчикам. Запрет на проявление ярких чувств, либо каких-то нежелательных чувств (страх, агрессия), но чувства не исчезают, а проявляются на более доступных объектах (животные сверствники), либо переходят в "скрытую" сферу. Для родителей это контроль, либо перенос своих страхов. У ребенка проблемы возникают в отношениях с противоположным полом. Разрядка: работа, спорт или алкоголь, развлечения, игровые автоматы, казино, компьютерные игры. Нет проявления внимания, поддержки, т.к. не умеет, не воспитали. В конечном итоге часто повторяющиеся проблемные ситуации в жизни ребенка приводят к подрыву доверия к взрослым.
6) "Не достигай успеха!": проявляется во фразах: " У тебя все равно ничего не получится, сами мы университет не кончали – и ничего!"
Родители высмеивают планы ребенка, его идеи. Скрытый смысл: бессознательная зависть к ребенку, неуверенность в себе.
У ребенка формируется заниженная самооценка. Если ребенок принимает директиву - во взрослой жизни это трудолюбивые, старательные люди, способные – но их преследуют несчастья, неудачи. Преследуют обстоятельства: "опоздал на важную встречу, я не виноват, вышел рано, маршрутка сломалась...". Это бессознательная защита от успеха достичь чего-то большего.
7) "Не будь лидером!": проявляется во фразах: "Не высовывайся, не выделяйся, будь, как все, сиди тихо!"
Родители боятся, что ребенку будут завидовать и могут навредить из-за зависти. Ребенок привыкает к этому. Ждет, как получится... В семь, в работе занимает подчиненную позицию. Когда хочет сам себя проявить, ему мешают обстоятельства-> подкрепление-> "не надо было лезть!"
8) "Не принадлежи никому, кроме меня!". Ребенок принадлежит только родителю. Нигде не будет таких отношений как с родителем. Никто так не поймет, не окажет такой поддержки... Ребенок испытывает трудности в группе, чувствует себя одиноким, везде все не так,как в родительской семье. Боязнь создания собственной семьи или полный перенос отношений = перестраивание супруга под себя, что не всегда получается, возникают конфликты.
9) "Не будь близким!". Мать передает ребенку, что любая близость опасна, если близость не с ней (для матери). Возникает запрет на контакты, на дружбу (не доверяй подругам, они все одинаковые, только я могу помочь, поддержать, понять). Потом запрет на отношения с противоположным полом (он тебя использует). Взрослый: боязнь семьи, проблемы в сексуальной сфере.
10) "Не делай!": проявляется во фразах: "Ничего не делай сам, это опасно, все буду делать я!"
Блокируется инициативность, активность ребенка, за него все делает взрослый. Во взрослости – мучительное принятие решений, откладывание важных дел на потом, перекладывание ответственности на других членов семьи, снятие ответственности с себя (пусть жена позвонит, пусть ребенок сходит...)
11) "Не будь собой!"
Непринятие пола ребенка, блокирование черт, которые характерны для этого пола, а развитие желательных черт. Люди вырастают с несвойственными чертами.Родители спохватываются в подростковом возрасте, что ребенок не такой (куда надо не ходит, друзей нет, партнера нет...). У ребенка: начинает вести себя так, как требуют родители, нет полоролевой идентичности.Трудности с общением с противоположным полом.
Распространенный вариант этой директивы: "не будь собой, а будь похож на..." (например, на старшего брата: он может это делать, и ты должен, на друга-отличника). Складывается чувство вины, что не может быть таким, каким от него ожидают, негативное отношение к образцу. Родители хотят манипулировать ребенком, делая стандарт или идеал из него. Взрослый человек живет завистью по отношению к другим, либо недовольство собой делает своим достижением, "у меня не получается", "меня критикуют" и т.п.
12) "Не чувствуй себя хорошо!". Запрет на хорошее здоровье: "он хоть и болезненный, а вот это сделал; слабый, но может...". ребенок приучает себя к мысли, что он болезненный... и это его ценность. Он хочет иметь выгоду от этого состояния. Либо он начинает болеть, чтобы привлечь внимание. Может и симулировать. Это вечно жалующийся, стонущий ипохондрик. Ждет вознаграждения за свое плохое самочувствие.