"Как дети добиваются успеха" Пол Таф
Все о развивающих игрушках, пособиях и книгах (обзоры, рекомендации,хвастики, ссылки)Рассказать про эту книгу мне оказалось довольно сложно. Пожалуй, она относится к одной из немногих, про которую даже спустя несколько дней после прочтения и обдумывания, я не могу сказать понравилась она мне или нет.
Вся книга мне напомнила скорее обзор литературы к какой-нибудь диссертации, нежели книгу в прямом смысле. Бесконечные ссылки на то или иное исследование американских специалистов в области образования, часто сменяющиеся имена и фамилии педагогов и детей, приводили к путанице в голове. Под конец вообще все смешалось, и я перестала возвращаться к фрагментам книги, где подробно описывалась суть того или иного факта.
Многие идеи лежат на поверхности и не единожды обсуждались то там, то тут. Но когда они подтверждаются статистически достоверными исследованиями, это лишний повод призадуматься. В целом, я все-таки что-то вынесла, понравились несколько сравнений и даже мыслей, которые можно попробовать воплотить в жизнь.
(еще один маленький вопрос к модераторам, в какую категорию правильно отнести книги с родительской полки, а то я и раза в раз мучаюсь выбором:))
Основной целью исследования (ну и содержания книги в целом) было выяснение факторов, которые могут оказать наиболее существенное влияние на успех. Мне показалось, что книгу попытались разделить на три условных фрагмента по возрасту исследованных детей: дошкольный (даже скорее прям младенческий), школьный и период посещения колледжа.
В первой части книги освещены проблемы бедности, нищеты американского общества и предсказуемые последствия такого неблагополучия. Думаю, что в России проблемы приблизительно те же и мысли спокойно можно перекладывать на нас.
Выводом одного из исследований стало то, что детям из бедных семей вредит не сама нищета, а стресс, сопровождающий бедность. Иными словами то, что происходит внутри семьи и окружающем обществе, намного страшнее самой бедности.
Очень мне понравилось описание опыта с крысами, где мам-крыс разделили на 2 группы. Часть из них тщательно вылизывала и ухаживала за крысятами, которые испытывали стресс после тех или иных исследований; а часть мам была более нейтральна к детям. Спустя время, «облизанные» крысята показывали значительно лучшее результаты по многим тестам стрессоустойчивости. И это крысы! Просто крысы, которых мама чуть-чуть больше обхаживала. Что уж говорить о человеческом ребенке? Тут же где-то описано последствие реагирования или игнорирования плача в младенчестве. Достоверно подтвердили, что те дети, которых оставляли «прокричаться и они сами успокоются», потом имени довольно серьезные психологические проблемы в более старшем возрасте.
Вывод один, «даже небольшие различия в материнском стиле воспитания порождают огромные поведенческие различия у детей. Обычное хорошее родительское воспитание способно в корне изменить перспективы ребенка на будущее» (цитата).
Далее вторая часть книги, посвящена школьному воспитанию. Здесь автор наиболее часто ссылается на работы, которые посвящены воспитанию характера ребенка. По его мнению, характер - это не более чем навык, который нужно воспитывать, который оказывает прямое воздействие на успех ребенка в будущем. Никаких конкретных примеров развития той или иной сильной стороны характера, я в книге не встретила. Просто описание как мотивация, целеустремленность, столкновение с трудностями и тому подобное влияет на жизнь в дальнейшем. Местами интересно, но что-то вынести для себя мне было сложно.
Понравилась мысль, что в раннем подростковом возрасте «вылизывание и уход» уже совершенно не актуальны, здесь важен иной вид внимания к детям, важно воспринимать их всерьез, верить в их способность и даже бросать им вызов, подталкивать тем самым к самосовершенствованию.
И последняя часть книги посвящена студенчеству. Разбирается способность или неспособность окончить высшее учебное заведение «уже не детьми». Тут скорее снова разбор последствий всего, что было ранее и как это сказалось на результат их учебы сейчас.
Резюме по книге: наверное, я для себя отношу ее к категории «проходная», в принципе, не жалею, что прочитала, но если и не прочитала бы, мир бы не рухнул. Основная мысль одна (снова и снова, из книги к книге) - «защищайте ребенка от стрессов и серьезных травм, обеспечьте ему безопасность, поддерживающие взаимоотношения с родителями, определяйте границы, правила, не забывайте о дисциплине - и тогда с очень большой вероятностью воспитаете храброго, любознательного, доброго и честного человека» (цитата).