Школа Скрапбукинга: Композиционный центр в интерьере
Дизайн, композицияПространственная композиция интерьера определяется планировкой квартиры и принятой функциональной программой. Это, в свою очередь, влияет на цветовое решение, отделку помещений, декоративное убранство, освещение и озеленение.
Проведенное с помощью мебели и оборудования функциональное зонирование, визуальное расчленение пространства отдельных помещений позволяет перейти к следующему этапу - выделению основного и дополнительных композиционных акцентов.
Цветовая гармония, правильный выбор цветовых сочетаний усиливают композиционный замысел, связывают или разобщают отдельные зоны. Цвет в сочетании с выбранной системой освещения может облегчить зрительную работу и отдых в квартире, зрительно увеличить или уменьшить пространство помещений, вызвать нужный эмоциональный эффект.
Входя в квартиру, переходя из помещения в помещение, человек прокладывает трассу своего движения. Входной проем и точки изменения маршрута движения определяют, как воспринимается пространство, какая плоскость или точка помещения может стать центром композиции. При формировании композиционного центра нужно учитывать приведенные ниже закономерности композиционного построения, обусловленные психологией восприятия.
- более простые формы воспринимаются легче.
Близость - близко расположенные друг к другу элементы воспринимаются как единое целое.
Сходство - сходные элементы воспринимаются как единое целое.
Симметрия - симметричные элементы воспринимаются как целое.
Контраст - контрастные линии способствуют лучшему восприятию элементов.
Противоборство - элементы различной формы лучше воспринимаются отдельно, чем вместе.
Фигура-фон - элементы ннаиболее простой формы воспринимаются как фигуры, отчетливо отделяющиеся от фона.
Инерция - если на замкнутом пространстве встречаются повторяющиеся изображения, то другие элементы не воспринимаются.
Замкнутость - геометрически незавершенные фигуры могут восприниматься как завершенные.
Зависимость от осей - восприятие упрощается, если человек находится на оси симметрии обозреваемого объекта.
Узнаваемость - легче воспринимаются элементы, формы которых более знакомы.
Назначение - элементы, имеющие одинаковое назначение, воспринимаются как единое целое.
Польза - лучше воспринимаются элементы, функция которых более понятна.
Названные рекомендации нужно учитывать при формировании проскостной композиции - декорировании стены, берущей на себя при оформлении помещения основную композиционную роль, и при композиционном упорядочении мебельных групп.
Рассмотрим теперь несколько примеров:

Объемная роспись является композиционным центром гостиной, который вечером с помощью тщательно продуманного освещения может преобразить помещение и объединить в таинственной атмосфере у камина всю семью.

Здесь смысловым центром является столовая группа мебели, а вот композиционным центром - всё та же стена с объёмной росписью.

Смысловым и композиционным центром дома, его сердцем является великолепная масштабная роспись-фреска в кухне-столовой, воспроизводящая знаменитый шедевр французского модерниста Анри Матисса «Танец». Хоровод обнаженных кирпично-красных фигур на густом сине-зеленом фоне играет роль цветового и энергетического акцента, именно с учетом этой фрески составлен колорит всего интерьера. Открытая, экспрессивная без агрессии живопись олицетворяет собой яркую личность хозяйки дома – жизнерадостного, активного человека, движущегося по жизни в ритме танца.

В современном интерьере лестница – главная вертикальная композиционная ось, на которую нанизываются этажи, уровни, антресоли.Она же-смысловой центр. Зачастую лестницы – это произведение искусства, украшение здания, подчеркивающее индивидуальность интерьера или территории, прилегающей к зданию.
Источники здесь, и .