Музыкальное занятие 5. Осень Вивальди.
Музыкальное развитиеВ этот раз предлагаю получше познакомиться с Осенью Вивальди, внимательно прослушать разные части произведения, услышать, чем они отличаются, обсудить характер музыки, ознакомиться с биографией композитора.
Леонид Афремов.
Времена года (итал. Le quattro stagioni «Четыре времени года») венецианского композитора Антонио Вивальди - одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Написано в 1723 году, впервые опубликовано два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу.
Сонет (предполагается, что автором стихов является сам композитор):
Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.
Осенняя часть начинается танцем и песней крестьян. После грозы приходит осенний праздник урожая. Ритмом мелодий передается жизнерадостное настроение. "Разливается" вино, захмелевшие крестьяне танцуют нетвердой походкой, они поют, хоть и трудно различить слова. В конце песни скрипка замирает, все погружаются в хмельной безмятежный сон. Тихо спускается ночь, делая звуки таинственными и обманчивыми. Начинается осенняя охота. Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя.
Слушаем произведение, иллюстрируя и комментируя разные части.
После опустошающей бурной грозы приходит осенний праздник сбора урожая.
Крестьяне веселятся, танцуют и поют. Нисходящие, быстрые, но отчасти нерешительные пассажи намекают, что было выпито много хорошего вина, и настроение у всех превосходное.
Питер Брейгель старший. Свадебный танец на свежем воздухе.
В средней части, в таинственном, сказочном адажио, краткий спокойный сон, похоже, снизошёл на некоторые из этих веселых пьяных компаний, и (вторая часть) вся деревня как будто оказалась во власти Вакха, бога вина. Pianissimo (очень тихо) у струнных звучит на фоне ломанных аккордов клавесина, и создается ощущение покоя и отдыха.
Но вдруг мирный сон крестьян прерывается, и все просыпаются от звуков охотничьих рожков (третья часть). Оркестр и солист перекликаются друг с другом охотничьими позывными, и вот уже начинается погоня.
Теперь прослушаем произведение ещё раз, но уже акцентируясь на различных музыкальных аспектах. Стараемся прочувствовать музыку, её характер.
Концерт №3 фа мажор «Осень»
1. Allegro, ballo e canto de'villanelli. Танец и песня крестьянских парней;
Принцип построения музыкальной мелодии в первой части, в которой преобладает темп Allegro, напоминает часть «весенних» концертов, где пассажи скрипки соединяются с басами, повторяются, звуки летят весело, легко и восторженно и постепенно стихают.
Вторая часть этого концерта - тихие и безмятежные напевы темпа Adagio, в котором главным организующим фактором становится гармония. Изворотливая и нежная мелодия усиливается басом, мелодичное движение идет вверх, как в оркестре у чембало, так и в голосах скрипок и солиста. Спокойствие и некоторое оцепенение вызывает унисон виолончели, органа и контрабаса, аккорды отделены друг от друга, амплитуда звучания медленно раскачивается, уходит вниз и замирает.
Третья часть концерта - поздняя осень с трублением охотничьих рожков и гоном зверя. Быстрый ритм Allegro выражен танцевальным жанром и обогащен звукоизбирательными элементами, рисующими четкую картину - скачка на конях, погоня и логическое завершение охоты, когда басовые голоса продолжают звучание скрипок, скандируют ритм и выдерживают паузу, создавая впечатление остановки мелодии.
Буду рада, если поделитесь своими идеями для занятия по произведению Вивальди Осень. Какие бы иллюстрации подобрали? Может, есть идеи, какой танец можно станцевать под первую часть?