Одно из мнений по ТО...
Турфирмы и Туроператоры .Источник http://www.29palms.ru
Туризм бывает разный. Есть туризм индивидуальный.Это, как правило, тур, составленный по пожеланиям путешественника. Этому сегменту туризма, если честно, ничего не угрожает, кроме печати негатива на всем туризме в целом.
Индивидуальные туры - это, как правило, перелеты на регулярных рейсах (никаких чартеров!),причем часто в бизнес-классе (хотя этот факт никак не влияет на надежность).
А вот пакетные туры - это и есть самое уязвимое место. Дело в том, что пакетное(скажем так, хотя нет такого термина)туроператорство - это самый выгодный"кусок" бизнеса. Но и самый опасный,поскольку он малорентабельный, большая прибыль возможна только при больших объемах (оборотах).
Образно об этом журналисты все-таки пишут, не совсем уж они …тово…
Тур состоит из двух больших "кусков" -перелет и отель. В отеле надо купить много номеров, а перелет организовать собственный, заказав самолет.
Это если очень примитивно. Об этом пишут. А не пишут вот о чем.
Процесс расчетов очень сложный, точнее не так.Отдых туриста (то есть перелет и отель)ПО ВРЕМЕНИ никак не связаны с РАСЧЕТАМИ между сторонами сделки (оператором и отелем или авиакомпанией).
То есть туроператор составляет Договор,например, с авиакомпанией. Берет на себя обязательства выкупить определенное количество мест по определенному маршруту. Чаще всего в этой схеме присутствует еще одна "прокладка",так называемый "авиа-брокер", который арендует самолеты, а потом продает в этих самолетах кресла разным (или одному)операторам.
Расчеты идут очень хитрым способом, чаще всего уже после выполнения полета. Ну, невозможно делать сотни тысяч переводов (за каждого туриста).
Это выгодно всем (до определенного предела).Поясню про предел. Когда все хорошо,туристов много, все (или почти все) места заняты, то проблем быть не должно (хотя все равно бывают).
Но как только все нехорошо, начинаются проблемы. Оператор выкупил весь самолет,а продал всего лишь половину. Авиакомпанию это не волнует. Самолет и пустым полетит по условиям Договора. Разумеется, за"пустые места" платят те, кто летит в самолете. Если этих летящих много, то все нормально, если мало, то… Тогда у оператора появляется задолженность.
Чартеры ведь не только выгоду (прибыль) могут принести организаторам, но и убыток.
Та же ситуация с отелями. Операторы берут комитмент (условие приобретения блоков мест в отеле), подразумевающий "жесткий блок" (то есть определенное количество номеров) и предоплату. Только в этом случае отель дает самые выгодные цены,но при этом будут туристы или нет,отельеров уже не волнует.
И эта схема хорошо работает при хорошем спросе (правда, тоже не всегда).
Как только спрос падает, то долги оператора перед авиакомпанией и отелем растут пропорционально этому падению.
Многие спросят, - а зачем операторы берут на себя повышенные обязательства?
Это сложный вопрос. И в двух предложениях обстоятельно не ответить. Хотя можно сказать и одним словом - ЖАДНОСТЬ.
Кто больше всех "хапнет", у того и самая выгодная цена.
Как говорится, все "как в Польше - у кого больше, тот и пан!"
"Хапнуть"меньше - риск более высокой цены, а соответственно худших продаж.
Теперь,во-вторых. О чем журналисты не пишут. Я уже начал об этом говорить.
Процесс отправки туристов и процесс расчетов оператора с поставщиками услуг (отелем и авиакомпанией) идут параллельно, и часто вообще никак не связаны.
То есть вот турист платит деньги и наивно полагает, что оператор тут же заплатит авиакомпании за его билет, а в отель перечислит деньги за его номер.
Как бы не так!!!
Так бывает только в случае индивидуального туризма, там все именно так (чаще всего)и происходит. У массовых операторов(пакетные туры) все совсем по-другому!Деньги от туриста попадают в ОБЩУЮ кассу, которой директор (или владелец)распоряжается строго по своему усмотрению.
Он может любовнице (или любовнику) дом купить, может в Монте-Карло махнуть,может все что угодно, как понимаете,были бы деньги.
У высокоморальных директоров тоже трат не меньше. Дети, те же дома, стрижка собаке, маникюр кошке. Короче, много расходов.
Плюс всевозможные траты "по фирме".
Хотите пример? Пожалуйста. К примеру, тот же Южный Крест проводил конкурсы "Мисс туризм", ну, или "Мисс Южный Крест",не в названии дело.
Почему-то руководство там считало, что именно полуголые девушки помогут лучше продвигать их продукт…
А может, просто прошлое никак покоя не давало. Малиновые пиджаки, конкурсы,девицы в купальниках.
Южный Крест - это вообще "ПЕСТНЯ", я много чего интересного могу рассказать об этой кампании, всех знакомых предупреждал еще два года назад - только не у Южного Креста.
Но они два года "жили" и только посмеивались над такими предсказаниями, типа"замучаетесь нас хоронить". А между тем кризис там был давно.
Вот,кстати, на их примере и можно объяснить,почему возможно "трепыхание" в течение нескольких лет.
На мой взгляд, все очень просто. Любая"пирамида" живет какое-то время. Пока несут деньги (причем здесь важно, чтобы количество приносимых денег все время увеличивалось), пирамида растет.
Я не буду подробно (шаг за шагом) разбирать деятельность Южного Креста, этим сейчас как раз занимается Следственный Комитет России.
Но если коротко, скажу, что, судя по всему,компания давно сидела на кредитной игле, тем не менее, непомерные амбиции руководства (и собственников) не давали возможности трезвой оценки перспектив развития, что в конечном итоге и привело к краху.
Здесь я бы хотел обратить внимание на один показательный факт.
До последнего Южный Крест собирал с доверчивых туристов деньги, более того,даже зная истинное финансовое положение,руководители (и владельцы) компании продолжали врать туристам и агентствам.
Даже после появления предупреждения на сайте Федерального агентства по туризму(Ростуризм) информации о возможной отмене рейсов авиакомпании "ЮТэйр"по заявкам туроператора "Южный крест"в Китай и Грецию с воскресенья(соответствующая информация появилась на сайте Ростуризма в субботу), генеральный директор ЮК Дмитрий Фесик на сайте Турдома (где они были одним из основных рекламодателей) пытался представить все как незначительное недоразумение,дав свои комментарии, по сути в корне не соответствующие действительности(то есть врал, попросту говоря).
Позже эти комментарии с сайта Турдома удивительным образом исчезли, думаю,что этому факту следствие тоже даст соответствующую оценку.
Кто именно и почему "почистил улики". Есть там один "товарищ"…
Таким образом, многие крахи туроператоров можно рассматривать не как просчеты в бизнесе, а как действия, сильно напоминающие мошенничество.
Кстати,столичный главк СКР уже возбудил уголовное дело по фактам мошенничества(ч. 4 ст. 159 УК) компанией "Южный крест трэвел".
Скорее всего, пострадавшими в этой истории будут не только туристы, но и многочисленные партнеры Южного Креста (банки, авиакомпании,отели, туристические агентства и т.д.).
Возможно,что многих читателей сейчас интересует больше не то, "что было", а то, "что будет".
И в этой связи попробую дать несколько советов.
Самый простой - немного подождать с отпуском.По крайней мере, до весны, поскольку череда крахов туроператоров на этом не закончена (есть мнение, что "на подходе"еще несколько). Среди турагентов стали ходить различные списки "проблемных"операторов.
Поэтому я бы лично у "массовиков-затейников"сейчас ничего не покупал, так ваши деньги точно целее будут!
Самостоятельная поездка обойдется вам немногим дороже,а в некоторых случаях, и дешевле. Например,путешествие в Таиланд дешевле совершить самостоятельно.
Но если уж совсем невтерпеж, так хочется отдохнуть, то хотя бы воздержитесь от акций раннего бронирования (тот же Южный Крест предлагал отдых "потом" по совершенно смешным ценам, после чего знающим людям уже было все понятно).
Воздержитесь от покупки сильно дешевых туров, от туров с большими скидками.
"Скидочники" - это группа риска №1! Потребность в большом количестве оборотных денег -первый признак приближающейся беды.
И самое главное помните - бесплатный сыр(или сильно дешевый) бывает только в мышеловках!
Если вы прислушаетесь к моим советам, то у вас не возникнет желания вернуться в офис туркомпании, чтобы в мягкой форме выразить свое неудовольствие испорченным отдыхом!