Развивающая среда дома
Методика Марии Монтессори
"И так как не может быть умственного развития без упражнения, ни упражнения без внешнего материала, на котором можно упражняться, то необходимо среду, окружающую ребенка, обставить средствами развития (заранее определенными и проверенными научными опытами) - и предоставить ребенку свободу самому развиваться при их помощи."
Мария Монтессори
После прочтения книги Марии Монтессори "Помоги мне сделать это самому" и книги Виктории Дмитриевой "Методика раннего развития Марии Монтессори от 6 месяцев до 6 лет", мне тоже захотелось создать подобие такой среды у нас дома. У меня сформировалось следующее представление о развивающей среде:
1) Безопасность (актуально когда ребенок начинает ползать)
Это когда я твердо уверена, что без моего присмотра ребенок не навредит своему здоровью: нет доступа к мелким, острым и бьющимся предметам, розеткам, окна заблокированы, шнуры электроприборов спрятаны, скатерть со стола стянуть не получится. Честно говоря, предусмотреть все невозможно, детишек мыслят иначе и всегда могут найти приключения, но все-таки взрослые должны максимально постараться обезопасить малыша.
2) Здоровье (актуально всегда)
Это проветривание квартиры, поддержания температуры и влажности воздуха. В идеале это место для детского спортивного комплекса. Организация ежедневного купания.
3) Правильные игрушки (актуально всегда)
Наверное главное, чтобы игрушки соответствовали возрасту или чуть-чуть опережали. Ну и естественно были безопасными и экологичными.
4) Дидактические материалы (актуально +/- с 6 месяцев)
Под этим я понимаю все предметы, которые направлены на изучение того или иного предмета или развитие навыков. Например, карточки, плакаты, сенсорные коробки, материал для изучения цветов и форм, материал для развития мелкой моторики, материалы для творчества, развивающие пособия и т.д.
5) Детская мебель и организация пространства (актуально +/- с 1,5 лет)
- Стеллаж с низкими полками для книг и игрушек
- Маленький столик и стульчик
- Табуретки-лесенки (например, в ванной, чтобы ребенок мог сам дотянуться до крана и помыть руки)
- Маленький шкафчик или крючки для одежды
Организация такой среды поможет Вам быть уверенными в том, что ребенок развивается в соответствии с его потребностями, гармонично и самостоятельно, где участие взрослого заключается в наблюдении и оказании помощи, только когда ребенку требуется, ведь главный девиз "помоги мне сделать это самому".
Как обстоят дела у девочки Маши?
Можно сказать, что созданием развивающей среды я начала заниматься, выйдя в декретный отпуск. Мы начали с генеральной уборки, расхламления всех шкафов и прочих потайных уголков. Все мелкие, острые, колючие предметы перекочевали в верхние полки. Также семейный архив фотографий и аптечка. Нижний ярус заполнился одеждой, полотенцами и постельным бельем.
Дальше пришлось встретиться с суровой реальностью лицом к лицу: квартира малогабаритная, все игрушки с пометкой Монтессори стоят, как чугунный мост, а тут еще меня кладут в роддом за 2 недели до ПДР!!! Пришлось вспоминать о голосе разума и обуздать свои наполеоновские планы;)
Я искренне мечтала о спортивном комплексе Ранний старт, но наша квартира, к несчастью, никак его не предусматривает. Но я не впадаю в отчаяние, ведь двигательную активность мы спокойно компенсируем на детских площадках, гуляя по два раза на дню. А пока гуляем наша квартира как раз изо всех сил проветривается.
Игрушки - это моя нелюбимая тема (под игрушками я понимаю то пластиковое многообразие, которое нам навязывают маркетологи!) Магазины игрушек - ненавистное место! Если ты туда попадаешь, то обязательно выходишь с недешевой покупкой, на коробке которой многообещающие лозунги. А потом твой ребенок играет с игрушкой 5 минут, с упаковкой от игрушки еще 10, а потом с упоением таскается с пустой пластиковой бутылкой весь вечер! Я - мать-ехидна, я практически не покупаю ребенку игрушки. Большинство игрушек у нас получены в подарок. Игрушки, которые Маша перерастает, мы раздаем нашим младшим друзьям. Таким образом, на момент написания этого текста (Маше 1,8) все ее игрушки выглядят так:
В коробе игрушки для ролевых игр (посуда, пластиковые овощи и тд), в коробке самые разные мячики + сетка с игрушками в ванной + игрушки для улицы в коляске. И меня все подмывает что-нибудь еще отдать поскорее;))
Совсем иначе у нас обстоят дела с тем, что я подогнала под единое понятие "дидактические материалы". Их у нас много и они постоянно пополняются:
1) Дидактические плакаты.
Стены нашей квартиры стали заполняться дидактическими плакатами, когда Маше исполнилось 4 месяца (может это и слишком рано, но она действительно с интересом разглядывала вновь и вновь прибывающие картинки)
Вот наша стена на кухне на данный момент:
2) Карточки. Появились примерно в то же время. Первую свою карточку Маша бесщадно изничтожила (помяла, а потом обглодала). Тогда мне на глаза попалась коробка из под пиццы - к ней я карточки приклеила, разрезала ножом для бумаги, а потом каждую из них замотала скотчем. Карточки стали неубиваемыми! Правда это довольно времязатратный процесс, поэтому делать их стоит порционно. Зато они до сих пор являются одной из самых любимых игрушек (сейчас играем с ними в игры на развитие памяти по Шичиде)
3) Уголок для творчества
В роли такого уголка у нас выступает стульчик для кормления и прилегающие к нему стены. Правда где-то с полутора лет Маша стала лепить и рисовать за своим маленьким столиком. Сейчас подумываем прикупить мольберт.
5) Монтессори-материалы. Из них у нас есть: самодельный бизиборд, рамки-вкладыши, шнуровки, копилки, предметы для развития навыков повседневной жизни (щеточка для пола, совок, тряпочка для пыли, губка для посуды), сенсорные коробки, пирамидки, стаканчики, сыпучести. От мысли купить все возможные материалы методики, я отказалась. Потому что не стоит забывать: методика написана для детских садов (а не домашнего обучения), рассчитана на группу учеников разного возраста (от 3х лет и старше) и на специально подготовленного педагога!
Доска у нас не очень эстетически приглядная, но ей простительно - она действительно сделана исключительно из подручных материалов, на даче, моим братом. А главное она горячо любима Машей.
6) И последним пунктом объединю вместе все наши пособия по развитию, пазлы, лото и все такое прочее, что мы используем в занятиях.
Мебель
Стеллаж - это определенно удачное решение для хранения игрушек. Правда у нас нижнюю полку занимают книги. Маша всегда сама выбирает что и когда мы будем с ней читать.
А когда я вижу, что у Маши пропадает интерес к какой-то игрушке/монтессори-материалу я просто убираю ее с глаз долой на месяц-два, а потом вновь выставляю и она вызывает интерес пуще новой!
Столик и стульчик появилась у нас в 1,3 и с тех пор мы ими пользуемся, правда самостоятельно садиться и вставать со стула Маша начала где-то в 1,6 года.
Вот так выглядит Машин уголок:
В коридоре низкие крючки, на которых раньше висели сумки и зонты теперь во власти Машиных курток и комбинезонов;)
Такая организация среды помогает мне воспитывать в ребенке самостоятельность, подогревать его интерес к познанию, а главное чувствовать себя спокойно ведь и без моего постоянного участия процесс развития происходит естественно, сам собой.
Полезные ссылки:
О системе Марии Монтессори http://www.umka.by/methods/montessory.html
Обзор книг по методике https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/3053161
Создание среды домаhttp://www.babyroomblog.ru/wp/sozdanie_montessory_sredy_doma.html
Список необходимых игрушек для детей до 1 года http://razvivash-ka.ru/neobhodimye-igrushki-dlya-rebenka-do-goda/
Отличная статья о том, как может помочь Икеа в создании развивающей среды у вас дома (англ язык) Montessori at IKEA
Murzyana
Отличная статья, спасибо! Как раз вовремя, интересует эта тема очень. Первая картинка такая классная) И за ссылки спасибо!
26.10.2015
Ответить
Nofilter_mama
Да уж, все эти прекрасные вдохновляющие картинки!!! Но в них кроется опасность, когда смотришь на свою квартиру и не видишь большого сходства с просторами, окнами, светом, как на картинках!(( тут главное не пасть духом!!!
А если все же хочется еще красивых картинок, то на сайте Pinterest.com ведите в поиске Montessori room
26.10.2015
Ответить
Murzyana
Ну мы в этом плане привычные) духом не падаем) погляжу по вашей наводке)
26.10.2015
Ответить
Nofilter_mama
Лена, спасибо за высокую оценку! Очень рада, что кому-то может быть полезен наш опыт "невпадания" в крайности! ;)
25.10.2015
Ответить