Латта Найджел - Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума
Книги для родителейРекомендую к прочтению всем: у кого уже есть дети, у кого они только появятся и у особенно тем, у кого уже есть проблемы в поведении детей. Книга представляет собой практические советы по основным проблемам в поведении детей и приведены конкретные примеры их решения.
Под катом тезисное содержание книги.

Книга начинается с выделения 10 основных правил, которые лежат в основе решения любой проблемы:
1. Выстроить с детьми отношения на основе уважения, уделять время общению.
2. Относиться к детям с симпатией (звучит парадоксально, но автор описывает свое понимание безусловной любви к ребенку и симпатии)
3. Дети - это пираньи, они жаждут внимания.
4. Поощрять хорошее и игнорировать плохое
5. Детям нужны границы
6. Быть последовательным
7. Не прощать ужасного поведения
8. Составить план исправления нежелательного поведения
9. Поведение ребенка - это его форма общения
10. Не сражаться с хаосом
Проблемы со сном.
Необходимо выработать четкую схему: ужин - купание - сказки - укладывание в кровать - засыпание - время для взрослых. Распорядок обязателен уже с младенчества. Автор пишет, что плач еще никому не повредил и серьезной психологической травмы ребенок не получит от того, что вы оставите его прореветься. Если ребенок не засыпает и плачет, то заходите к нему в комнату сначала через 5 мин - поглаживаете (но не разговариваете), потом через 6 минут и так увеличивая интервал. Данный метод очень быстро приучает ребенка ко сну.
Проблемы с питанием.
Три основных правила:
- Голодные дети едят
- 20 раз отвернется, один раз съест (важно предлагать, но не заставлять)
- Научить ребенка прислушиваться к желудку, а не смотреть на тарелку (никогда не заставлять доедать)
Проблемы с горшком.
Приучать ребенка нужно только тогда, когда он ГОТОВ (автор говорит, что раньше года приучение к горшку бессмысленно, как правило) .
Шаг 1. Создать мотивацию. Сообщить ребенку, что пока садиться на горшок нельзя - только смотреть. Превратить горшок в веселое - украсить, придумать о нем сказку. Создать впечатление, что грязные подгузник - это неприятно. Воспользоваться обратным отсчетом (отметить день, когда ребенок станет большим, радоваться его приближению).
Шаг 2. Научить сначала игрушку ходить на горшок (в форме игры, при этом ребенок сам определяет, когда игрушка "захотела" на горшок).
Шаг 3. После этого наступает очередь малыша. Нужно выбрать "взрослые" штанишки, давать побольше воды и каждые 2 часа спрашивать - не хочет ли он в туалет. Если ребенок после этого отказывается сеть на горшок, то начать всё позже с первого шага, с мотивации. Если получилось - то хвалить (возможно сладкое поощрение). Не раздражаться промахам. После получившегося "сухого" дня - "сухая ночь".
Капризы.
1. Игнорировать плохое поведение, хвалить хорошее. Эффективная похвала: за конкретные дела; выражает личное отношение ("мне понравилось..."); сосредоточить на похвале внимание (не хвалить, уткнувшись в газету); выглядеть радостным; физический контакт; похвала должна быть немедленной.
2. Переключение внимания: сменить тему; сосредоточиться на приятной части; придумать приятный способ перейти к желаемой действительности; стать идиотом; использовать вранье ("там динозавры").
Использование схем и методик контроля за поведением.
Определить 3 степени тяжести поведения. Наклейки (рожицы за поведение в течение дня - итоговая награда или наказание). Тайм-аут. Лестница неминуемой судьбы (аналог наклеек. Нарисовать лестницу с периодом времени по 30 минут - время отправки спать. За непослушание фишка передвигается вниз - ребенок отправляется спать раньше. При этом должны быть компенсации, сделал полезное дело - фишка вверх. Полезные дела можно прописать на карточках. Плюс награда за хорошие дни/неделю). Счет до трех, таймер микроволновки.
Безопасность детей.
1. Общение! Ребенок должен знать, что может поговорить с родителями на любую тему.
2. Прислушиваться к детям
3. прислушиваться к интуиции
4. Принимать участие в делах детей
5. Задавайте детям вопросы
6. Научить ребенка прислушиваться к внутреннему звонку.
Руководство по решению проблем.
Шаг 1. Опишите подробно проблему
Шаг 2. О чем говорит поведение ребенка? Обычно поведение определяется очень простыми желаниями - например, жажда внимания.
Шаг 3. Что заставляет такое поведение повторяться? т.е. для должен положительный момент для ребнека от такого поведения, например, внимание родителей.
Шаг 4. Опишите четко цель, к который необходимо прийти.
Шаг 5. Определить шаги и инструменты, необходима четка схема по шагам. И твердо стойте на своем!
Краткая таблица инструментов и методик по исправлению поведения:


Для каждой методики автор приводит пример из практики с готовым решением. В конце книги дается практическое задание по проблемной семье и подробно составляется схема пошагового решения проблем этой семьи.