ТЗ Еда на Руси
Тематические дни/занятияЧто-то я так долго зрела на продолжение наших занятий по Руси, со скрипом у меня подготовка шла.
Ранее мы уже узнали, как обстояли дела с хлебом, как его выращивали и пекли. Теперь решили узнать, что же еще было на столе у крестьян. За основу взяла презентацию отсюда. Мы поэтапно рассматривали слайды и выполняли задания.
Трапеза, гостепреимство
Итак, сначала поговорили, как встречали добрых гостей хлебом-солью, какие слова говорят, когда приходят в дом, как желают приятного аппетита. Рассмотрели несколько картин трапезы.

Воспользовавшись идеей от Евгении, в картине "Крестьянское семейство перед обедом" вставляли заплатки.


Прочитали несколько произведений, где гостей встречали гостепреимно, где - не очень, а где - наоборот, чересчур:)) "Иванушко" (Честняков), "Петухан Куриханыч" (Смирнов), "Демьянова уха" (Крылов, последняя из картин).
Поплясали под песенку "К нам гости пришли".
Мучные изделия
Рассмотрели разные виды мучных изделий (кулебяка, курник, расстегай, пирожок, кулич, жаворонок, блины), я рассказала, когда их готовили (вспомнили Масленицу и Пасху, Сороки). Поиграли в домино.

Вспомнили сказки, где они встречаются. Испекли и свой курник (я его никогда раньше не ела, было любопытно, рецепт). Немного хлопотно, но вкусно и красиво!

Алиса помогала взбивать миксером, смазывать противень, было и сенсорное занятие с тестом:)) Правда, не скажу, что в этот раз активно помогала - отвлекалась на папу, который мастерил Алисе новогодний костюм:)

Под песенку "Блины" поиграли в подвижную игру "Перенеси блины" - кто больше перенесет на сковородке из одной точки в другую.

Молочные изделия
Сделали пальчиковую гимнастику
Дай молока, Буренушка, (показывают, как доят корову).
Хоть капельку - на донышке.
Ждут меня котятки. (Делают «мордочки» из пальчиков).
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному пальчику на руках)
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молока для кашки.
Всем дает здоровье (Снова «доят»).
Молоко коровье.
Сделали проводилку, определили, кто даст молока

Вкусна, сладка
Глядит из горшка,
Из овощей и круп варится.
На всю Россию славится.
Является пищей нашей
И называется … (кашей)
Рассмотрели-потрогали-сравнили-попересыпали разные виды круп (гречка, овсянка, пшено, рис - он на Руси назывался сорочинским пшеном). Есс-но, в итоге получили единую мультикрупу:)

Тренировали словообразование
Гречка - каша гречневая.
Манка - каша манная (Алиса сказала "манковая":))
Рис - каша рисовая.
Пшено - каша пшённая.
Овес - овсяная.
А если перловка - каша перловая.
Прочитали веселый стишок (источник)
Лучше нет крупы, чем гречка!
Знает каждое сердечко
В доме нашем знает каждый-
Гречка лучшая из каш!
Ну а мой приятель Вовка
Любит поедать перловку,
И поэтому наш Вовка
Самый сильный из ребят.
Знаю точно-лучше риса
Нету каши для Бориса.
Геркулес Настасья любит,
Баба Фрося ест пшено.
На столе дымится каша
Где большая ложка наша?
Будем с кашей мы дружить,
Лет до ста мы будем жить!
Поиграли в игры
1. Варим кашу. Вообще играют так: дети водят хоровод, каждому определяют "роль" (молоко, соль, сахар, крупа), когда слышат "себя", выходят в круг. Но у нас нету столько "ингридиентов", потому придумали потренироваться с "заместителями" (опять-таки, пост Жени навел на мысль). У нас это были геометрические фигуры, заодно их повторили. Алиса хорошо справилась, клала именно то, что надо.
Раз, два, три, кашу нам горшок вари!
Мы внимательными будем, ничего не позабудем!
Наливаем молоко...
Мы внимательными будем, ничего не позабудем!
Сыплем соль...
Мы внимательными будем, ничего не позабудем!
Сыплем сахар...
Мы внимательными будем, ничего не позабудем!
Насыпаем крупу...
Мы внимательными будем, ничего не позабудем!
Все продукты поместили, каша варится «пых-пых!»
Для друзей и для родных.
А теперь все друг за другом размешаем кашу кругом!
И попробуем-ка нашу вместе сваренную кашу!
Ее вместе поедим, всех, всех кашей угостим.
Ведь варилась-то «пых-пых!» для друзей и для родных.
2. РНИ «Горшок»
На ровном и открытом месте ставят горшок, повернутый кверху дном и прикрывающий дары, предназначенные в награду удачливому игроку. В двадцати шагах от него располагается один из играющих. Ему завязывают глаза и дают палку в руки: задача в том, чтобы дойти до горшка и разбить его палкой. Каждому дозволяется перед завязыванием глаз вымерить шагами расстояние до горшка и встать лицом к нему. Но прежде чем двинуться, игрок должен три раза оборотиться на месте. Когда игрок полагает, что дошел до горшка, он останавливается, ударяет отвесно палкою три раза и снимает повязку; если удары были удачны, игрок получает дары, положенные под горшок. Игра очень забавна. Уже при первом обороте обыкновенно утрачивают верное направление, а после третьего игрок настолько теряет ориентировку, что ему случается с места идти далеко вправо или влево от горшка, к большой потехе зрителей. Веселье наблюдающих еще больше увеличивается при сильных ударах по земле далеко в стороне от горшка. Горшок так редко разбивают, что в народных играх под него сажали иногда живого петуха.




Щуку щами с овощами
Угостить пообещали.
Пищу настоящую
Для щуки поищи,
Ведь хищная щука
Не будет есть щи.



Ну и, соответственно, комментарий-простыня)))