Вечная Скарлетт О'Хара (Вивьен Ли) продолжение
Оливье получил своего «Оскара» за фильм «Генрих V». Теперь Вивьен смогла достать из чемодана свою статуэтку и поставить ее на полочку рядом с его. Он уверенно набирал силу как актер шекспировского репертуара и убеждал ее, что до Шекспира она еще не доросла. Наконец, после перерыва в два года, Вивьен вышла на сцену в пьесе Торнтона Уайлдера «На волосок от гибели». Успех по-прежнему сопутствовал ей.
Она не оставляла мечты сняться вместе с мужем в кино. Но мечта так и осталась мечтой навсегда. Александр Корда предложил им сняться у своего друга Жюльена Дювивье в «Анне Карениной». Вивьен была уверена до последнего момента, что Лоренс будет играть Вронского, но все разладилось, и роль отдали другому актеру. Скорее всего, этого не захотел сам Оливье, сознавая, что в кино Вивьен играет намного лучше него. Он отговорился тем, что будет занят постановкой «Гамлета» с молоденькой актрисой в роли Офелии. Для Вивьен это было равносильно супружеской измене. Анну Каренину она сыграла значительно хуже своих возможностей. Ей было трудно работать с французским режиссером, который делал из романа Толстого банальную мелодраму.
Вивьен снималась в Париже, а Лоренс Оливье получал в Букингемском дворце рыцарское звание и с этих пор мог именоваться сэром. Он сообщил ей об этом но телефону, она поздравила его и просила никогда не называть ее леди Оливье, продолжая обижаться за «измену». А он отказывался от предлагаемых им ролей в кино, Вивьен ничего не оставалось, как поддерживать его отказ. Так она потеряла интересные роли, среди которых Роксана в «Сирано де Бержераке» и Дездемона в «Отелло». У него на уме было создание Национальною театра на базе «Олд Вик», где он был бы продюсером, главным режиссером и исполнителем главных ролей. Для Вивьен в этом проекте места пока не было. Театр отравился на гастроли в Австралию и имел там невсроятный успех. Слава двух ведущих английских актеров, к тому же супругов, была поистине мировой. Единственное, что вносило разлад — их характеры. Вивьен была душой труппы, устраивала пикники и капустники, а сэр Оливье сторонился веселого общестгва, чувствуя себя слишком важной персоной. Они перестали понимать друг друга, все чаще ссорились и устраивали скандалы. У Вивьен участились нервные припадки, Оливье стал похожим на своего короля Ричарда и даже бил актеров всем, что попадалось под руку. Он стал бессердечным, эгоистичным и властолюбивым. Это не могло не отразиться на Вивьен.
Она стала принимать ухаживания молодого актера, и скоро Оливье об этом узнал. Началась взаимная вражда. Свидетели рассказывали о многочисленных стычках супругов. Он откровенно называет ее сучкой, она его — выродком. Потом Оливье напишет в автобиографии: «Я потерял тебя в Австралии».
Вернувшись обратно в Англию, они немного успокоились и взялись за работу. Оливье поставил «Антигону» Жана Ануя с Вивьен Ли в главной роли. Она справилась со сложной ролью блестяще. Критика признала Вивьен великой актрисой. Она же хотела доказать мужу, что может играгь трагические роли не хуже него и выразила в этой роли свое одиночество. Оливье оценил ее игру, но не оценил ее душевного состояния, и непонимание продолжало нарастать, как снежный ком. Он не мог простить жене большего успеха, чем имел сам. От их любви не осталось и следа. Вивьен сказала друзьям: «Наш брак обречен». Но они прожили вместе еще десять лет. Деловые отношения пары Ли — Оливье приносили хороший доход. На их совместные спектакли были аншлаги, ее гонорары за кинороли превышали сборы от спектаклей. Разрушать доходное «семейное предприятие» они не собирались.
Оливье поставил модную бродвейскую пьесу Теннеси Уильямса «Трамвай «Желание». Ей досталась роль аморальной и нервной женщины Бланш, которую в конце пьесы увозят в психиагрическую лечебницу. Вивьен чувствовала родственную душу и играла так, как если бы это была она сама. В течение восьми месяцев каждый день спектакль шел при полном зале. Вивьен настолько сроднилась со своей Бланш, что стала походить на нее и в жизни. Этому способствовали натянутые отношения с мужем. Но Оливье не мог снять спектакль, когорый приносил доход. Другие его постановки, в которых не участвовала Вивьен, приносили убытки. Спектакль имел такой грандиозный успех, что им заинтересовались американцы и пригласили Вивьен Ли играть Бланш в кинофильме по этой пьесе, который снимал театральный режиссер Элиа Казан. Именно это обстоятельство и то, что другие актеры тоже были из театра, заставило Вивьен согласиться, и она уехала в Америку. Съемки доставили ей истинное удовольствие, тем более что она давно хотела окунуться в атмосферу кино. Именно после этого фильма прославился молодой Марлон Брандо. Они долго присматривались друг к другу, но все же подружились и нашли общие точки соприкосновения. За роль Бланш Вивьен получила своего второго «Оскара».
После окончания съемок Вивьен осталась в Америке и выступала на Бродвее. Но из-за работы на износ у нее скоро развились нервные припадки. Она жила в доме друга — актера Спенсера Трейси — и никого не впускала в свою комнату.. У нее начались галлюцинации, бред, она ничего не ела. Оливье пришлось поместить ее в психиатрическую лечебницу, где она провела несколько месяцев.
После лечебницы Вивьен снова принялась за работу. Ей предложили сразу несколько ролей в хороших пьесах. Она играла вместе с Оливье. Они пытались сохранять имидж добропорядочных супругов, хотя всем было известно, что брак их распался. Вивьен стала часто встречаться с Холманом и дочерью. С ней постоянно находилась мать. Оливье завел себе своих собственных друзей и проводил свободное время с ними. Вивьен же завела дружбу с молодым актером Питером Финчем, что вызывало недовольство Оливье. О ревности уже не было и речи. Просто удивительно, как они еще могли играть вместе. Наверное, потому что оба были настоящими актерами и на сцене забывали обо всем. Оливье снялся в фильме «Принц и хористка» вместе с Мэрилин Монро, и поговаривали, что он увлекся ею, по слухи остались слухами. Монро приезжала в Англию вместе с мужем Артуром Миллером, и чета Оливье принимала их у себя дома.
На самом деле стареющий Оливье (ему стукнуло пятьдесят) завел себе другую любовницу — молодую актрису Джоан Плоуранг. Она играла у него в одном из спектаклей. Дело зашло далеко, и встал вопрос о разводе. Оливье никак не мог сообщить об этом Вивьен, боясь, что с ней случится серьезный припадок, в котором будет виноват он. Но сказать все равно пришлось. Вивьен поначалу отнеслась спокойно, но ночью стала колотить в дверь комнаты Оливье и выкрикивать ругательства. Он силой отволок ее в спальню и швырнул на кровать. Она ударилась виском об угол тумбочки. К счастью, все обошлось. Ей перевязали голову и уложили в постель. Оливье не нашел ничего лучшего, как уехать.
В декабре 1957 года дочь Вивьен Сюзанна вышла замуж. Вивьен пригласила на свадьбу Оливье, он заехал на десять минут, поздравил новобрачных и уехал. Вивьен осталась с Холманом. Теперь только бывший муж был доброжелателен к ней. Вивьен продолжала играть в спектаклях, но без Оливье — надо было на что-то жить, ведь все ее сбережения ушли на его постановки. В следующем году на сорокапятилетие Вивьен он подарил ей «Ролс-ройс» и попросил предоставить ему развод. Она ответила отказом.
Скоро Вивьен стала бабушкой. Оливье жил в Нью-Йорке вместе с Плоураш. Иногда, впрочем, он приезжал в Англию, чтобы участвовать в общественных мероприятиях вместе с Вивьен. Но в конце 1960 года после долгих переговоров все же состоялся бракоразводный процесс. Вивьен и муж Плоурайт подали двойной иск с обвинением в супружеской измене. Ни Оливье, ни Джоан на процессе не было. Суд удовлетворил иск. Так закончилась легенда о великой любви двух великих актеров, которая на протяжении двадцати пяти лет восхищала весь мир.
Оставшись одна, Вивьен еще семь лет продолжала играть на сцене, и снялась в двух голливудских фильмах, но вспышка туберкулеза свалила ее окончательно.
7 июля 1967 года Вивьен Ли умерла в одиночестве в своей постели, вернее, упала с нее и умерла на полу. Ей было только пятьдесят три. Оливье благополучно прожил с третьей женой еще двадцать два года.
В. Рыжков