Отрывок из беседы
Рекомендую послушать/почитать/посмотретьО том, что значит быть монахом сегодня, рассказывает настоятельница Новодевичьего монастыря в Москве игумения Маргарита (Феоктистова)
Спасение души человеческой - тайна. Поэтому-то и сказал нам Господь, чтобы были мы, как дети. Ведь у Бога все очень просто. Можно читать тома духовной литературы, можно богословием заниматься, можно изучать серьезные дисциплины и забыть одно самое главное: ради чего всё это. Ради чего Господь дал тебе жизнь. Ради чего Он Сам претерпел распятие на Кресте. Ведь живет рядом с тобой человек, радует тебя, огорчает тебя - от Бога это.
Случается какая-то в жизни твоей скорбь - от Бога это. Надо с благодарностью принимать всё, происходящее с тобой, потому что все - от Бога. И, когда принимаешь со смирением и упованием, уже не ты начинаешь менять ситуацию, а сам Господь ее меняет. Но если думаешь: «Сейчас я сам все исправлю, я сам все знаю и смогу». Стена непреодолимая внезапно возникает. Господь как бы отходит в сторонку и говорит: «Хорошо, хорошо. Раз сам знаешь, то сам и делай». И что же? Всё разбивается. Все наши планы, знания и житейская мудрость разбиваются о стены непонимания, нежелания и отчуждения.
Но стоит только сказать: «Господи, помоги мне, не могу я без Тебя ничего изменить, помоги мне Сам. Ведь я же люблю этого человека, этот человек хочет того же, чего и я. И если сейчас не изменится что-то в наших отношениях (это я уже перехожу на отношения между сестрами), тогда если не я, то она погибнет, ведь кто-то из нас неправ. Поэтому помоги, Господи, Сам». И тогда происходит чудо: по совершенно непонятным причинам конфликт исчезает, ситуация выравнивается и отношения укрепляются, становясь истинно духовными.
У нас есть одна сестра, живет в монастыре с самого его открытия. Сейчас она на подворье. Несет послушание по обеспечению монастыря молочными продуктами. Очень сильно она от всех отличается. Часто в ее адрес можно услышать слова, что она «не от мира сего». Недавно она мне дала удивительный ответ на мой к ней вопрос: «Кто же такой смиренный человек?» Ответила просто и мудро, да так, что я до сих пор думаю и над тем, что она мне сказала, и о ней самой. В очередной раз я ей давала свои наставления, в очередной раз она просила у меня за что-то прощения. И вдруг говорит: «Матушка, простите меня. Я не смиренная». Спрашиваю: «А кто же такой по-твоему смиренный человек?» Отвечает: «Это тот человек, перед которым другой человек не чувствует себя виноватым». Вот ведь как!
И ходила я, и думала: «Я - настоятельница. Но сколько людей в течения дня я обидела, сколько людей после встречи со мной ходят с сердцем, которому больно. Они видят тебя, и им больно. Ты поставила им на вид, и они с этим чувством вины так и живут - ведь настоятельница права, а я виновата».
У каждого человека своя мера. И страшен тот человек, который умело формирует чувство вины у другого. Человека надо просто любить. И не давать ему почувствовать себя виноватым перед тобой. И надо быть готовым отдать жизнь свою за всякого человека: за здорового и за больного, за умного и за глупого, за того, кого ты любишь и за обидчика твоего. И выше этого нет ничего. Когда мы достигнем этого, тогда....

Вся беседа о жизни в монастыре -
