Чтение книг по Шичиде и не только + ссылки для скачивания
Методика Макато ШичидаДевочки, давно хотела написать этот пост: мои мысли о чтении в близости к Шичиде. Чтение: правополушарное или левополушарное?
О пользе раннего чтения спорить не приходится. Чтение способствует развитию речи, обогащает словарный запас ребенка (да и родителя тоже). Народные сказки: "Теремок", "Репка", "Колобок" и многие другие - дают первое представление о математике. Потешки, шутливые диалоги, короткие стишки знакомят с рифмой и ритмикой языка. Но меня давно стал интересовать вопрос о том, что говорят о чтении книг в школах Шичиды, как преломляется чтение к методике?
Как и многие родители, увлеченные идеями японского профессора Макото Шичиды, я располагаю всего лишь одной книгой с корявым переводом - "Шичида: теория и практика" (она же "Малыши - гении"). В ней есть небольшая глава, посвященная чтению книг. Теории не много, но, в общем-то, ответы на свои вопросы я там отыскала, и поняла, что они созвучны моим мыслям.
Итак, "если слова, речь, языки - это левое полушарие, то не должно ли чтение быть левой мозговой деятельностью? Но, оказывается, чтение провоцирует работу правого полушария". Как же это происходит? Во-первых, с помощью воображения. Мы читаем - дети представляют, рисуют в голове образы. Но чтобы воображение заработало на 100 процентов, читать нужно книги с небольшим количеством иллюстраций. Моя дочка такие не любила и не любит до сих пор. Ей нравится, чтобы картинок было много, чтобы было что рассмотреть в процессе чтения. Этот момент я тоже стараюсь обыграть в нашу пользу, начинаю задавать ей вопросы из серии "найди и покажи": тренируем внимание, учимся находить детали на общем плане. Сейчас мы пробуем читать книги с меньшим количеством картинок. Пока с переменным успехом.
Еще вариант: читать ребенку стихи или прозу, пока он играет, собирает пазл, копается в своей сенсорной коробочке или кинетическом песке... Пусть ваш голос звучит фоном, это не значит, что вас не слышат.
А еще супер вариант - аудиокниги. Ведь прослушивать их можно не только дома, но и в дороге. И это лучше чем смотреть мультики. Аудиосказки заставляют работать воображение - imaging - на полную катушку, волей-неволей ребенок начинает визуализировать образы, о которых слышит. Дома аудиосказки отлично заполняют паузу, когда вы заняты делами, а ребенок заскучал.
Мы начали слушать аудиосказки примерно с года и трех месяцев. Дочку они сразу "зацепили". И она любит их до сих пор. Начинали со сказок и стихов Чуковского, потом добавили русские народные малышковые, потом посложней, такие как "Морозко", "Иван -крестьянский сын и Чудо-Юдо", "Иван-царевич и Серый волк" и прочие. А вот после этого я нашла в сети сказки Пушкина в исполнении наших замечательных актеров: Смоктуновского, Соломина, Калягина, Фрейндлих. О, как читает "Балду" Калягин, а "Сказку о царе Салтане" Смоктуновский. Я сама заслушиваюсь. НО! Сказки, прочитанные Алисой Фрейндлих, несмотря на мое обожание великой актрисы, я ставить дочке на стала. Дело в том, что Алиса Бруновна читает шикарно, но как коренная петербурженка, с сильным северным диалектом: очень "окает". Так что пока у нас идет период становления речи, время интенсивного речевого развития, то слушать следует правильную речь, с литературным московским произношением без диалектизмов. А то потом не искореним это "оканье", нам и тульского "гыканья" за глаза хватит!)))
Здесь, на ББ, я нашла дневничок *Алинка* , которая провела просто грандиозную работу: создала роскошную картотеку аудиосказок. Пост с аудиосказками ЗДЕСЬ.
Кстати, читать книги с меньшим количеством иллюстраций советует и Марина Озерова в книге "О детском рисовании". Дело в том, что преподнося на блюдечке ребенку готовые картинки, мы тем самым "заштамповываем" детский мозг, нашу дорогую Tabula rasa, о ценности которой говорил еще великий Руссо! Когда я осознала, насколько заштампован мой мозг, мне стало страшно. Штампы "забивают" собственное творческое начало, креативность, мешают рождению новой оригинальной идеи. Ох, уж эти штампы, гнать их прочь!
В книге о методике Шичиды говорится, что родителям следует прочитывать детям не меньше трех книжек в день. Одна японская мама рассказывает, что ее сын научился читать самостоятельно. Всё, что она делала это читала много книг ему.
Шичида рекомендует читать не просто много литературы, а много разнообразной литературы. Здесь уже мне по аналогии напрашивается показ flash-карточек: большое количество, поток новой информации, не повторяющейся желательно как можно дольше. То есть не нужно "долбить" изо дня в день одну и ту же сказку и стихи, даже если они излюбленные у ребенка. Ведь всегда есть возможность добавить что-то новенькое в ежедневный репертуар. Для нас этим способом стали библиотеки. Мы записаны сразу в две. И обожаем туда наведываться. Наш читательский дневник я не слишком прилежно веду ЗДЕСЬ.
Для себе же решила, что пора притормозить с покупками детских книг, особенно это касается историй-однодневок. Сейчас очень много издается книжечек, ярких и красочных, но всего лишь с одной историей. Как правило, один раз ее прочтешь и возвращаться больше не хочется. Книги такого содержания мы теперь предпочитаем брать в библиотеке - здорово экономит бюджет. Для нашей книжной полке, если и покупаю, то только детские энциклопедии по возрасту, хорошие сборники сказок, как правило, советские переиздания, различные сборники стихов от Барто и Маршака до Усачева, дидактические материалы. Пока - всё. Мои книжные обзоры можно полистать ЗДЕСЬ.
Еще в книге о методике Шичиды советуют читать не только простые детские истории, но и научную литературу и классику. Первую, например, моя дочка слушать точно не будет, этот момент мы компенсируем просмотром детских энциклопедий: рассматриваем, обсуждаем, названия предметов и явлений я не упрощаю, использую в речи и терминологию. А классика для нас пока сосредоточилась в Пушкине и нескольких хрестоматийных стихах Тютчева, Майкова, Фета, Бунина, Лермонтова.
От чтения детям "пустой болтовни", то есть книг, облегченных для детского понимания, предостерегала философ Шарлотта Мэйсон. Она считала, что пустая болтовня вредит детскому интеллекту. Всего за два года ребенок осваивает родной язык, а кто-то и иностранный, поэтому нельзя недооценивать малышей, полагая, что им не под силу понять длинные сложные слова. Это не так.
Итак, при чтении книг мы неизбежно заставляем работать правое полушарие: активизируем воображение и фантазию, которые являются частью правого мозга. Можно подключить к работе и память, для этого обсуждаем прочитанное спустя некоторое время. Малышам рассказываете вы сами, задаете вопросы: "а что было? а помнишь?" И отвечаете за ребенка. Дети постарше сами смогут вести рассказ.
Мы всегда много читали дочке стихов. Потом я стала обращать ее внимание на рифму. В итоге сейчас (2.6 года) она легко подбирает рифму к словам, дополняет недостающим словом стишки-загадки. И мы, конечно, потрясены, но она сама придумала несколько мини-стишков! Вот, например, из раннего )))) : "Если б книги мы читали, то коровы не мычали"...
Спасибо тем, кто дочитал до конца!
А теперь полезные ссылочки на скачивание:
Сказки Пушкина в исполнении великих ЗДЕСЬ.
Книга Марины Озеровой ЗДЕСЬ. Книга о методике М. Шичиды ЗДЕСЬ.