Кое-что о толерантности
Святые отцы о разных аспектах жизниОдни преступают заповеди Божии, Его оправдания и суды: это суть преступники закона. Другие же попирают самое спасительное исповедание Владыки: это уже преступники против Бога.
Большая разница между преступностью тех и других. Первые еще имеют надежду спасения, сохранив корень богопознания, вторые же совершенно лишаются спасения, отвергаясь Самого Виновника спасения. Итак, я, говорит (пророк), вся творящия преступление возненавидех, потому что начало греха отступление от Господа (Сирх. Х, 14, 15), как говорит Премудрый. А мы не только не ненавидим законопреступников, но и принимаем их как друзей, тогда как не следовало бы даже просто приветствовать их: несть бо мир нечестивым, рече Господь (Ис. LVII, 21). Мы едим и пьем с теми, самой встречи с которыми должны избегать. Их, предавшихся демонам и вручивших свою жизнь бездушным камням и дереву, мы даже не должны считать и за людей. Разве не научает нас тот же пророк в другом месте, говоря: не ненавидящия ли тя, Господи, возненавидех и о вразех твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми (Пс. CXXXVII, 21, 22). Будем же и мы подражать пророку и возненавидим делающих беззакония, чтобы через безразличное общение наше с ними не оказаться нам соучастниками их беззакония. Все обязывает нас ненавидеть общение с ними: и то, что они, отворотившись от света, ходят во тьме, - между тем кое общение свету ко тме (2 Кор. VI, 14), - и то, что отвергшись имени Христова, сами себе усваивают имя Велиара (кое же согласие Христа с Велиаром - 15), и то, что, уклонившись от входа сюда, они, с бешенством стермятся в идольские храмы, оскверняясь их скверной (кое же сложение церкви Божией со идолы - 16). Итак, творящия преступление возненавидех.
Свт. Иоанн Златоуст, Полное собрание творений, том 5. Беседа на Псалом 100й, пар. 3.
Слушай, вот вспоминаю истории из Отечника Брянчанинова ( ну, помнишь, наверное, историю с Макарием Великим и идольским жрецом), и как-то у меня все эти вещи не вяжутся вместе.... Какие плоды может принести ненависть к человеку,- да еще во имя Христа,- какая кому от этого может быть польза, не разумею