О греческой церковной жизни (в американских реалиях). Часть 2
Православные праздникиВ этом выпуске начнем рассказывать о богослужебной жизни
В большинстве храмов Греческой Архиепископии совершаются следующие еженедельные службы: во-первых, конечно, Божественная Литургия по всем воскресным дням и праздникам. Она, как правило, предваряется утреней. И тут первое отличие от русских храмов. Утреня (кроме как Страстной седмицей) никогда не совершается вечером, в соединении с вечерней. Часы (3, 6) не читаются. Накануне, как правило, но не всегда, служится вечерня. По средам вечером почти круглый год служится Параклисис (канон) Божией Матери. Греки очень чтут Пресвятую Богородицу. Мария – пожалуй, самое распространенное женское имя. А есть еще Деспина, Панагия, Панайота… Даже мальчиков часто называют в Ее честь – все, наверное, слышали греческое имя Панайотис. Ну, да мы опять отвлеклись… J
Великим постом ход служб меняется. Конечно, Божественные Литургии остаются, но служатся другие чины: Василия Великого по воскресеньям, и Преждеосвященных Даров в течение недели. Впрочем, такой же порядок и в русских храмах – тут отличия нет. К великопостным службам также относятся: великое повечерие (все дни первой седмицы, затем по понедельникам), 6-й час (служится по будним дням Великого поста в полдень) и необыкновенно красивые службы Акафиста Пресвятой Богородице по вечерам пятницы. Канон Андрея Критского, такой популярный у русских, у греков, как правило, не читается. Пассии, будучи католическим заимствованием, греками тоже не совершаются. Вместо этого в американских храмах установилась чудесная традиция – воскресными вечерами Великим постом мы ходим друг к другу в гости J. Наверное, всем известно, что на американской земле действует порядка десятка канонических православных юрисдикций. Так вот, вечером в воскресенье все верующие собираются в храме одной из юрисдикций на вечерню. Естественно, все священники служат собором. Иногда даже по несколько епископов бывает J. Теплый прием заканчивается постным ужином. На следующую неделю гостим в другом храме.
Заканчивается Великий пост, и наступает Страстная седмица с ее удивительными прекрасными несколькочасовыми службами. Вот когда оцениваешь всю мудрость греческих храмовых ктиторов, поставивших в храмах скамейки J. Итак, три первых вечера, начиная с вечера Входа Господня в Иерусалим, совершается Нимфиос или служба Жениха. «Се Жених грядет в полунощи», помните? Это оттуда J. Протяжные византийские песнопения, попеременно исполняемые духовенством, кантором, хором и народом, перемежаемые чтением из Синаксария (известного в славянской традиции как Пролог), тянутся одно за другим как бесконечное полотно. По истечении первых трех дней, вечером Великой Среды, верующие подкрепляют свои телесные и душевные силы в таинстве Елеосвящения, чтобы на следующий день принять участие в одной из самых торжественных и долгих служб Православной Церкви – 12 евангелий Страстей Христовых. Безмолвно приложившись к Животворящему Кресту, все расходятся по домам в молчании и предчувствии великой радости Воскресения. Ибо уже на следующий день, в Великую Пятницу, совершаются: Царские часы утром, Апокателосис (снятие с Креста) и Погребение вечером. Последнюю службу рекомендую найти в ютубе по словам «greek orthodox lamentations» - очень красиво! Это уже, по сути, пасхальная служба, ибо Христос уже сошел в преисподнюю, а значит, по слову Иоанна Златоуста, «никтоже во аде». Отсюда и название – первое воскресение.
Наступает пасхальная ночь. С вечера верующие собираются в храме, на службу полунощницы Великой Субботы. Деяния Апостолов, в отличии от русских храмов не читаются. И правда, причем тут Деяния Апостолов? Перед полуночью все освящение в храме полностью гаснет, храм погружается в кромешную тьму. Наконец, из алтаря доносится протяжное пение священника «Дэвтэ лавэтэ фос эк ту анэспэру Фотос, кэ доксасатэ Христон тон анастанда эк нэкрон» («Придите примите свет от невечернего Света, и прославьте Христа воскресшего из мертвых»).
Продолжение следует