Гиппенрейтер Юлия - Общаться с ребенком. Как?
Книги для родителейДелюсь впечатлениями от книги Гиппенрейтер Юлии "Общаться с ребенком. Как?". Эта книга построена по урокам и приведены конкретные примеры общения с детьми. Вкратце для себя фиксировала основные мысли автора (под катом). Читать можно и до рождения ребенка, но с взрослением ребенка перечитывать - в каждом уроке даются не только советы, но и практические задания, выполняя которые Вы приблизитесь к решению проблемы.
Урок 1. Ребенка нужно принимать безусловно, какой он есть. Неприятие должно быть отдельных его действий, но никак не ребенка в целом. Взять за правило не менее 4 объятий в день.
Урок 2. Не вмешиваться в самостоятельные дела детей. Не критиковать за ошибки - дети учатся самому процессу обучения, ошибки неизбежны. Ошибки обсуждать позднее, в спокойной обстановке.
Урок 3. Помочь ребенку, если ему трудно и если он ГОТОВ принять помощь: при этом делать только то, с чем он не сможет справиться самостоятельно. По мере освоения новых действий ребенком - передавать их ему.
Урок 4. Снимать с себя ответственность за личные дела ребенка, передавать их ему. Позволять сталкиваться с отрицательными результатами своих действий/бездействий. В совместных делах использовать дружелюбный тон, а не поучительный. Использовать вспомогательные средства, например, списки дел, последовательность действий (ребенок не может одеться самостоятельно - нарисовать ему схему, что за чем следует надевать).
Урок 5. При эмоциональной проблеме нужно активно слушать, обозначить словами его чувство. Принципы активного слушания:
- повернуться лицом, глаза на одном уровне;
- не задавать вопросы, говорить в утвердительной форме ("Я вижу, что ты расстроен");
- держать паузу после своих реплик и реплик ребенка;
- повторить, что случилось с ребенком, обозначить его чувство ("Тебя не позвали на праздник, и ты обижен").
В итоге активного слушания ослабевает отрицательное переживание, ребенок рассказывает о себе всё больше, ребенок сам продвигается в решении проблемы.
Урок 6. Избегать неправильных автоматических реакций на действия ребенка: приказы и команды; нотации и лекции; предупреждения и угрозы; мораль и нравоучения; советы; обзывание и высмеивание; догадки и интерпретации; выспрашивание и расследование; уговоры и увещевания; уход от разговора. В книге описывается каждая из этих реакций, даются практические советы.
Урок 7. Если ребенок вызывает отрицательные эмоции - сообщите ему об этом, но говорить при этом от 1-го лица (!), о себе, а не о его поведении ("Я расстариваюсь, когда игрушки разбросаны по дому"). Не требовать невозможного (например, бегать - естественная потребность детей), изменить окружающую обстановку (сделать ее безопасной для определенных действий), правильно оценивать возможности детей (в пять лет он не сможет помочь донести тяжелую сумку).
Урок 9. У ребенка должны быть правила и ограничения! Их не должно быть слишком много и они должны быть гибкими. Требования должны учитывать важнейшие потребности ребенка. Сообщать правила необходимо дружелюбным тоном. В качестве наказания необходимо лишать хорошего, а не делать ребенку плохо.
Книга в целом хороша, т.к. даны пути решения проблем, но мне всё равно по итогам прочтения не совсем ясно, как все эти советы внедрить в жизнь. нужен постоянный контроль - говорить так и не говорить так (активное слушание и похвала), делать так, а не так. Возможно, тут просто нужна практика. Сама автор и говорит, что автоматические реакции (урок 6) необходимо просто заменить на правильные.