Чтение и письмо - нужен совет по обучению
Подготовка к школе. Об обучении и психологической готовности.Дочке 5 лет 3 мес. Она активно читает и пишет, в этом отношении есть некоторые моменты, с которыми я не знаю, как быть, куда дальше двигаться. Прошу вашей помощи.
1. Чтение. Около года читает - раньше коротенькими кусочками, сейчас запросто может прочитать себе сказку (до этого были отдельные слова и фразы, их не считаю). Сегодня для интереса засекла количество слов за минуту (почитав сообщество)) ). Не знаю, считаются ли предлоги, но вместе с предлогами получилось 52 слова. Читать может вслух, может про себя. Иногда возится рядом, когда я на ББ пишу, а потом переспрашивает меня, кому я ответила и почему именно так). Проблемы с чтением две.
Первая - когда она читает вслух, часто глотает окончания - торопится читать быстро (видимо, интересно, что дальше будет). И когда торопится, понять часто бывает сложно, что она вообще прочитала. Останавливаю, прошу читать медленно, внятно и полностью каждое слово. Психует, она вообще у нас своенравная. Но если все-таки читает после моей просьбы, то какое-то время нормально, потом опять то же самое. Пересказывает то, что прочитала, следовательно, смысл улавливает.
Вторая - слова читать научили (точнее, она больше сама научилась, об этом ниже), а знаки препинания упустили, видимо. На точки, запятые и прочие знаки препинания внимания не обращает - читает сплошным потоком.
Как это корректировать и надо ли?
2. Письмо. Пишет тоже очень активно - подписывает рисунки свои, склеивает листочки - это у нее книжка, там рисует и пишет. Играет в больницу, пишет в карточках, как доктор и т.д. Пишет, соответственно, как слышит, много ошибок. И много зеркалит. С отзеркаливанием, как я понимаю - это вариант возрастной нормы, плюс еще надеюсь в этом плане на занятия с нейропсихологом в следующем году. А вот с орфографией что делать? Надо исправлять, обращать внимание или как вообще быть? Теоретически она вообще не должна еще в этом возрасте писать, но раз уже все-таки пишет, боюсь, что сформируется неправильный навык. В общем, подскажите, надо ли что-то делать или пусть само идет как идет? Для примера несколько записей ее:
Причем, даже если переписывает, все-равно перепишет неправильно. Вот, подписывала открытку папе на день рождения, я попросила сначала на черновике написать, потом сама написала ей, как правильно - ошибок стало меньше, но все равно не все списала правильно:
На всякий случай для справки скажу, что специально ребенка читать-писать мы не учим, т.е. нет у нас такого, чтобы усаживали и занимались. Занимаемся по тетрадкам Колесниковой (развитие фонематического слуха), по логопедическим тетрадкам на развитие речи, математические прописи Колесниковой (там типа циферки раскрашивать, задания на внимание и т.д. - все в игровой форме). Но все это у нас в последнее время от случая к случаю - по желанию и настроению. С чтением как было - годам к 4 она знала буквы (выучили звуки по азбуке-паззлу с картинками), научили складывать их в слоги. Дальше как-то застопорилось - то ли я отвлеклась, то ли она возражать стала, не помню. Но у нас лежала в свободном доступе стопка карточек со словами крупно напечатанными. И она стала карточки эти брать и слова читать, потом в книжках заголовки, дальше - больше. В общем, получилось, что как-то сама добрала.
Еще сейчас очень любит писать типа прописей - просит, чтобы я ей в тетрадке в крупную клеточку писала задания, а она чтобы писала по образцу, а я ей потом оценки ставила.