Наверняка есть дети, которые готовы ходить с мамой сколько угодно и куда надо, но мой упрямый непоседа к таким не относится :) Поэтому я решила записать, чем мы с ним занимаемся, когда вместе идём пешком в нужном мне направлении. Регулярно мы это делаем примерно с 1,7 (мы переехали и стали ходить к бабушкам несколько раз в неделю, а через полтора месяца - по делам до метро и обратно (около 2 км)). Говорил он в это время сравнительно много, но ещё без фраз и не очень понятно. Сейчас побольше. Эти же дела помогают нам уйти с площадки в нужный момент, потому что всякие последние разы для Фельки пока совсем не работают.
Так, для достижения вполне утилитарных целей родились разные мелкие игры для развития речи, внимания, воображения.
Под катом 6 методов и 21 мелкий способ внутри них :)
1. "Что вижу, то пою".
Тут возможны разные варианты. Самый простой - рассказывать обо всём, что видно вокруг, обращать внимание ребёнка на вон какое высокое дерево, а вот ромашки. При этом лучше всего указывать на объект подальше, чтобы был стимул до него дойти. Вообще задать достижимую цель - один из важных принципов, от цели к цели - глядишь, путь и пройден. Совсем здорово, если получается в этой цели найти что-то привлекательное (пойдём сейчас на мостик - будем оттуда листики в пруд кидать; смотри, какие тюльпаны - пойдёшь нюхать?).
Чуть посложнее: я говорю "Я вижу большую берёзу, а ты? Я вижу красную машину, а ты видишь? Ты видишь дядю с оранжевым рюкзаком?" Машины - вообще благодатный материал, мы на них выучили 7 цветов, а тем, кто в марках разбирается, так и вовсе раздолье.
Самое пока сложное для нас: "А что ты видишь? Расскажи". Фелька видимо напрягается, чтобы выдавить из себя не "э", а что-то конкретное. Я часто ему помогаю, переходя на предыдущий уровень.
Сюда же самодельные находилки, которые я сделала, вдохновившись идеей авторских "Находилок" для детей постарше.
А ещё мы обсуждаем свойства предметов, это тоже очень интересно: снег - какой? Холодный, белый, мокрый, мягкий... Если Фель совсем ничего не может сказать, я предлагаю альтернативу: "Холодный или горячий? Твёрдый или мягкий?.." Когда он называет что-то, я продолжаю. Если не называет, рассказываю сама.
2. "Тише едешь - дальше будешь".
Многие в детстве, наверное, играли в такую игру, где были разные виды шагов. Вот и мы с Фелькой то ходим мееееедленно, а теперь быстро-быстро-быстро (он очень любит покомандовать в этом вопросе, а мне-то что, главное - мы движемся!), то как цапли, поднимая согнутые ноги, то как солдаты, поднимая прямые ноги... В общем, тут простор для воображения - таким способом можно разнообразить однообразное движение, когда становится уже скучно.
Сюда же запишу хождение по бордюру или по линии, которая получается от отбрасываемой заборчиками тени.
И хождение с большой палкой, которое у нас называется - "как бабушка" (Вот и бабушка пришла, очень старая пришла, даже с палочкой пришла...).
Ну и простые догонялки на безопасной дороге тоже оживляют путь.
3. "Понапрасну бабушка, старая лошадушка, у окошка внучку целый день ждала".
Это цитата из одного из наших любимых стихотворений Ирины Пивоваровой :) Когда мы идём к одной из бабушек, которых Феля очень любит, мы непременно обсуждаем, что бабушка Фелечку очень ждёт и спрашивает: "Где же мой любимый внук Фелечка? Когда же он придёт?" Феля обожает такие воображаемые диалоги, сам говорит то за бабушку, то за себя (Аяит! Х маму! (гуляет, с мамой) Ко! (скоро))
Постепенно этот метод мы распространили и на все другие цели пути: лес, парк, поликлиника, магазин - все, конечно же, ждут не дождутся любимого Фелечки.
Потом мы стали обсуждать, как именно Фель идёт к этим самым целям. "Может быть, он летит на самолёте?" - рассуждает воображаемая бабушка. "Неееть!" - "А может, плывёт на пароходе? Скачет на лошади? Прыгает на лягушке? Ползёт, прицепившись к муравьишке?" В общем, ребёнок смеётся, отвечает и движется, движется, движется :)
4. "В Новый год мы с друзьями ходим в баню..."
Мы заводим маленькие путевые традиции. Например, перед дорогой мы, уже держась за руки (дорогу переходим за руку - железное правило), смотрим налееево, теперь напраааво, нету машин? Нету, можно идти! "Мимо!" - радостно объявляет Фелька и быстренько переходит дорогу.
Если нас кто-то пропускает, обязательно обсуждаем, как мама и Феля преходили через дорогу, а дядя остановился и пропустил их.
Когда переходим по светофору, вместе ждём зелёного. Фель возбуждённо восклицает "Касни! Ака-ака!" (красный, пока-пока), а потом "Угуний! Ивет!" (зелёный, привет). Быстро перейдя дорогу останавливаемся перевести дух, радуемся, что успели, и немножко смотрим на проносящиеся мимо машины, некоторым Фелька машет рукой.
Иногда мы устраиваем перекус - для этого непременно нужно дойти до какой-нибудь скамейки.
5. Бесконечная история
Мы поём песни (как-то редко сейчас), рассказываем вместе стихи (если Фельке не хочется, то один из почти гарантированно работающих способов - начать рассказывать неправильно, он ведётся - начинает поправлять меня - и дальше втягивается) и пересказываем разные наши книжки и сказки.
Особенно хороши в таких случаях сказки, где есть какая-то дорога. Например, в наших прогулках то и дело участвуют Маша и медведь. Медведь, конечно же, идёт-идёт - ищет пенёк, чтобы присесть отдохнуть, а потом, выслушав всё от Маши, продолжить движение. Подойдут и Колобок, и Гуси-лебеди... Весь необходимый антураж - воображаемый.
А ещё Фель почти всегда готов, развесив уши, слушать истории про Фелечку и его семью (Жили-были папа Витя, мама Женя, и был у них (вариант - не было) сыночек Фелечка... Дальше перечисляются все родственники, что они с Фелей вместе делают и как его любят, рассказывается, как Феля появился и был маленький, чему он учился, потом то же самое можно про всех родственников по очереди).
В последнее время он ещё часто просит рассказать историю про булочку (от пшеницы до продажи Фельке) - думаю, пойдут любые истории такого рода о привлекательных для ребёнка объектах.
А ещё идти дальше нам помогают разного рода спонтанно складывающиеся сюжеты. Например, Фелька завис в парке на пожарной машине, которая, к тому же, совершенно бесплатно время от времени гудит и дрожит. Когда мне совсем уж надоело там торчать, а Фель начинает капризничать из-за того, что гудит она довольно редко, я предлагаю ему скорей-быстрей бежать к фонтану, чтобы набрать воды для тушения пожара.
Довольно часто мы сочиняем разные незамысловатые стишки на злободневные темы и обычно на один и тот же ритм - хармсковского Пети Пинчикова. Сломан фонарь? Эй ты, дядя, дядя-дядя, Дядечка-бадядечкин, Ну-ка, дядя, приходи-ка, Почини фонарик нам. Не приходит? На работе он сидит И на кнопочку глядит... Он на кнопочку нажмёт - И фонарик он зажжёт? В общем, не бог весть что, конечно же, но мы это всё декламируем и весело шагаем вперёд.
6. Волшебный помощник
Время от времени Фель требует появления любимых зайки и мышки - это просто мои сложенные руки, ну, как если бы я складывала фигурки для тени на стене. Зайку у нас положено кормить травкой (поэтому он нередко помогает нам собираться на улицу, а ещё помогает дойти до какой-нибудь травы), но он может и просто болтать с Фелькой о том о сём.
Конечно, бывает и так, что мы просто спокойно вместе шагаем :) А как у вас? Что вы делаете с детьми в дороге?
Очень замечательные советы!!! Возьму и я на заметку!! А если Вы собираетесь ехать долго долго с малышом на машинке или другом транспорте, время вам помогут скоротать веселые компактные игры - http://www.v3toys.ru/index.php?nid=20189 и http://www.v3toys.ru/product_info.php?products_id=11190! Проверено)))