Музыкальное занятие 3. "Насекомые"
Музыкальное развитиеЗанятие в этот раз получилось подвижное, танцевальное, игровое.
Рассказы и разговоры о произведении до слушания и после.
0) Когда я позвала Варю на музыкальное занятие, она для начала попросила включить ту музыку, где части! Для меня это было неожиданно и очень приятно. Поэтому в начале мы прослушали 10 концерт Корелли, немного потанцевали и вспомнили смычковые инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас), я изобразила, как на них играют.
Хочу здесь отметить, что Варя теперь периодически просит включать ей кончерто гроссо Корелли. Мы уже слушали десятый (более помпезный), первый (более церковный, полегче и повеселее, порадостнее), второй (более контрастный, то веселая музыка, то грустная, местами даже трагичная). Варя с удовольствием под эти концерты танцует. Мне тоже начала нравиться эта музыка. Удивительно, но чем больше слушаешь, чем больше вдумываешься, тем больше проникаешься.
Вот совершенно замечательная цитата японского скрипача Синити Сузуки (умер в 1998 году в возрасте 99 лет):
"Постоянные повторения - это не значит заучивание, а помощь в раскрытии смысла музыкального произведения" - согласна целиком и полностью, проверено на собственном опыте.
1) Прекрасная музыка норвежского композитора (не знала, что норвежский) Эдварда Грига "Бабочка". Повязываем полупрозрачные платки - "крылья", и порхаем!
Послушаем это произведение в записи Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса и Эдварда Грига. У Гилельса темп быстрее, однако у Э.Грига несмотря на более сдержанный темп пьеса звучит очень легко. От исполнителя зависит очень многое, важно не потерять образ, правильно передать то, что задумано композитором. В данном случае музыка должна быть воздушной, легкой, беззаботной, произведение имеет конкретное название и мы можем представить себе образ. Легкость и изящность зависит не только от темпа. Важны кульминации, должна быть четкая артикуляция и независимость пальцев, а излишнее давление, делает исполнение тяжелым, что недопустимо в данном случае, то есть пальцы должны касаться инструмента легко. Эта необходимая легкость - «порхание бабочки».
Другие средства для более яркой ассоциации звукового колорита:
Послушаем гамму A-dur , в этой тональности написана пьеса и Э. Григ выбрал ля мажор не случайно. А.Н. Скрябин обладавший «цветным» слухом приписывал этой тональности зеленый цвет. Н.А. Римский - Корсаков так характеризовал эту тональность:«Ясная, цвета вечной молодости, вечной юности». Б.В. Асафьев считал ля мажор радостным и пьянящим. Все это неудивительно, ведь бабочки живут только летом - в пору солнца, зелени и цветов.
Посмотри на картину современной американской художницы Каролин Блиш, она излучает тепло, солнце, мажор. Взгляд девочки сосредоточен на маленькой и хрупкой бабочке.
В японской гравюре художника Утагава Тоёкуни (также известен как Утагава Кунисада, Япония, 19 век) изображен легкий полет, который Григ изобразил посредством хроматических пассажей.
Хрома (греч.) - цвет. Хроматический цвет это тот, который не принадлежит к черно-серо-белому ряду.
Это пассажи с использованием диезов и бемолей, т е хроматически повышенных или пониженных ступеней .
А пассаж это быстрая такая дорожка вверх или вниз
Обращение к литературе и поэзии также поможет нам в формировании образа. Читаем вместе стихотворение А. Фета «Бабочка»
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
и цитату И.С. Тургенева из романа «Отцы и дети»:
«...сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое -сходно с самым веселым и живым».
Слушаем произведение «Бабочка» в исполнении Грига (1906) ещё раз.
Основу для работы над "Бабочкой" взяла здесь.
2) Поём В траве сидел кузнечик. На третий раз пытались отхлопывать ритм.
3) Пчёлки Железновы (там, где чисто музыка) - пока музыка играет, пчёлки летают, как закончилась, садимся на цветочки. Со мной так поиграли трижды, потом Варя продолжала без меня ещё несколько раз.
4) Дальше немного танцев под песенку "Старый добрый жук", играли в ладушки и жмурки. Катюшке очень нравятся ладушки (не игра вдвоём, а малышковая), последнее время любит хлопать в ладоши и ладошками по поверхности.
С Варей над ладушками надо ещё работать, слишком много эмоций, это мешает сосредоточиться.
5) Дальше слушаем "Полёт шмеля" Римского-Корсакова, воображая и изображая, как этот самый шмель летает, жужжа своими крыльями.
Ещё играли, гоняясь по комнате за воображаемым шмелем, как в сказке о царе Салтане, заодно вспомнили этот эпизод.
Варя принесла книжку и мы прочитали фрагмент:
«Полёт шмеля» - оркестровая интермедия, написанная Николаем Римским-Корсаковым для его оперы «Сказка о царе Салтане», сочинённой в 1899-1900 годах. Интермедия оканчивает третий акт, в котором Лебедь-птица обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу (который не знает, что он жив).
Этот текст исполняется Лебедь-птицей в начале интермедии:
(Гвидон спускается с берега в море. Из моря вылетает шмель, кружась около Лебедь-Птицы.)
ЛЕБЕДЬ-ПТИЦА:
Ну, теперь, мой шмель, гуляй,
Судно в море догоняй,
Потихоньку опускайся,
В щель подальше забивайся.
Будь здоров, Гвидон, лети,
Только долго не гости!
(Шмель улетает.)
«Полёт шмеля» известен благодаря своему невероятно быстрому темпу исполнения: тональности меняются почти непрерывно, со скоростью вплоть до шестнадцатых. Таким образом, основной трудностью для музыканта является не высота или диапазон звука, а чисто физическая возможность двигать смычок взад-вперёд со столь колоссальной скоростью.
Хотя оригинальная версия оперы милосердно распределяла особенно быстро исполняемые отрывки между двумя скрипачами в тандеме, спустя век после написания «Полёт» стал классической презентацией виртуозов-одиночек (вне зависимости от того, используют ли они скрипку или какой-нибудь другой музыкальный инструмент) и благодаря этому является самым известным в мире произведением композитора.
В контакте есть несколько замечательных вариантов исполнения: и классический, и гитарный, и хоровой. В моей подборке вк про насекомых есть 6 вариантов "Полёта шмеля", которые слушали мы.
6) Продолжаем занятие кружась под восхитительную музыку Чайковского из Щелкунчика - Вальс цветов. Можно представить себя прекрасной бабочкой, в восторге порхающей над цветущим лугом, можно - пчёлкой, радостной, любящей душистые цветы, полные сладкого нектара, а можно - девочкой/мальчиком, беззаботно бегающей по лугу, любующейся удивительными, красивыми цветами, ловящей сачком бабочек...
(Дмитрий Кустанович, совр.худ., род.в Минске, живет в СПб)
(Ирина Капустина, совр., СПб)
Малышка участвует в наших танцах тоже, я её кружу, подбрасываю, нежно покачиваюсь с ней, держа под животик "ныряю" вперёд и в стороны, прыгаю и приседаю с ней. Катюшка от этого в восторге, особенно ей нравится "лететь" на человека, смеется заливисто, повизгивая от восторга. Варе тоже очень нравятся совместные танцы.
7) Завершаем занятие на спокойной ноте: умиротворяющая музыка из Каникул строгого режима подходит для этого как нельзя лучше. Мы часто включаем её, очень она нам нравится. Можно прилечь, представив, что мы в поле теплым ясным летним вечером под стогом сена, наслаждаемся закатными лучами солнца, прикрыв немного глаза, потом смотрим и видим небо, окрашивающееся разными цветами, слушаем звуки природы, так спокойно, тихо, душевно...
На середине 5го пункта мы вынуждены были прерваться, так как пришёл папа с работы. Продолжили с 5 пункта в другой день.
Ссылки на все мои аудиоподборки вк по теме "Насекомые" (тут и песенки (отдельного внимания заслуживают песенки из сборника О многих шестиногих, которые исполняют знаменитые артисты), и классическая музыка, и звуки природы, и аудиосказки и пр.):
Ещё мы слушали песенки с диска Знакомые насекомые.
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.