Наглядное моделирование, как способ развития воображения
Художественно-эстетическое развитиеДля развития образного мышления и воображения у детей хорош метод наглядного моделирования.
А заключается он в умении использовать условные заместители реальных предметов и явлений.
Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. Без этого мы бы просто не смогли ни писать ни считать, да ничего бы не смогли, ведь везде используются символы и знаки, а это и есть заместители реальных объектов.
Но для ребенка важно не само применение условных обозначений предметов,а возможность тренируясь таким образом в дальнейшем применять заместители в уме. А это и есть воображение.
Наглядное моделирование начинается с замещения реальных объектов условными, в качестве последних очень удобно использовать вырезанные из бумаги геометрические фигуры различные по цвету, размеру и форме. Так же можно использовать градации по фактуре.
Первая задача, это научить ребенка правильно использовать заместители, и тут важно понять по какому принципу подбираются условные фигуры. Замещение основывается на каком либо различии между персонажами. Это могут быть различия по цвету (солнце - желтое, цветок - красный), по величине (мышка - маленькая, слон - большой).
На первых занятиях число геометрических фигур наименьшее (два-три кружка). Следовательно и действо нужно выбрать с таким числом персонажей. Затем можно предложить ребенку предметов заместителей больше, чем героев и дать ему самому возможность выбрать подходящие. Ну а далее, от простого к сложному. Предлагать сказки, где героев и предметов с которыми они взаимодействуют (а их тоже необходимо замещать) становится все больше, действия которые они совершают усложняются.
Впервые я столкнулась с этим методом в пособии от Школы семи гномов Больше, меньше, поровну Дарья Денисова В Лабиринте
В нем предлагается замещать кружками разных цветов зверей и то, что они едят.
Потом мне попалось вот такое пособие Венгера Про трех котят.
В книге подробно описывается метод наглядного моделирования и инсценируется таким образом сказка про трех котят.
Чем мне нравится эта игра, так это тем, что в нее можно играть когда угодно и чем угодно. Можно использовать подручные материалы и придумывать сказку самим. Ну а для домашних инсценировок можно немного подготовиться- навырезать заместителей.
Мы недавно играли в ванной, без всякой подготовки. Разыграли с дочкой сказку о золотом яичке для Егора. Ему понравилось. Он вообще любит все, что делает Лера и всегда внимательно слушает. Ну , а потом, я навырезала кучу фигур
и пошло поехало...
Сначала мы прошлись по русским сказкам - Колобок, Репка, Три медведя, потом проиграли сказки Сутеева.....
Теперь мы уже сами придумываем сказки по очереди. А иногда играем так - я задаю Лере определенный набор заместителей (например большой коричневый кружок, два маленьких желтых, и один серый средний), а она должна разыграть с этим набором сказку. Очень получается весело, да к тому же фантазия включается наполную.
Для усложнения можно использовать еще и мебель (например я беру детали конструктора Лего Дупло), предметы быта, одежду, которая так же должна быть выражена заместителями,
C Егором пока мы используем в игре на моделирование пальчиковые игры. Ведь, это своего рода тоже самое замещение. Вот, например, Эту потешку обыгрывают пальчики
- Мальчик-пальчик, (показывам большой пальчик и двигаем им)
Где ты был?
- С этим братцем (приставляем большой пальчик к указательному)
В лес ходил.
С этим братцем (приставляем большой пальчик к среднему)
Щи варил.
С этим братцем (приставляем большой пальчик к безымянному)
Кашу ел.
С этим братцем (приставляем большой пальчик к мизинчику)
Песни пел.
Играть можно как своими пальчиками, так и пальчиками ребенка, что конечно предпочтительнее с точки зрения моторного развития.
Последнее, что мы разыграли, совместно с детьми, это знаменитую сейчас историю про обезьянку, которая ищет маму от Джулии Дональдсон.
Хочу к маме В Лабиринте В озоне
И вот что получилось.
Вообще, если исходить от основ этого метода (наглядного моделирования), то он изначально обречен на успех. Ведь все дети, играя, всегда придумывают всякие интересности с самыми казалось бы обыденными вещами. При чем чем проще предмет, тем больше манипуляций с ним можно придумать. Мои дети, например, любят собираться в поход, в сумки складывает самое необходимое ( тут у них и еда, и деньги, и документы, и лекарства, при чем все это не совсем в привычных образах, а как раз использованы заместители) и едут на море. И приезжают ведь. Слева пляж, справа- шум прибоя...
Не это ли моделирование пространства?))))