Расписание для домашнего обучения - 4 года - осень 2014.
Разное (если затрудняетесь с выбором)Сентябрь пролетел незаметно! С 1 сентября мы с Сережей начали организовывать наш день так, чтобы были занятия. Это не длительные и мучительные уроки, а попытка систематизировать наши игры. Я решила составлять расписание "от противного", то есть, записывать что мы делали и что успели. Так сказать, тестовый сентябрь, чтобы оценить свои возможности. И вот что получилось.
Итак, основные моменты:Основное:
АКАДЕМИЯ УМНИЦА( лаборатории лингвистических и математических способностей, библиотека);
Домашняя школа:
-Кумон; (подробнее в Этом Посте эти тетради так же формируют упражнения на полках Монтессори, лабиринты-развитие речи, разрезалки-УПЖ)
-география(Большое путешествие от Умницы)
- Творчество (рисование, лепка, конструирование, музыка)
-Английский с пеленок;(EnTime)
-физическая активность или крупная моторика ( пешие прогулки, беговел, дома упражнения с диска гимнастика Музыка с мамой);
-букварь/самостоятельное чтение;
- артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
-чтение книг.
Монтессори упражнения :
зона развития речи, зона математических способностей, Упражнения Практической Жизни, зона сенсорного развития, зона космического воспитания);
Академия умница и монтессори упражнения отлично сочетаются, эпоха из академии это основная тема на 10 дней, т е на ее основе делаем зону космического воспитания Монтессори. Рассказать о новой эпохе и познакомить с новыми героями и информацией можно во время Круга - с него мы начинаем занятия. Я рассказываю о новой эпохе и мы смотрим книгу. Новые материалы формируют полку космического воспитания. Так же во время Круга можно выполнять пальчиковую и артикуляционную гимнастику, презентовать новый материал. Круг заканчивается подвижными играми с диска Железновых музыка с мамой. И можно переходить либо к совместной работе в Домашней школе, либо к самостоятельной работе с Монтессори материалами.
Материалы из математической лаборатории Академии можно адаптировать для зоны математического развития (не все), а из лингвистической лаборатории - для зоны развития речи. Также зона сенсорного развития дополняется материалом по теме эпохи. В творческой зоне можно поместить задание, связанное с эпохой.Вот весь список занятий (возможно я что то упустила), я его составила в приложении numbers для iPad, чтобы всегда можно было посмотреть и сделать отметку для себя.
Надо сразу сказать, что раньше мне довольно легко удавалось организовать дома монтессори зоны- математическая, развития речи, упражнения практической жизни, сенсорного развития и космического воспитания (энциклопедические знания). Материалы для детей до 3 лет гораздо проще. Но чем дальше мы идем и старше становится Сережа, тем это сложнее. Поэтому Монтессори метод я просто вплетаю в жизнь. Упражнения практической жизни (УПЖ) очень просто добавить в повседневную жизнь, главное не лениться и не боятся уборки и потери времени. Приобщать ребенка ко всем обязанностям по дому и кухне, но организовать это так, чтобы ребенку было удобно. Делегируем свои обязанности))) перекладываем на ребенка и наблюдаем. А потом вместе прибираемся.
Утром у нас подъем, умывание, завтрак. Сразу за столом после завтрака у нас чтение букваря, пока я мою посуду и ставлю готовиться обед. Дальше у нас занятия. В целом занятия делятся на 3 части - эпоха из Академии Умница с играми по лабораториям, Монтессори упражнения и Домашняя школа: это все остальное. Ежедневно ВСЕ ЭТО НЕ УСПЕТЬ! Поэтому Монтессори упражнения лучше вынести в отдельные дни 1-2 на неделе. Не достаточно создать среду с зонами и расставить материалы, нужно самой знакомить ребенка с ними - устраивать презентации. Я стремлюсь к тому, чтобы Сережа подходил к полкам и занимался сам, пока я работаю.
Академия - это игра, знакомство с новой эпохой, математика и чтение. Все в игровой форме. Иногда мы очень быстро проходим урок из математической и урок из лингвистической лаборатории. И если Сереже понравились какие то прошлые уроки, мы их повторяем и проигрываем заново. А иногда просто заканчиваем через 15-20 мин. Но бывает так интересной увлекательно и если у меня есть время, то мы и 2-3 часа играем)
Домашняя школа - это английский, изобразительное творчество, музыка, подвижные игры/зарядка, развитие речи, математика, геометрия, окружающий мир. Эти занятия у нас не каждый день, если успеваем. Они не занимают много времени. И идут от Сережиных интересов, например, заинтересовали его павлины. Мы начинаем искать о них информацию в книгах и интернете, я готовлю и подбираю задания на эту тему.
Вот список УПЖ, он составлен по книге Елены Хилтунен "Практическая Монтессори педагогика." . Но надо отталкиваться от собственных потребностей) Сережа прекрасно самостоятельно разбирается с горшком, умывается и моет руки, чистит зубы, эти моменты я могу не контролировать, он сам делает все от начала и до конца. Сережа легко убирает игрушки, помогает готовить, пылесосить и мыть пол. С самостоятельным одеванием и едой пока проблемы. Раздеться это легко, одеть низ тоже, с верхом пока проблемы. Обувь уже получается одевать гораздо лучше, но на это надо очень очень много времени. Сережа делает все медлено и долго, я открываю все окна и жду)иногда его "трепает зло"- это когда терпение заканчивается и ботинки летят в стену) тогда я помогаю) есть самостоятельно получается только что то вкусное) но аппетит у Сережи изначально очень избирательный. Хлеб с маслом может есть бесконечно!
Зона математического развития - список упражнений по той же книге (как и последующие).Их хватит на пару лет точно!
Зона развития речи
Любимая всеми зона сенсорного развития
Зона космического воспитания - это опыты, проектные работы, энциклопедические знания, география, история и проч. Их можно брать как тематические недели. У нас в основе лежит Академия Умницы.
В следующих постах я буду раскрывать пункты подробнее.
А вот расписание того, что мы успели сделать в сентябре. Чтение-это я читаю Сереже.
Делаем скидку, что сентябрь был теплым и мы много гуляли) ежедневно, я перестала это выносить в расписание. Почти не было EnTime. Времени на английский не оставалось пока что. Сережа довольно много просто играет, да и телевизор я разрешаю ему смотреть. Просто день у нас длинный, подъем в 9, отбой в 23. Дневного сна нет. Но это Сережин режим, который ему подходит.
Сейчас я работаю над собой, пытаюсь выбрать удобный день или дни для специальных Монтессори упражнений. Это ненастоящее Монтессори, а лишь использование элементов методики. Но хуже от этого никому не станет. Мне очень хочется применять на практике Монтессори метод дома. Смешивать методики, отталкиваться от интересов ребенка и получать удовольствие - вот наш залог удачного обучения дома.
П. С. Не судите этот пост строго, это лишь мои попытки организовать домашнее пространство и время, чтобы все было с пользой. А также я хочу добиться того, чтобы окружающая среда сама обучала Сережу. У меня сейчас много противоречивых моментов, я работаю над этим)
Анна
Здорово! А можете на фото показать ваши зоны по монтессори и материал, который у вас есть. Очень интересно. Спасибо!
22.10.2014
Ответить
Елена
Очень и очень здорово все систематизировано! Я как бы себе не придумывала, не получается. А я такая — если сказала то надо сделать. Переживаю, надо проще, но не могу. Поэтому я просто четко для себя определила, что чтение, развитие речи, физ. развитие, прогулки каждый день. Все остальное по ходу дела вклинивается в самостоятельные или общие игры. И отдельные занятия по дням — математика и логика; английский, сенсорика и Монтессори. Старалась закрепить и конкретные дни, но не выходит.Нам нравится заниматься в тематических недельках. Там все охватываем и материал запоминается у детей очень хорошо и мне готовиться намного проще.
20.10.2014
Ответить
Nadejda
Алина,у тебя все очень здорово и четко.я никак не могу систематизировать занятия,в прошлом году мы тоже занимались после завтрака. Сейчас Саша отказывается,а я не хочу давить.Золотой материал сама будешь готовить? Он гениален)) я когда впервые его увидела, пришла в неописуемый восторг. С ним обязательно нужно знакомить.
20.10.2014
Ответить
Настасья
Очень здорово придумали, такой большой план на будущее. Я боюсь такие большие планы делать т.к. многое может измениться и план придется пересматривать, а мне жалко времени потраченного на его составление.Я делаю список на месяц, по общим моментам: прогулка, развивающие занятия, гимнастика, массаж, чтение, игры в ванной, творчество и др. И по мере выполнения за день, ставлю галочки. Для меня это хорошая мотивация постараться выполнить все, хотя выполнить ВСЕ ОЧЕНЬ сложно и пока не удавалось, но есть куда стремиться.
19.10.2014
Ответить
Екатерина
какой труд! очень давно Вас читаю, Вы хороший пример для подражания:) особенно то, что вы мама мальчика, здесь на ББ много мам с девчушками, но они немного другие и подход к ним нужен другой!мы тоже пришли к расписанию, составлению планов (хотя нам только 2,4)! но без плана невозможно (для меня)ой, еще забыла спросить. смотрю на заглавной фотографии игра пчелки от plan toys, я вот все над ними раздумываю. как долго с ними можно играть (то есть не вырос он из нее), нравиться вашему мальчишке?
19.10.2014
Ответить
Наталья
Очень интересно. А я все никак план не осилю, а по плану заниматься конечно проще и успеваешь больше)
19.10.2014
Ответить
юлия
и еще подскажите книгу по которой вы организуете еженедельные занятия Монтессори.
19.10.2014
Ответить
юлия
Алина, ДД! План- это моя мечта!!!!, пока не сбывшаяся(((, но работа над ним все равно ведется). Моя сложность заключается в том, чтобы организовать пространство подходящее для 3-х и 5-ти летке. Может я пропустила, возможно вы уже показывали как вы организовали "обучающее"пространство дома, хотелось бы ссылочку.
19.10.2014
Ответить