Раннее развитие и развитие "эмоциональной грамотности".
Эмоциональное развитиеЛюбая женщина, впервые ставшая матерью, хочет стать самой лучшей мамой на свете. Первый ребёнок - это вообще нечто особенное, это как первая любовь. У вас потом может быть и три, и пять, и десять детей, но такого восторга, как от первого, больше не будет. И, конечно, движимые этим восторгом, часто мы стараемся поторопить время, нам, конечно, хочется, чтобы наш ребёнок был самым здоровым, раньше всех пошёл, заговорил и выучил буквы. Все нормальные мамы в этот период настроены на раннее развитие, и это правильно, потому что именно сейчас вы для ребёнка, а ребёнок для вас - замкнутая система, где не нужно находить компромиссов для других детей или дел, развивай, сколько хочешь!.
Но что мы понимаем под ранним развитием? Обычно это гимнастики, "моторики-риторики", формы, цвета, текстуры и т.д. Скажите, многим ли из вас приходило в голову учить ребёнка чувствам? Что такое грусть, злость, грубость, обида? Почему мы это чувствуем? Как с этим справляться? К сожалению, крайне мало родителей изначально учат этому детей. Некоторые задумываются об этом уже когда появились проблемы, когда ребёнок к 3-4 годам не может выразить свои эмоции адекватно, начинает замыкаться, устраивать истерики или решать проблемы кулаками. Большая же часть вообще не вдаётся в подробности, почему дитё "плохо себя ведёт", его начинают наказывать или объяснять, что так себя вести нельзя. А какие выводы из этого может делать ребёнок - что ему нельзя злиться, обижаться или грустить, только понятий этих он не знает. Отсюда куча комплексов и противоречий, проблемы с поведением и общением. Честно скажу, когда я была так увлечена обучением цветам и формам, мне бы это в голову не пришло. Совершенно случайно на глаза мне попался мультик про китайскую девочку Кайлан, он так и называется "Кайлан". Для тех, кто не знает, это мультсериал, где в каждой серии во время приключений и веселья всплывает то одно чувство, то другое, его изучают и выясняют как вести себя, если ты чувствуешь нечто подобное и как поступить, если такое происходит в твоими друзьями. Я стала показывать эти мультфильмы ребёнку, когда ей было около года. Конечно, кто-то может фыркнуть, мол, тоже мне развитие - посадить ребёнка за мультики. Тут я могу сказать так: если у вас есть 25 часов в сутках, то никто вам не мешает обойтись без мультиков, однако надо помнить, что неумелые занятия психологией могут навредить не меньше, чем неумелый массаж. Если у вас нет возможности показывать такие мультфильмы, то можно делать это и самостоятельно, только очень осторожно и ненавязчиво. И главное, люди, принципиально отвергающие мультфильмы, даже развивающие, чаще всего не имеют ни времени, ни возможностей самостоятельно развивать своего ребёнка, но по каким-то причинам считают, что лучше не развивать вообще, чем развивать с мультиками. А ведь это как и пища - можно дать ребёнку сосиску в тесте, а можно творог - и в том и в другом случае он наестся, только во втором случае с пользой. То же самое с обычными и развивающими мультфильмами, только утоляем мы не голод, а жажду развлечений. Итак, мы начали уделять этому внимание. В течении 2-х лет мы периодически смотрим эти мультфильмы. Что мы имеем как результат?
Полгода назад произошла такая ситуация... В нашей семье были тяжёлые времена и финансово, и эмоционально. Младшему ребёнку было восемь месяцев, мужа я практически не видела, он вечно был в командировках. Я живой человек и меня прорвало - как-то вечером я сильно накричала на дочку, прямо перед сном, что игрушки вечно разбросаны, что она мне мешает, что не слушается и т.д., и т.п. Хлопнула дверью и оставила её в детской, успокоилась, пришла укладывать, и вот мой ребёнок лежит в кровати, я сижу рядом, и тут она спрашивает "Мамочка. почему ты кричала?" Я попыталась отделаться, мол, потому что ты себя плохо вела. И тут она шёпотом говорит "Мам...", я наклонилась к ней, чтобы расслышать, а она взяла меня за щёки своими маленькими ладошками и глядя в глаза сказала: "Мамочка, ты очень устала. Тебе нужно отдохнуть". Я потеряла дар речи. Ведь это я обидела своего ребёнка! Я могда ожидать чего угодно - ответной обиды, слёз, злости, но никак не сочувствия! Не сострадания! Я поцеловала её, вышла из комнаты... Многим из нас приходит в голову, уже будучи взрослыми, в подобной ситуации так сказать своей маме? Надо ли говорить, что ревела я потом долго. И сделала в тот вечер много выводов, но речь не обо мне.
Сейчас у нас дома маленький психолог. Она способна не только адекватно выразить свои эмоции и объяснить, что и почему она чувствует, но и вполне может сама с ними справиться, потому что прекрасно знает как. И запросто может помочь "разрулить ситуацию" другим. Например, если папа злится, она спрашивает:"Папочка, почему ты злишься?" А потом говорит "Я просто хочу тебя обнять! Тебе сразу станет лучше" Как думаете, после этого папочка ещё может злиться?))) Конечно, ребёнок остаётся ребёнком, и если у неё будут отбирать игрушку, она не будет вести бесед из серии "ты злишься и это нормально", так же может устроить истерику в стиле "хочу", но с ней в этом случае можно поговорить и объяснить что к чему, и она поймёт потому что поймёт, а не потому что я её отвлекла, подкупила или обманула. Знания о человеческих чувствах очень помогают моему ребёнку в садике, она находит общий язык со всеми детьми и при этом прекрасно понимает с кем и почему лучше не связываться, то же самое и на детской площадке.
Я тут очень много написала, но основная моя мысль в том, что развивая ребёнка, нужно понимать, что он не просто кузовок со знаниями, но ещё и человек, поэтому развивать в нём человечность не менее важно, чем память или мелкую моторику.
Наталья
Ольга ,очень интересный пост и нужная тема, спасибо!Обязательно посмотрю.
06.01.2015
Ответить
Элина
А где вы смотрите этот мультфильм? Я нашла пару серий, но про эмоции мне не попало.
27.12.2014
Ответить
Элина
Странно! Оля, буду признательная хоть за одну ссылку, где можно посмотреть серию данного мульта, где есть то, о чем вы писали. Так как следующую серию, которую мы нашли и начали смотреть была про изучение китайского языка(((
06.01.2015
Ответить
Ольга
Они все завязаны на изучении китайского. Это попутно. Не просто так мультик про китайскую девочку. Там сюжеты очень хорошие. Не только про эмоции, но и почему нельзя мусорить, как не бояться нового (для многих проблема) и т.д. Вы найдите несколько серий и посмотрите от начала и до конца без ребёнка. Ссылку, к сожалению, дать не могу... Через инет ни разу не смотрели.
13.01.2015
Ответить
Наталья
Спасибо Вам, что поделились своим опытом и таким полезным мультиком!!! Посмотрю его обязательно, очень заинтересовалась))
26.12.2014
Ответить
Евгения
Очень хороший пост с очень правильным выводом! Я считаю, главное для 2-3 летнего ребенка в раннем развитии — это не буквы-цифры, карточки, а ролевая игра. Как раз посредством неё и можно проигрывать различные "эмоциональные ситуации". Мультики...я не ярый противник: до 2 лет моя дочка не знала их, но я не критикую тех, кто включает детям до года — каждая мама сама знает что лучше для её малыша...Обязательно посмотрю сама те мультфильмы, о которых Вы пишите...Покажу ли дочке, решу после просмотров. Но всё же уверена, что ролевая игра эффективнее и полезнее...Ну и книги с моралью тоже, разумеется
26.12.2014
Ответить
Ольга
Да, с малышами после 2-х лет уже обычно понятно, как играть, а до этого возраста их просто трудно на долго увлечь, т.к. ролевые игры они пока практически не понимают. Вот поэтому я говорю про мультики — они яркие и способны удержать внимание даже годовалого ребёнка.
26.12.2014
Ответить