Вырастить гения?
Программы раннего развития и ранее развитие само по себе сегодня - одна из топовых идей. Множество сайтов, тысячи специальных центров, масса книг, игр и всего прочего созданы специально для мам, желающих взрастить из своего чада настоящего гения. Методики проработаны от и до, разносторонность материалов и сфер их применения поражает. Казалось бы, бери - и расти с пелёнок маленького Кулибина. Вот только... Меня как-то смущают все эти программы. Нет, не то, чтобы я противница раннего развития. Скорее, я сторонница развития своевременного. Нельзя дать ребёнку больше, чем он сможет взять. В смысле, дать-то можно, но вот только совсем не нужно, мне кажется. Почему-то в моём представлении мироздания в каждом из нас изначально заложена своя программа развития. То есть, грубо говоря, в каждый конкретный момент человек интуитивно знает, что ему надо для существования и развития. То есть ребёнок гораздо лучше своих родителей чувствует, что для него в данный момент лучше и нужнее. Ну, это примитивно говоря. Конечно, проблема в том, что не всегда он может это объяснить, но и этот вопрос природа решила хитро: дитё играет, привлекает взрослых в свои игры, интересуется чем-либо и остаётся равнодушен к чему-то совершенно несвоевременно ему данному. Впрочем, его интерес - не константа, он постоянно изменяется, тем самым меняя и вектор развития в соответствии с потребностями малыша. И на мой взгляд лучшая программа и методика развития малыша - это внимание мамы к его интересам и потребностям, её умение слушать и слышать своего ребёнка, понимание его наклонностей или задатков (а точнее - старание понять и разглядеть) с самого-самого начала. Помните идею "Азазеля" Акунина? Мне кажется, что-то в этом есть. У каждого человека и человечка изначально заложена способность к чему-то. И большая честь родителям, которые как можно раньше сумеют вычленить это способность и помочь развить её. Но! не путать с "натаскиванием": талант ребёнка нельзя развивать в угоду своим амбициям... Увлекаясь же различными развивающими программами, родители иногда рискуют потерять эту самую "ребёнкину жизненную тропинку" и, что гораздо хуже, - "спрятать" её и от ребёнка. И тогда получится, что в период, природой предназначенный для активного физического развития ребёнок будет учить буквы, во время, благоприятное для развития памяти, - танцевать и петь и т.д. В дальнейшем же ребёнок потеряет ту самую ниточку "саморазвития", которая должна была вести его по жизни, указывая на то, что нужно и важно для него здесь и сейчас. Дднако это не значит, что программы развития совершенно не нужны. Просто не нужно, на мой взгляд, ими слишком увлекаться. И не нужно их навязывать. Конечно, приятно, если ваш ребёнок будет читать в три года бегло и "про себя". Однако если ему "дано", то он будет делать это и без специальных программ. Он просто будет интересоваться у вас, просить показать буквы - вот в этом случае и стоит доставать заветные карточки со словами согласно прогрессивной методике :) Примеры - сколько угодно. Далеко не пойду - я читала "про себя" книжки со сказками без картинок уже в 3 года, сестра - ещё раньше. У знакомой девочки сын в 1,9 просит показать буквы и интересуется всем, что касается чтения. Ну и так далее. Навязывание же ребёнку массы развивающих программ без разбора и индивидуального подхода, на самом деле, бесполезен только в лучшем случае. В худшем оно чревато серьёзными психологическими проблемами малыша и "недоразвитием" тех способностей, которые были принесены в жертву новейшим методикам. Чаще всего - это коммуникативные навыки ребёнка. Психологические же проблемы могут быть выражены в повышенной тревожности, замкнутости, различных невростических проявлениях. Это не значит, что все программы раннего развития надо взять и сжечь в большом костре на центральной палощади. Нет, они весьма полезны и действительно эффективны. Но только проводником в мир знаний должны служить не они, а собственные потребности и возможности ребёнка. А значит, главная задача родителей, по-прежнему, - не приобретать яркие современные многофункциональные игрушки и книжки, а постоянно прислушиваться и приглядываться к своему ребёнку. и тогда он возьмёт всё нужное сам, безо всяких суперпрогрессивных программ и разработок. Сумбурно, наверное, получилось, но это вот такой вот мой "поток сознания на тему" был :) Спасибо за внимание :)
Юлька
Совершенно согласна :) Главное - предложить, выбор всегда должен оставаться за ним.
29.04.2010
Ответить
Маша
Со старшим увлекалась ранним развитием,но занималась только сама,без всяких центров.Я точно знала,чем он хочет заняться в данный момент,а чем нет.В центре,особенно на групповых занятиях,никто не спрашивает чего ребенок хочет,у них есть программа и они идут по ней,с подобным я столкнулась.На примере своего сына ,считаю,что раннее развитие необходимо.Я пока очень довольна тем,что у меня получилось.В 14 лет он владеет 2 языками,любит читать,имеет разряд по плаванию и пояс по борьбе.Его не интересуют уличные компании и это меня радует больше всего.С остальными детьми сложнее(у меня их 4)просто физически я не успеваю,а может быть просто устала.
15.05.2010
Ответить
Юлька
Занятия с мамой - это лучшее развитие. Скорее всего, именно Ваше внимание к сыну и дало такой эффект. Что же касается различных специальных программ - внизу, в комментариях, есть ссылка на замечательную статью в ЖЖ. Мне она показалось весьма убедительной. Общая мысль: ребёнок способен усвоить всё в своё время.А каким образом Вы точно узнавали, чем сын хочет заняться в данный момент?
17.05.2010
Ответить
Маша
Он очень рано заговорил,поэтому обычно сам выбирал занятие,либо я просто предлагала,а он соглашался или нет.Потом мы очень много разговаривали,его интересовало все подряд,шли по улице и как говорится "что вижу,то пою",любая мелочь вызывала интерес.Ну а с секциями,просто методом проб и ошибок.Рисование не пошло вообще,пение позанимался год,потом бросил,а вот плавание и борьба зацепили.
17.05.2010
Ответить
Юлька
В моём представлении, это и есть разумный подход :)А во сколько он у Вас заговорил?
17.05.2010
Ответить
Маша
Отдельные слова,достаточно много ,до года,в 1и 4 уже стишки рассказывал.У него хорошая память,мы поступали в школу в 5 лет (нулевой класс),на тестировании рассказывал "Бородино" полностью.Я его не натаскивала,выучил с удовольствием,потому что в тот момент очень интересовался этой битвой.мы живем рядом с Бородинской панорамой,часто туда ходили.Сейчас готовлю в эту школу младшего,но с ним гораздо сложнее,а все потому,что времени на малышей не хватает,они ходят в оч. хор. сад,где куча развивающих занятий.результат совсем не тот.Отсюда и вывод,что заниматься нужноно лучше с мамой.
18.05.2010
Ответить
Анна ツ
для того чтобы ребенок заинтересовался чем-то нужно ему это предложить. у нас к примеру, дома стоит шведскаю стенка с ее 7 месяцев - когда хочет, тогда и лазит, на полу лежит ватман и карандаши - тоже когда хочет, тогда рисует. есть кубики с буквами и азбука поющая. а так же есть куча красок, теста и т.д. но если бы этого не было, то как бы она мне сказала что ей нравится ковырять тесто. я просто не напираю - хочешь весь день по стенке лазить - пожалуйста, хочет полепить - она ткнет пальчиком в тесто (т.к. его я убираю чтобы мебель не перепачкала), карандаши и бумага в свободном доступе. я вообще ей ничего не запрещаю, даже щебень на улице перебирать ))) это ведь мелкая моторика )))
28.04.2010
Ответить
Юлька
На мой взгляд - это и есть самый правильный подход. Предложить максимальный спектр развлеченй и игр и предоставить ребёнку самостоятельно чем, как и насколько часто он будет играть :)У нас например купленные мнойпару недель пальчиковые краски по назначению пока не особо прокатили (1,2 года). Зато с каким удовольствием сын из них башенки строит! :)))
29.04.2010
Ответить
Лен"ОК
Согласна.Считаю, что не нужно делать упор на то, что ребенку в любом случае предстоит усвоить в более старшем возрасте (цифры, буквы, цвета) в ущерб тому, что помогает ему развиваться в первые годы жизни. Ведь что бы не говорили сторонники раннего развития, в сутках все же всего 24 часа, и время, потраченное на что-то одно, уже не потратить на другое:)И согласна при этом, что детям многое дано свыше:) Некоторые "развивающие" родители не могут дождаться желаемых результатов, тогда как "намеренно берегущие от излишней информации", наоборот, вынуждены признать, что дети могут просто впитывать из воздуха некоторые идеи:)Главное развитие для ребенка - это общение с мамой, и прогулки (познание окружающего мира).Вам, наверное, понравится такой опус про раннее развитие: ссылкаЛично я не сторонница "интеллектуализации" ребенка. Если мне кто-нибудь сможет объяснить, ЗАЧЕМ РЕАЛЬНО ребенку в 2 года может пригодиться знание цветов, букв и цифр, то, не исключаю, передумаю:))) Пока же мне встречалась в жизни только аргумент в виде "а вот мой уже умеет....." )))) И эта польза (польза ли) скорее относится к амбициям родителей, чем к потребностям ребенка)
27.04.2010
Ответить
Юлька
Ссылки оч. понравились :) Во френды и автора, и сообщество "Дети в семье" :)
27.04.2010
Ответить
Юлька
Ну, меня и сама идея "дети в семье" несколько смущает - не люблю фанатизма ни в чём. Но тем не менее очень интересное сообщество с довольно интересными материалами. Спасибо :)
29.04.2010
Ответить
Лен"ОК
О, да, на себя я примерять такое мышление не могу:)Но выборочно проскакивает интересная информация про ГВ, например, или про игры с детьми:)Я как то идеи ЕР очень выборочно применяю:) Лишь то, что мне удобно. Кормлю, но не высаживала никогда, ждала, пока сам дозреет, вот сейчас уже месяц как без проблем сам ходит на горшок. Не носила в слинге особо, уже позже в рюкзаке, когда удобно было.А уж идея родов дома меня вводит в ступор:)Как и идеи про то, что социализация не нужна:) В садик непременно отдадим, уже даже выбрали, в какой:)
29.04.2010
Ответить
Юлька
Абсолютно согласна! С социализацией - ой, с трудом верится, что это нормально и естественно! Человек должен расти в обществе, а не в изоляции - по-моему, это куда естественнее:) С домашними родами тоже - без комментариев... 

29.04.2010
Ответить
Лен"ОК
Ну, у них социализация в семье происходит. Они же рожают много детишек, так что получается мини-детский сад:)Там все на вере завязано, на Библии. А я хоть и крещеная, но от церкви достаточно далека. Это, возможно, плохо, а не хорошо, но это так:)
29.04.2010
Ответить
Юлька
Ну, в общем-то, и я так же по всем пунктам :) Я одно время работала в фонде, где все были ортодоксы-православные со сходными взглядами.ю Я единственная, для кого делалось исключение среди невоцерковлённых :)))) Очень полезным оказался опыт: фанатизмом я не прониклась, а вот отдельные идеи и подходы прочно укрепились в сознании. Как то "хочу детей и замуж" :)) Главное - фильтровать :)
29.04.2010
Ответить
Ольга
Юля! Согласна с вами на все 100%. Все эти программы всего лишь инструменты. Под натиском такого огромного числа знатоков и советчиков, программ и т.д., так трудно родителям слушать и слышать самих себя и своих детей, доверять своей интуиции.
27.04.2010
Ответить
AnyulkA
Интересно,а как 2-3х летку заставишь учиться? Крику будет столько, что проще отказаться от тех самых развивалок, что ему неинтересны. Вы говорите, пусть ребёнок сам заинтересуется...А как он скажет Вам что ему интересно? на мой взгляд родители должны постоянно что-то предлагать новое (и яркие современные многофункциональные игрушки и книжки тоже) и смотреть что интересно малышу.
27.04.2010
Ответить
Юлька
А чем вызвана объективная необходимость учиться в этом возрасте? Учиться чему - лучше уточнить? :)
Предлагать и смотреть, что интересно - да, об этом и речь. Но если ребёнку интереснее другое занятие не надо искусственно привлекать его к той самой развлекалке. иногда полезнее просто в окошко посмотреть бывает :)))
27.04.2010
Ответить
AnyulkA
Падажите, что вы имеете ввиду под "учиться"? Показывать буквы, цифры, разукрашивать их, узнавать - это ребёнку в тягость? А если ребёнку это интересно и нравится? Она у меня просила каждый день книжку-раскладушку с буквами-магнитиками в ней, чтобы пораскладывать все буквы и цифры - кто её заставлял? я не против раннего развития, я против неправильного применения оного.
27.04.2010
Ответить
Лен"ОК
Вот моему тоже нравится:)Но меня это скорее беспокоит, чем радует. Хотя я и объясняю, раз спрашивает. Он просто такой почемучка, что несмотря на мое неоднозначное отношение к раннему развитию, очень "раннеразвитый" растет:)))А насчет "игрового развития" мне очень нравится этот пост ссылка
27.04.2010
Ответить
AnyulkA
По-моему, лишней информация не бывает. Главное, что малышу интересно. Хочешь буквы рисовать, произносить - пожалста, хочешь карточки с буквами покажу - она угадывает и у самой восторг! Разве это не тренировка памяти, в игровой форме? Какая разница что запоминать: буквы, цифры, цвета, стихи? Главное, чтобы времени хватало и побегать и полепить и порисовать и почитать и травку-птичек разглядеть на улице. Лучше больше и ранообразнее, чем меньше... это моё мнение...
27.04.2010
Ответить
Юлька
Беда как раз в том, что бывает лишняя информация. Чревата она переутомлением, стрессом и т.д. Именно поэтому, на мой взгляд, объем информации должен определять дитёныш. И, на самом деле, как мне кажется, лучше как раз, если он предпочтет улицу любым другим занятиям:)
27.04.2010
Ответить
AnyulkA
А мне казалос;, что это применимо для детей дошкольного-младшего школьного возраста, когда родители заставляют учиться ребёнка, а ему это не в радость. А отказаться он не может-давят на него взрослые: надо! обязан! Гулять не пойдёшь и т.д. А как заставить учиться или перегрузить информацией 2-3х летнего ребёнка? если он не захочет - ты ничего не сделаешь. поправьте меня
27.04.2010
Ответить
AnyulkA
Ну, вот, мой пример: показывала Маше картинки со словами - ей интересно было одно время, листала, пыталась произнести и радовалась, когда я её хвалила. В то же время показывала, называла ей разные цвета, формы - неинтерсно ей, она необернувшись уходила. Как же яэё перегружу?
27.04.2010
Ответить
AnyulkA
На картинки со словами, конечно, глаза мои горели - я, ведь, их для неё сама искала и печатала
. Есть больсшойсмысл в ваших словах. Спасибо :)
. Есть больсшойсмысл в ваших словах. Спасибо :)
27.04.2010
Ответить
AnyulkA
Может у меня ребёнок такой особенный, но ей далеко не всё интересно! Аппликации - фи. лепить из пластилина - да! Домино со зверушками - фи. Паззлы - хоть часами. Карточки с обитателями морей - фи, (она никого там не узнаёт), а, вот, с животными - да!
27.04.2010
Ответить
AnyulkA
Ну, это, опять же, мне так кажется, что она ими не интересуется, так как они ей непонятны. А мишка, зайчик, обезьяна, ведь, такие знакомые с пелёнок :) Спасибо за Ваши комментарии.
27.04.2010
Ответить
Юлька
Ну, представьте сами - если перегруз бывает у 6-7-летнего ребёнка, то каково же совсем маленькому человечку, для которого ИНФОРМАЦИЕЙ является всё - начиная от самого факта существования вещей и заканчивания своими возможностями. Помните, в первые месяцы дитёныш НАХОДИТ свою ручку и очень ей удивляется. Вот она, новая информация! Представьте же, какие объёмы валятся на салыша в течение дня! Всё ново в равной мере - и то,что ложка громко стучит по столу и то, что на карточке написано МАМА. Только вот если первый пример - это необходимый факт для познания окружающего мира, то второй - та информация, котоая совершенно пока не нужна , под которую пока в голове у дитёныша "нет базы".А что касается "как заставить" - капризы, упрямство, скандалы, устраиваемые ребёнком супротив родительской воли - это и есть протест малыша против чуждого. Это некий барьер, который они как могут, выставляют. И нельзя заставлять. Вернее, нужно стараться сводить количество "заставляний" к абсолютному минимуму. Если речь идёт об "одеться на улицу" - да, надо настаивать, но приэтом не силой, а убеждением, уговором, мотивацией. Если же речь идёт о процессе нацчивания чему-либо, то здесь "заставить" сыграет строго противоположную роль: ребёнок не только едва ли согласится на обучение, сам процесс обучения при таком раскладе вскоре станет вызывать отторжения. даже если предмет обучения потенциально интересен.
27.04.2010
Ответить
Лен"ОК
Конечно, каждый имеет право на свое мнение, и каждая мать делает так, как считает нужным:)Но все же странно утверждать, что информация не бывает лишней:) Бывает, конечно. И любой детский психолог вам расскажет, насколько увеличилось сейчас количество нервных расстройств у детей, которые связаны как раз с перегрузкой их информацией (чего их родители могут и не признавать).И ребенку не нужно тренировать память:) Не за счет памяти должнв откладываться в голове знания. Ребенок должне до них "дорасти". Отлично сказал об этом Э.М. Грюнелиус - организатор вальдорфского детского сада и школы:"По своей природе и в кругу своих интересов ребенок добр. Недобрым и сложным он становится тогда, когда его оттуда вырывают, и прежде всего подталкиванием к ранней интеллектуализации. Понятия должны органически вырасти в человеке, как и все остальное. Тогда они приобретают глубину, силу убеждения и оригинальность. Понятия, усвоенные лишь памятью, приходится часто как тяжелый груз волочить через всю жизнь".
27.04.2010
Ответить
AnyulkA
Хорошо, я с Вами согласна. Тогда скажите, где купить прибор, определяющий количество нужной (умеренной) информации дитю. Непаняятна
27.04.2010
Ответить
Лен"ОК
Этот прибор - мамина голова:) А уж чем этот "прибор" руководствоваться будет - дело его (прибора) личного выбора:))))Кстати, есть в принципе понятие "возрастные нормы" в психологии. Вот, к примеру, учить цвета - это не возрастная норма для 2-летнего ребенка:))) Но ведь к этому возрасту большинство мам вольно или невольно уже обычно обучают ребенка хотя бы 4 основным цветам:)) Для чего - на это вопрос мы и сами себе ответить не можем. Ребенку в 2 года достаточно знать, что цветок красивый, вовсе не обязательно знать, что он именно красный, но мы все равно упорно вопрошаем"а этот кубик какого цвета? "а где зеленый шарик?" :))))Это называется родительские амбиции. И с ними сложно совладать)Мы ведь исходим не их того, что ребенку эти знания необходимы, а из того, что нам хочется, чтобы ребенок это умел.
27.04.2010
Ответить
AnyulkA
Не буду спорить с вами. Я не знаю, кто прав Выготский или кто ещё. Он, ведь, когда ещё свои труды писал, я ещё студенткой была, - училась по книгам Выготского. Разве новое поколение детей такое же?Наверное, я такая чокнутая мамаша. Наша Маша не называет цвета, знает слова: красный, синий, жёлтый и т.д. но не покажет тебе правильно их. Я переживала: как же так, я,наверное, не уделяю этому времени: в её возрасте детки и формы знают и цвета! :) Хотя, квадратик в форму квадратика она вкладывает безошибочно
27.04.2010
Ответить
Лен"ОК
Да все у вас отлично!Я не считаю, что ребенка нужно закрыть от всех знаний:) Все теории нужно осмысливать, и делать поправку на себя и своего ребенка:)Но и подгонять смысла нет. Какой резон ребенку интересоваться особо цветами, если насущной надобности в этом знании пока нет:)Так что ваш ребенок все правильно делает:)))А вот форма, кстати, нужна становится быстрее, чем цвет:) Поэтому и с формами у нее лучше получается:)
27.04.2010
Ответить
Юлька
Ну, беспокоит, мне кажется, напрасно - спрашивает, значит интересно. А уж зачем это ему надо - иногда и не угадаешь :))) Кажется, что он про букву спрашивает, начинаешь объяснять, а оказывается буква просто на домик похожа :) Или ещё на что :)
27.04.2010
Ответить
Лен"ОК
Это да:)Но задача мамы (очень сложная) - определять, что нужно и важно ребенку.Не все, что ребенку интересно, для него полезно:)Думаю, что большинство 2-леток очень интересуется конфетами:) И были бы не против есть их 3 раза в день вместо еды. Но это не повод для мамы начать кормить ребенка одними конфетами:) А в идеале - вообще их не давать лет до 3, а то и дольше. Несмотря на явный интерес ребенка:)Вот и начинаешь размышлять... Особенно если растет у тебя в семье маленький философ-почемучка:))))
27.04.2010
Ответить
Юлька
Ну, конфеты - это несколько из другой области :) Есть стремление к познанию, есть стремление к удовольствию - это разыне вещи. Я имею в виду именно первое :) А там - надо идти за ребёнком, мне кажется. И главная задача мамы не столько фильтровать, сколько правильно подавать. Ведь можно десяток раз объяснять ребёнку, что пальцы в розетку засовывать НИЗЯЯЯЯЯ, но пока ребёнок не найдёт либо НЕ ПОЛУЧИТ должный аргумент в пользу сего утверждения, он будет интересоваться предметом.
27.04.2010
Ответить
Лен"ОК
Ну, вот я тоже к этому склонилась в итоге:)И объясняю все, что ребеныш спрашивает:) Но по своей инициативе стараюсь не приставать с глупостями. Вернее, умностями:). Хотя, конечно, все равно проскакивает временами:)))))
27.04.2010
Ответить
Юлька
Думаю, это не страшно, ибо умности, которые ему не под силу, всё равно проскочат мимо :))) Главное - не навязывать :)
29.04.2010
Ответить
Юлька
Ну, вот и я о том же :) Интересно и нравится - в моём представлении, это единственные достойные причины для программ раннего развития. При этом методика преподавания - частота, длительность занятий, интенсивность подачи материала - должны регулироваться исключительно чадом. Мне так кааацца :) У нас с 4 месяцев любимая книжка - азбука :) Очень любит разглядывать :)
27.04.2010
Ответить