ПОДРОБНО О СЕМИ ЧАКРАХ (Часть I)
Это интересноСогласно древним индуистским и тантрическим текстам, мы поглощаем энергию из Космоса и аккумулируем ее в семи энергетических центрах - чакрах (санскр. «круг», «колесо»). Пять из них располагаются вдоль позвоночного столба, два - в голове. Из чакр энергия продвигается вдоль нади - энергетических каналов. Существует несколько десятков тысяч нади, но главными из них являются лишь три - сушумна, залегающая вдоль позвоночного столба, и расположенные слева и справа от нее ида и пингала, уравновешивающие друг друга. Белая ида - эта Луна, сила созидания, женское начало, а красная пингала - Солнце, сила разрушения, мужское начало. Начинаясь в области промежности, три главных нади справа налево и слева направо обвиваются вокруг энергетических центров. Чакры не только регулируют работу вверенных им участков тела и связанные с ними психологические функции, но и отвечают за отношения этих участков с внешним миром. Если энергетическая структура сбалансирована, мы полны сил и живем в согласии с собственной природой, направляя энергию на реализацию заложенного в нас потенциала.
МУЛАДХАРА
Нижний энергетический центр - четырехлепестковая Муладхара-чакра, окрашенная в красный цвет. Она располагается в области промежности, у копчика, в месте, где встречаются канда, основание всех нади, и сушумна. Муладхара - корень всей нашей жизненной силы. Она непосредственно связана с землей, которую символизирует слон - олицетворение мощи и прочности. На физиологическом уровне эта чакра регулирует работу опорно-двигательного аппарата, таза и толстого кишечника.
Это сугубо «материальный» центр, его задача - сохранить нашу связь с физическим миром. Энергия Муладхары направлена в первую очередь на поддержание жизни, то есть на удовлетворение самых базовых потребностей, поэтому она непосредственно связана с физическим трудом.
При уравновешенной Муладхаре мы заботимся о себе и своем доме. Это касается еды, питья, используемых в повседневной жизни вещей. При взгляде на человека со сбалансированной энергией Муладхары сразу создается впечатление, что он прочно стоит на ногах. У него нет страха перед будущим, любые перемены - как позитивные, так и негативные - воспринимаются с готовностью. Такой человек терпелив и жизнестоек.
При избытке энергии в этом центре у человека слишком сильно развит инстинкт выживания и самосохранения. Пища, кров, секс - вот основные потребности, вокруг которых строится жизнь при слишком «заряженной» Муладхаре. Такой человек словно подгребает все под себя, становится жадным, у него развивается страсть к накопительству, что нередко проявляется физически в виде излишнего веса. Он слишком привязан к миру, для него существуют лишь материальные ценности, и практически любое событие в жизни оценивается с позиции материальной выгоды. При дефиците энергии Муладхары возникает страх перед будущим, любое незапланированное, стрессовое событие, пусть даже незначительное, воспринимается как катастрофа. Стремление к переменам, даже благоприятным, подменяется апатией и безволием.
Пробудить энергию Муладхары можно повторением мантры земли - «Лам». Ее стимулируют минералы красных, коричневых и черных оттенков: рубин, гранат, обсидиан, черный оникс, гематит, морионы. Из благовоний следует отдать предпочтение кипарису - на Востоке он издревле считался символом долголетия и бессмертия. Благотворно влияет на этот центр и масло чайного дерева, которое оказывает «заземляющее» воздействие на эмоциональную сферу.
Простой домашний труд -приготовление пищи, шитье, вязание, работа в саду - пробуждает жизненные силы корневой чакры.
Муладхара непосредственно связана с ногами, поэтому, чтобы стимулировать ее при помощи асан, практикуйте позы, разрабатывающие мышцы стоп, голеней и бедер. Чтобы оживить ступни, катайте подошвами теннисные мячики или используйте специальные тренажеры. Также можно сидеть в Ваджрасане (позе Удара молнии) с подвернутыми пальцами ног. Удлинить заднюю поверхность ног помогут такие наклоны, как Уттанасана (поза Интенсивного вытяжения) и Джану Ширшасана (Наклон головы к колену). И, разумеется, обязательно выполняйте позы стоя, которые как никакие другие укрепляют нашу связь с землей. Чтобы сдаться на милость силы тяжести, расслабляйтесь в Супта Баддха Конасане (позе Связанного угла) и Саламба Баласане (позе Ребенка с поддержкой) - и та и другая позы успокаивают слишком активный ум.
СВАДХИСТАНА
Немного выше Муладхара-чакры в области крестца и половых органов расположена шестилепестковая Свадхистхана-чакра, окрашенная в цвет киновари. Ее название образовано двумя корнями: «сва», «собственный», и «адхистхана», «обитель». Таттвой этого центра является вода, которую символизирует макара - мифическое чудовище с телом рыбы и головой крокодила. Макара олицетворяет природу, пракрити, во всех ее проявлениях. Это женская жизненная сила, тесно связанная с плодоношением.
На уровне физиологии Свадхистхана-чакра регулирует деятельность половых органов, мочевыделительной системы и всех жидкостей в организме.
Это аккумулятор сексуальной энергии и обитель наших чувств. Надежда, разочарование, радость, уныние - все эти и другие эмоции пребывают в подвижных водах Свадхистханы. Если ее энергия сбалансирована, мы понимаем и принимаем свои чувства, что сближает нас с окружающими, наполняя отношения с ними искренностью, теплом и добротой. Мы не подавляем эмоции, но и не позволяем им играть первую скрипку в оркестре внутреннего бытия. Мы вкушаем сок каждой из них, будь он горек или сладок. В то же время уважение к эмоциям делает нас независимыми, не позволяя другим играть на наших чувствах.
Свое непосредственное выражение сексуальная энергия находит в созидании новой жизни, поэтому Свадхистхана - это еще энергия творчества. При уравновешенной второй чакре мы ощущаем свободу самовыражения, превращаем любое действие в творческий акт и привносим в него собственный неповторимый вкус, изюминку. Кроме того, мы уважаем и ценим свое сексуальное начало, подходя к вопросам секса без ханжества и предубеждения. Энергия Свадхистханы вносит в процесс интимного общения нотку любопытства и авантюризма, поэтому секс представляется лишь очередным полем для творчества и раскрытия себя. Мы испытываем радость жизни, чувствуем себя удовлетворенными, полными сил и способными творить. При избытке энергия Свадхистханы тратится на беспорядочные сексуальные связи и подпитку негативных эмоций, которые бьют через край. Уважение и принятие окружающих заменяются пренебрежением и гордыней, человек ничего не видит и не слышит, кроме собственных обид и разочарований. При дефиците Свадхистханы мы не понимаем себя и своих чувств, ощущаем неудовлетворенность и подавленность. Подобное наблюдается в культурах, где неприлично даже думать о естественных потребностях тела, связанных с земными радостями и наслаждениями. Стоит ли говорить, что при угнетенной Свадхистхане энергии на то, чтобы творить, практически не остается и любое действие совершается механически, по известному шаблону.
Чтобы стимулировать эту чакру, используйте камни красных и оранжевых оттенков: янтарь, красную яшму, коралл, турмалин. Мантра этой чакры - «Вам». Из благовоний отдайте предпочтение иланг-илангу - ничто не пробудит вашу сексуальную чувственность так, как он. Из асан прекрасным средством послужат позы на раскрытие зоны свадхистханы, то есть области таза: Гомукхасана (поза Головы коровы), Баддха Конасана (поза Связанного угла), Упавиштха Конасана (поза Широкого угла), Эка Пада Раджакапотасана (поза Царя голубей на одной ноге). Выполняйте их мягко и без излишних усилий: Свадхистхана, будучи вместилищем женской энергии, призывает к неспешности и восприимчивости.
МАНИПУРА
Третья чакра занимает область между пупком и солнечным сплетением. Манипура в переводе с санскрита означает «драгоценный город». Это обитель теджаса, таттвы огня, сверкающего, словно алмаз. Манипура окрашена в желтый цвет и окаймлена 10 лепестками.
Ее символ - овен, ездовое животное бога Агни. Манипура-чакра регулирует работу желудочно-кишечного тракта.
Этот энергетический центр отвечает за способность действовать и управлять волей и поведением во внешнем мире. При уравновешенной Манипуре мы в состоянии брать на себя ответственность и совершать волевое действие, зачастую идя на разумный риск. Другими словами, умеем ставить перед собой цель и уверенно двигаться к ее достижению.
Будучи сбалансированной, энергия третьего центра направлена на интеграцию способностей и знаний, навыков и опыта, реализуемых в избранной сфере деятельности. Человек со «здоровой» Манипурой не зарывает свой талант в землю, но извлекает его на свет и усердно проявляет в своей работе и карьере, которые воспринимаются как особое предназначение в жизни, как некое служение. Есть изречение, приписываемое Конфуцию: «Найди себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в жизни». Именно в этом поиске нам помогает Манипура-чакра. Энергия огненного центра непосредственно связана с эго: она утверждает нас как личность, задавая четкие персональные границы и обособляя от других людей. Охраняя свою целостность, человек с уравновешенной Манипурой может оскалить зубы, проявляя тем самым взвешенную агрессию. Кроме того, он независим в суждениях и не поддается стадному инстинкту. Вместо этого он верно следует своим путем, буквально нутром чуя маршрут. Такой человек достигает подлинного успеха в жизни, который воспринимает лишь как побочный эффект от выполнения своей миссии в материальном мире.
При избытке Манипуры для человека существует лишь один авторитет - власть, статус и престиж. Будучи чрезмерно амбициозным, он живет по принципу «цель оправдывает средства». Его честолюбие окрашено в темные тона зависти, ревности и раздражительности. Он нетерпим и подвержен припадкам гнева. Преобладающая в нем огненная стихия испепеляет. Пригасить разбушевавшийся огонь помогают восстанавливающие, пассивные прогибы - Сету Бандха Сарвангасана (поза Построения моста) и Дви Пада Випарита Дандасана с опорой (поза Перевернутого посоха).
При дефиците Манипуры человек отрезан от своей внутренней силы. Не чувствуя внутреннего стержня, он, словно заблудшая овечка, бредет куда глаза глядят. Такого человека легко сбить с толку и заставить служить чужим идеалам. Чтобы пробудить энергию Манипуры, повторяйте мантру огня «Рам». Используйте камни желтых и оранжевых тонов: топаз, желтый сапфир, цитрин, циркон, сердолик. Из аромамасел прекрасно разжигают агни корица, имбирь и розмарин. Практикуйте Сурья Намаскар (Приветствие Солнцу), абдоминальные позы, например Навасану (позу Лодки), позы стоя, особенно Вирабхадрасану I (позу Воина I), скручивания и пранаяму Бхастрика (дыхание Кузнечных мехов).
АНАХАТА
Анахата-чакра располагается на уровне грудной клетки, в месте, где линия позвоночника пересекает линию сосков. Она окрашена в зеленый цвет и окружена 12 лепестками. В переводе слово «анахата» означает «неистощимый», «неуязвимый». В традиции индуизма и тантризма анахат - божественный звук, пульсация жизни, едва уловимая вибрация, которую можно услышать в состоянии глубокой медитации. Поэтому этот термин переводят также как «вечно звучащий барабан». Таттва этой чакры - воздух, а символ - белая антилопа, ездовое животное бога ветров Паваны.
Анахата соединяет физический, эмоциональный и волевой центры, которые располагаются под ней, с центрами ментальных и духовных энергий, выстраивающимися выше. Она является сердцем нашей энергетической структуры, регулируя циркуляцию энергии между остальными центрами. Уравновешенная Анахата раскрывает самые лучшие аспекты каждой чакры. На физиологическом уровне она отвечает за работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Анахата - это обитель души, пуруши. Она преисполнена чувствами любви и всепрощения, которые невозможно осквернить или разрушить. Соприкасаясь с ней, мы ощущаем себя частью Вселенной и испытываем сострадание ко всем живым существам. Девизом сердечной чакры вполне можно считать христианскую заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя». С любовью непосредственно связаны чувства благодарности и признательности, которые при сбалансированной Анахате возникают спонтанно. При «здоровой» Анахате мы открываем сердце миру, не боясь того, что нам могут причинить вред. Текущая равномерно и беспрепятственно энергия этого центра позволяет настраиваться на другого человека и улавливать малейшие оттенки его эмоционального состояния. В этом заключается эмпатия - чуткость, в которой кроется секрет гармоничного общения как с самим собой, так и с окружающими.
К сожалению, сбалансированная Анахата - это скорее исключение из правил, чем само правило. Размышляя о вопросах любви, мы более озабочены тем, чтобы быть любимыми, чем чтобы любить самим. Истинная любовь не приходит просто так: чтобы обрести ее, необходимо беспрестанно трудиться, проявляя ответственность за тех, кого мы любим, и искренне веря в самое лучшее в них.
При дефиците энергии Анахаты мы чувствуем одиночество и обособленность от всего мира. Нередко в ответ на прошлые обиды мы закрываем свое сердце, уподобляясь герою известного мультфильма, который, построив дом, оградил его тюремной стеной, колючей проволокой и целым арсеналом оружия. При избытке энергии сердечной чакры отношения любви подменяются отношениями зависимости, при которых зависимая сторона чувствует себя неполноценной и пытается заполнить внутреннюю пустоту партнером, полностью подчинив ему свою волю. В такой связи может быть много страсти, однако, подпитывая негативные, разрушающие аспекты личности, она не может привести к подлинному счастью.
Чтобы активизировать сердечную чакру, повторяйте мантру воздуха - «Йям». Ее пробуждают также зеленые, розовые и белые камни: зеленый турмалин, авантюрин, изумруд, нефрит, розовый коралл, розовый кварц, алмаз, горный хрусталь, селенит. Из ароматических масел отдайте предпочтение бергамоту, кедру, розе и сандалу.
Простые и пассивные прогибы назад, при которых область сердца находится выше головы, а также позы на раскрытие плечевого пояса, такие как Гарудасана и Гомукхасана, прекрасно раскрывают сердечную чакру. При избытке энергии Анахаты практикуйте простые наклоны вперед - например, Джану Ширшасану, Пашчимоттанасану, Упавиштха Конасану.