Письмо. Как мотивировать ребенка? Мой опыт.
Процесс обученияПИСЬМО -как много в этом слове...
Когда я подводила итоги учебного года на семейном обучении, то писала, что сын записал письменно и обещала рассказать подробнее, так как это длинная история.
Напишу здесь свой опыт, может быть, это поможет кому-нибудь ещё мотивировать своего ребёнка на изучение письменных букв и на прописи ))Пост я этот пишу давно, соблюдая хронологию, публикую только сейчас, когда появился результат.
Для тех, кто впервые читает мои заметки по обучению ребенка, коротко поясню: сыну в январе исполнилось 7 лет, в школу он не пошел, в этом учебном году оформляемся на семейную форму обучения. Но с прошлого учебного года мы решили попробовать учится без школы дома. Нужно отметить, что ребенок ни разу не посещал ни детский сад, ни какие-либо "развивашки-занимашки", мы с мужем всему его обучили сами. Т.е дошкольное образование сынок получил дома, и плавно наши занятия перешли на следующую ступень.
Все было хорошо, даже отлично, кроме прописей! Но не хочет писать и все. И что только я не делала, только силой не заставляла (и никому не советую силой заставлять ребёнка учиться!)
И где-то зимой я поняла, что сама забила на прописи!
Итак, рассказываю по порядку.
Года два в комнате сына висит вот такой плакат с письменными буквами и цифрами (там стрелочками указано направление линий и точками - начало).
Он сам увидел в магазине и попросил купить, повесили, пару раз попробовал списывать буквы и все...Но, так как плакат находится на самом виду, то я его частенько просила посмотреть, когда он писал что-то как пишется буква, в какую сторону писать "5" или "2".
И вот таким ненавязчивым способом он научился не зеркалить печатные буквы. Сейчас смотрю, когда сочиняет истории, то уже сам поглядывает на плакат. На этом всё.
Сочиняет смешные истории, сказки, делает комментарии к своим рисунках и все это каждый день, и всё это печатными буквами.
Придумал зверьков (пушОников), рисует их, делит на виды и описывает их.
Делает свои настольные игры и пишет правила к ним.
Я знаю, что если ребенок не читает, значит, родители не подают ему такой пример и не читают бумажных книг при ребенку. Так и с письмом. Но я часто пишу, да и мужу время от времени приходится писать что-то. Тигран за этим процессом любит наблюдать, даже пытался разобрать буквы в моей тетради, а потом интерес пропал.
Объясняли с мужем, что письменными буквами писать гораздо быстрее, чем печатными.
А сынок говорит, что и печатными достаточно быстро пишет, зато всем понятно.
СЕНТЯБРЬ.
В сентябре 2017г. нас угораздило пойти в поликлинику и мед.сестра назвала нашу фамилию неверно, все из-за того, что было написано неразборчиво.И мы чуть не пропустили свою очередь. И тут я сказала сыну, что очень важно писать разборчиво. Я хотела объяснить ребенку, что важно отрабатывать навык письма, чтобы писать не только быстро, но и разборчиво. А он мне в ответ: "Мама, проще писать печатными буквами, их все поймут. Если бы в регистратуре написали печатными буквами мою фамилию, то мед.сестра прочла бы её без ошибок."
Вот так.
ОКТЯБРЬ.
В прошлом октябре (2017) попробовала заинтересовать его писать на необычных листах: дала фольгу, показала как пишется буква. Попробовал один раз и сказал, что все понял, дальше не интересно. Оказывается, он попробовал как это писать ручкой на фольге, а сами буквы вовсе не заинтересовали.
Слушала семинар Любови Сгонник , она рассказывала, что ее дочь Лиза ( обучавшаяся на семейной форме) в 10 лет еще печатными писала. При этом мама договорилась с учителями, которые принимали у неё аттестацию и они дали девочке время и не требовали письменных букв. После этого я подумала, что и наш сынок к 10 годам созреет.
Затем я посмотрела видео Жанны Сугак, в котором она упоминает о неготовности у деток к нагрузкам письма и я окончательно успокоилась. Почему? Посмотрите, сами и все поймете.
Для тех, кто посмотрел видео: росчеркиЕ Евгения Шулешко я не нашла. Может кто знает, где можно скачать или купить, подскажите, пожалуйста.
А тут еще муж завел разговор о каллиграфия для детей, на которой по-моему, все помешались. После того, как муж мне задал вопрос:"Зачем писать красиво, можно просто писать разборчиво и понятно?" , я перестала дергать сына по этому поводу.
ЯНВАРЬ.
В январе у Тиграна появилось желание писать! Просил написать карандашом слова для его настольной игры, потом сам обводил.
Выписывал названия глав из книги "Котофеи", книга очень интересная. Ольга Фадеева является и автором, и иллюстратором. Наверное, именно поэтому кроме милейших иллюстраций котов, так еще и мило оформлены названия глав.
Когда я читаю Тиграну книги, то прошу его читать название рассказов или глав.Если он читает названия, то я читаю рассказ или главу. А в этой книги они выглядят так:
В этой книге поначалу я сама читала названия, обращая внимания сына на ту или иную букву. Ему очень понравилась такая манера написания ( с рисуночками и "загогулинками")
И достаточно неплохо у него получилось.
Поэтому, он принялся переписывать названия глав на листочек. Переписал из всех трёх книг и успокоился.
ФЕВРАЛЬ.
А я всячески старалась писать письменно: палочкой на песке, на снегу, соусом на пицце ))
АПРЕЛЬ.
А сынок все накапливал знания и накапливал, он уже узнавал все письменные буквы.
При этом писал исключительно печатными буквами.
Сделали вместе с папой блокнот для записей рецептов. Тигран теперь переписывает все наши любимые рецепты из книг, из моего блокнота. Сказал, что передаст этот блокнот своей жене.😅
Пишет правила к играм.
Кстати,пишет больше простым карандашом. Наверное, его ручке так легче. Так, например, в Финляндии и др цивилизованных странах, дети сначала пишут карандашом, а потом ручкой. Во-первых, это не травмирует психику: всегда можно стереть карандаш и написать верно, во-вторых, для детской ручки легче сначала управляться с карандашом, чем с шариковой ручкой.
По утрам записывает свои сны.
Конечно, я понимаю, что ребенку необходимо показать смысл письма
Мне на почту приходит расылка от Анастасии Камаевой, она ведет курс для детей по каллиграфии.
Вот здесь есть её статья "Через игру к красивому письму"
В этой статье Анастасия пишет: "
"Я тоже так хочу научиться!"
- сказала Славяна, когда увидела работы современных каллиграфов. Одни выводили очень красивые буквы тонким пером на свадебных открытках, писали мелом на стенах, кистью на огромных холстах, другие оформляли стены авторскими надписями, одежду принтами, блокноты, посуду, расписывали интерьеры и даже целые здания. Каждый день мы находили что-то новое и дети удивлялись, что это тоже письмо."
Я почитала, воодушевилась.
Нашла в интернете много работ современных каллиграфов, показала Тиграну.
Обсудили, что те, кто владеет навыком красивого письма могут:
-красиво оформлять открытки
-писать оригинальные записочки и признания
- делать на заказ или для себя необычные принты на футболках:
- оформлять визитки, вывески магазинов
- оформление книг
- оформление подарков, сувениров, посуды:
- оформление меню ресторанов, дощечек при входе
Чем красивее написано, тем больше привлекает взгляд.
Картинки ему было смотреть интересно, а вот сам процесс письма так и не заинтересовал. Но, это не потому, что метод плох, а потому, что моему ребенку нужно было найти свой смысл письма.
Зайдите к Анастасии, может быть, вы найдёте у неё идею для своего юного каллиграфа. Здесь можно посмотреть видео от Анастасии.
А я покажу ниже, какую идею мы с Тиграном взяли у Анастасии Камаевой.
В мае мы пошли на прогулку и около соседнего дома увидели необычное поздравление:
Особенно Тиграну понравилась буква "М" с короной:
Просто посмотрели, полюбовались и пошли дальше. По пути я старалась обращать внимание сына на вывески, интересные надписи на дощечках в кафе, но эти дощечки кафе нашего ребенка не впечатляют по одной причине: наша семья питается дома, мы не посещаем общественные места. Наверное, поэтому, такие таблички его не цепляют.
На прогулках играли в волшебную палочку- прописывали буквы в воздухе.
Один пишет, второй- угадывает.
Можно писать короткие слова.
В эту игру можно играть по-другому: писать буквы друг у друга на спине.
ИЮНЬ.
И, о чудо, нам встретилась по дороге рекламный мольберт около магазина. И Тигран сам обратил на неё внимание.Зацепила его буква "У" 😌
Хлтя на мой взгляд, в этом объявлении нет ничего грандиозного. ( Я ведь сыну показывала надписи интереснее, но это оказалось "не то пальто")
- Мама, смотри, как написано интересно! А зачем они так сделали?
- Чтобы покупатели обратили внимание.
- Мама, так к ним, наверное, больше людей заходят...и больше денег магазин зарабатывает.
-Да, все верно. Чем больше привлекли внимание покупателя, тем больше денег заработают.
-Это такая реклама, да?
-Да.
-Если умеешь красиво писать, то можно заработать больше денег!
Вот такой вывод сделал сынок, хоть я ранее и показывала ему принты на футболках, надписи на магазинах, кафе, все не работало. Конечно, эти семена были уже посеяны в его голове, а прорасли только тогда, когда самостоятельно заметил и сделал вывод.
Как пришёл домой, взял пластиковую дощечку для лепки и начал фломастером писать на ней.
Просто пристал ко мне:
-Мама, покажи букву "А", покажи букву "Б".
А я ещё практикую метод "приоткрытой двери" или "сквозняка" ( уж не знаю, есть ли что-то подобное в педагогической практике, но мы с мужем до этого метода дошли сами). Вот в чём он заключается: если ребенок просит что-то, то давать ему не все и сразу, а понемногу, заканчивать занятие на самом интересном месте. Тогда познавательный интерес будет накапливаться.
Вот и тут показала 2-3 буквы и все, говорю, в следующий раз. На утро ему интересно, ведь еще осталось столько букв.
Утром уже принёс эту дощечку ко мне на кухню, пока я готовила завтрак Тигран тренировался.
Видимо он сам интуитивно понял и выбрал для себя такие инструменты: пластиковую доску и фломастер. Очень легко пишется, ручка не напрягается.
Через несколько дней я показала сыну видео Анастасии Камаевой по созданию альбомов с буквами и созданию календаря. Спасибо большое Анастасии за вдохновение! 😍
И мы решили сделать свой альбом.
Хоть у Тиграна дальтонизм, обложка получилась достаточно привлекательная.
Оформили обложку, я подобрала в интернете шрифты. (Если кому-то нужно, пишите в комментариях и я поделюсь своими находками). Русскоязычных, к сожалению, не так много, но можно использовать некоторые буквы английского алфавита.
Пока создавали этот альбом, Тигран перепробовал несколько шрифтов, выбрал подходящий.
Как мы работаем с этим альбомом.
1. Рассматриваем различные шрифты, выбираем из всех ту букву, которая нас интересует.
2. Приклеиваем наклейку с нужной буквой, вырезаем буквы из предложенных шрифтов и наклеиваем их.
3. Тигран сам пробует писать буквы.
4. Придумывает свои шрифты.
Т.к сынок очень много лепит, то я вовсю использую пластилиновых героев в наших занятиях.
Вот и сейчас прилетел к нам в гости пластилиновый птеродактиль и просит Тиграна написать для него букву.
Вслед за ним еще кто-нибудь придет и попросит для него тоже написать букву.
Так мы и экспериментируем.
Пока мы только используем различные ручки, кисточки,фломастеры, тушь и краски.Дальше посмотрим, кто знает, может быть, появится у ребенка писать пером.
Прабабушка, прадедушка и дедушка Тиграна учились писать еще гусиными перьями. Прабабушке и прадедушке уже трудно писать, а вот дедушка Тиграна пишет не просто красиво, а восхитительно! Жалко, что живет дедушка на вругом конце страны и не сможет в реальном времени продемонстрировать внуку свои умения. Но мы что-нибудь придумаем.😉 Но в любом случае, настаивать мы не будем.
А еще мы привезли домой беленького песочка, сделали на подоконнике песочницу. Можно опустить руки в песок, смотреть в окно и развивать моторику ))))
Тигран с большим удовольствием пишет и рисует на этом песочке (как карандашом, так и пальчиками)
С каждым разом у Тиграна получается всё лучше и лучше.
Говорит мне:
-Мама, у меня получилось лучше!
Через строчку опять говорит:
-Нет, в прошлый раз была плохая буква, сейчас лучше!
Ещё через строку:
-Нет, вот сейчас самая лучшая!
А если поднимает глазки на первую "лучшую", то смеётся над ней.
Говорит, что потом, когда вырастет и посмотрит на свои буквы будет ещё больше смеяться!
ИЮЛЬ.
Сам (!) просит позаниматься письмом!-Мама, я хочу довести букву "В" до идеала.
СЕРЕДИНА ИЮЛЯ.
-Мама, у меня получаются уже достаточно красивые буквы. Только наклон не получается соблюдать!
А я подсказала, что для этого есть специальные тетрадки.
Сходили в магазин, купили тетрадку в мелкую косую линию. Тигран так рад, что теперь можно тренироваться в специальной тетрадке.
Купили тетрадь, Тигран доволен.
Пишет буквы, обводит самые удачные.
Ушла на кухню, прихожу, а Тигран прописывает элементы букв.И говорит:
-Я сначала отработаю элементы букв, а потом и буквы будут выглядеть лучше!
О, боги!!!! Нет пророка в своём Отечестве! Я уже год про это говорю, но сын меня не слышал. А как сам дошел до этой мысли, то и интерес появился писать палочки и крючки.
Достали все наши прописи, которые начинали писать когда-то и теперь он по своей воли прописывает по несколько страничек за раз.
Про них я рассказывала здесь и здесь.
Одно пособие живет у нас год, второе уже два года. Конечно, мы занимались по ним немного, но заниматься по собственному желанию по этим прописям появилось у ребёнка только тогда, когда он созрел психологически и физически ( ручка стала более подготовлена).
Наш непоседа сам (!) все больше времени проводит за письмом. Не только отрабатывает написание какой-нибудь буквы, но пишет короткие слова.
Пока все.
Буду рада, если кому-нибудь наш опыт пригодится! Но только не надо за мной повторять шаг в шаг! Смотрите на своего ребенка, прислушивайтесь к нему, не давите, будьте мудрыми родителями, идущими за потребностями своего ребенка, учитывайте его интересы и потребности. Пробуйте разные способы, но не настаивайте на одном. Если с моим ребёнком такой номер прошел, то вашему, возможно, этот способ совсем не подойдёт. Пробуйте, ищите и прислушивайтесь к своим детям, порой они сами говорят о том, что хотят, а что им совсем не нравится.
Учитывайте индивидуальные психофизиологические потребности.Лучше родителей ребенка не знает никто. Помните, не только наши дети, но и мы все разные. Можно одну и ту же фразу сказать по-разному и дети ее воспримут тоже по-разному.
Если есть вопросы, спрашивайте.
Если у вас есть свой опыт, то оставляйте комментарии: мне и другим читателям будет интересно почитать.
А если Вам интересны подобные рассказы, то дайте знать, нужно ли ещё рассказывать о нашей учёбе дома.
Всего доброго!