Мягкая школа
Развитие детей второго года жизниРешила поделиться тем, чем собираюсь заниматься со своим сыном))))
МЯГКАЯ ШКОЛА
Детская Мягкая Школа - это система безопасных игровых упражнений для детей от 1,5 лет и их родителей, разработанная на основе мягких стилей воинских искусств, направленная на освоение культуры движений, гармоничное психическое и социальное развитие личности. Используется в психотерапии и реабилитации. Главное условие для полноценной работы – дети занимаются на татами вместе с одним из родителей, и все упражнения построены на взаимодействии ребенка со взрослым. ДМШ эффективно помогает: Основные принципы ДМШ: Основа всех приемов и игр в Мягкой Школе - всего 5 базовых упражнений, которые постепенно усложняются и имеют множество комбинаций 2-х, 3-х или всех 5-и упражнений: На первом этапе главная задача, встающая перед занимающимися Мягкой Школой - расслабление. Но уже через какое-то время он понимает, что этого мало. Должен быть "внутренний стержень". Каким он должен быть - человек начинает постепенно понимать сам, и каждый находит свой образ для этого стержня. Человек должен стремиться быть как струя воды. Она мягкая, но мощная, и сдвинуть ее невозможно. Главный критерий правильности движения - удобство и легкость, при которых тело доставляет меньше забот, и уходит суета и болезненные вопросы повседневной жизни. Самый высокий КПД движений тела (и мыслей тоже) у стариков и уставших людей. Но зачем ждать старости, чтобы пришла мудрость. Развиваться нужно сейчас, а то вместо мудрости дождемся маразма. Общий подход занятий чем-то похож на обучение плаванию: бросили на глубину, и плыви, как можешь. Но не совсем так. Человеку, приходящему на занятие сначала показывают, как он вообще может двигаться. Его мягко и нежно разминают, показывают различные степени свободы. Каждое занятие начинается с разогрева и растяжки мышц, разминки суставов, обучению падениям. И лишь постепенно человека начинают проводить через ситуации, сложность которых растет от занятия к занятию. Сразу "в воду" никто не кидает, потому что может возникнуть страх, и занимающийся зажмется еще больше. У инструктора МШ чувствительность высокой степени. Он создает для каждого человека ситуацию именно такой степени сложности, чтобы он смог ее преодолеть, приложив усилия, Это и ведет к раскрепощению. Один из главных принципов системы МШ - это умение не мешать тому, что есть наша сущность, реализовывать и освобождать Себя. Все упражнения в Мягкой Школе построены на ситуативном подходе: создается ситуация, посильная для конкретного человека, и чтобы преодолеть ее, приходится все время импровизировать. Человеку помогают учиться не упражнениям, а способам создания собственных средств выхода из трудных положений. Когда это умение в результате тренировок становится бессознательным, его можно применять в любой своей деятельности. И приходит понимание, что ограничений нет. Иногда человеку кажется, что из этого захвата он не выйдет. Но так думает лишь его мозг. А телу-то неудобно в том положении, и оно начинает искать, и находит зачастую совершенно неожиданный выход, а ум лишь удивляется результатам. В МШ нет какого-то определенного набора движений, которые надо заучивать. Ситуации от простейших постепенно усложняются, и человек все больше открывает свои возможности, спрятанные под панцирем физических зажимов, тем самым освобождаясь от проблем психологических. Игра – это важно! Все малыши любят возиться и бороться – и мальчишки, и девчонки, и котята, и собачата. Через эти игры они развиваются. Для дошкольника крайне важно тактильное и эмоциональное общение с родителями и сверстниками. Важно заниматься РЕГУЛЯРНО. Это дисциплинирует ребенка и в будущем благоприятно скажется на формировании трудолюбия и усердия. Медленно, но верно малыш учится владеть своим телом. Очень важно то, что человечек учится безопасно и мягко падать, уходя в кувырок, удерживать равновесие. Эти упражнения развивают координацию, хорошую, быструю реакцию. Спокойно, без суеты ребенок учится реагировать на изменение ситуации, что повышает общую чувствительность и развивает произвольное внимание. Дети обладают удивительной чувствительностью с рождения, которая с возрастом, увы, снижается. Малыш тонко реагирует на обстановку, отношения людей, даже на погоду. Он интуитивно находит самые верные решения проблем, перед которыми мы пасуем. Этому стоит у них поучиться. Понаблюдайте за малышом, отнеситесь внимательно к его печалям и радостям, и он ответит вам тем же, став вашим лучшим советчиком и помощником. Не заставляйте ребенка заниматься, а пригласите его поиграть. Малыш с радостью включится в эту возню, а Вы узнаете много интересного о маленьком человеке, поможете ему научиться самостоятельно справляться с трудностями, ничего не бояться и, при этом, быть чутким к себе и окружающим. Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас. Для каких детей рекомендована Мягкая Школа. Здоровые дети. Не случайно наши предки почитали в человеке и физическую крепость, и духовное здоровье. Мягкая школа способствует формированию здоровых черт характера и помогает ребенку научиться быть добрым, чутким к себе и окружающим, уметь управлять своим телом (развивая силу, выносливость, гибкость, координацию), быть трудолюбивым, спокойным, последовательным, уверенным в себе, нести в душе радость. Ребенок, занимающийся в Мягкой Школе, становится незлобливым и гибким в социуме, в который он входит. Практически здоровые дети и сохраняющие незначительную неврологическую симптоматику. МШ эффективно работает с разными группами детей, в частности с детьми, пострадавшими в перинатальный период от гипоксии (хроническая гипоксия во время беременности, гипоксия во время родов). Такие дети обычно наблюдаются на первом году жизни неврологами по поводу гипоксически-ишемического повреждения ЦНС (синдром мышечной дистонии, гемисиндромы, задержка темпов формирования двигательных навыков). Если ребенок не наблюдался неврологом, то после года родители замечают сами, что ребенок двигается меньше сверстников или наоборот гипервозбудим, неловкий, отставание темпов формирования речи, косолапит, чиркает мыском при ходьбе, нессиметрично снашивает обувь, нарушения осанки в раннем возрасте (от 1,5 лет). Обычно неврологическая реабилитация проводится до года, и в карточке ребенка записывается, что он здоров, и в этот момент родители успокаиваются и упускают наиболее оптимальное время для восстановления и включения компенсаторных механизмов организма малыша. На данный момент таких псевдоздоровых детей, к сожалению, не менее 70%. Также сейчас очень распространен диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция), который находится в ведении психоневрологов и является одним из частых последствий перенесенной гипоксии. Проблема становится заметной для родителей после 3 лет, когда ребенок пытается включиться в социум (детский сад, группы развития, дошкольные секции и кружки). В лечении таких детей применяются сильные транквилизаторы, тормозящие общее развитие ребенка и подсаживают его с малых лет на «химию». И тут встает вопрос – куда идти с нашей проблемой. Часто направляют таких детей в дефектологу, психоневрологу, логопеду, специалистам по массажу и ЛФК. Но у них нет системности в работе с такими детьми. «Приходите позже», «принимайте препараты (транквилизаторы)», «самостоятельно осваивайте комплекс ЛФК», «отдайте в секцию плаванья», «занимайтесь танцами» - чаще всего слышат родители. С нашей точки зрения, в данной ситуации высокоэффективными являются методы, предлагаемые кинезиологией, гомеопатией, иглоукалыванием, аюрведической терапией и, в частности, Мягкой Школой. Дети с психологическими проблемами. Это дети с нарушениями отношений в паре родитель-ребенок, воспитатель-ребенок и т.п. Т.е. дети с психопатическими чертами характера, необоснованной агрессивностью, проблемами уверенности, с истеричностью, патологической лживостью, повышенной суетливостью, негативизмом. Постепенно, работая в МШ, ребенок учится быть уверенным в себе за счет реально видимых ребенком и окружающими успехов и частой похвалы, у него снижается агрессия, формируется терпимость, нормализуются отношения с родителями и сверстниками. Для получения устойчивых результатов семья должна прозаниматься не менее года. Ведь человеческая природа имеет инертность. Изменения происходят не сразу, часто работает психологическое сопротивление, мешает страх расстаться с уже сложившимися стереотипами, а положительная модель взаимоотношений должна закрепиться под присмотром инструктора, который работает с целой семьей. Дети со страхами. У маленьких детей причинами страхов могут быть: родовой стресс из-за недоброжелательного отношения к ребенку медперсонала, при обезболивании в родах у мамы снижается выработка эндорфинов, которые природой предназначены для снятия болевого шока у ребенка, отлучение (даже на короткий период) от мамы, высокая чувствительность страхов мамы и принятие их за свои. Также в основе страхов очень часто лежит нарушение кровообращения в некоторых структурах мозга, отвечающих за эмоции вследствие родовой травмы. В дальнейшем такие дети могут давать нарушения в формировании эмоционально-волевой сферы, нарушении структуры сна, развитии речи, развитии интеллекта. А самое главное, жизнь таких детей и их семьи наполнена страхами и тревожностью (плаксивость, депрессии, тревоги, непереносимость отсутствия мамы). Ситуативный подход Мягкой Школы предполагает прохождение ребенком сложных эмоционально-физических ситуаций, созданных взрослыми и сверстниками. Уровень сложности и длительность выполнения задания определяется инструктором строго индивидуально, чтобы ребенок не наращивал новых страхов, а наоборот, проживая эти ситуации, учился адекватно и позитивно на них реагировать и спокойно их преодолевать, не вязнуть в страхах. А игра активно этому способствует. Да еще и мама рядом, которая учится доверять ребенку, не бояться его страхов, а малыш многократней уверенней рядом с родным человеком. Дети с грубой неврологической патологией (ДЦП, последствия травм, ТНР, значительные нарушения эмоционально-волевой сферы).
Опыт работы с такими детками уже немалый – с 1993 года, то есть все время существования Детской Мягкой Школы. Это и работа в Реабилитационных лагерях для детей-инвалидов в Таганроге(1993), Евпатории(1994), Дубне(1996), в Польше в «Международном лагере для детей со специальными потребностями в развитии и обучении» по приглашению Международного института Нейрокинесиологии (2004-5гг). А также в центрах: для детей с ТНР (1994-1995), для детей с РДА на Кашенкином лугу, в терапевтических группах для заикающихся взрослых и детей. Но главная работа и, как мы считаем, наиболее эффективная – когда в каждой группе обычных детей по одному ребенку с тяжелой проблемой. Помимо получения общей психо-физической коррекции ребенок социализируется и тянется за другими детками, которым такая форма работы позволяет увидеть, что Бог создает людей очень разных, и нет никого хуже или лучше, ибо главное на этом свете – ЛЮБОВЬ.
В результате занятий в МШ дети становятся сильнее и уверенней в себе, у них улучшается координация движений и растяжка.
Ребенок учится хорошо чувствовать свое тело и управлять им. Это запускает процесс образования новых нейронных связей в мозгу и дает толчок интеллектуальному развитию, становлению здоровой психики и включению компенсаторных механизмов организма.