Житие - огонь!

Я твердо стою на том, что все происходит по промыслу Божию. Иначе нас бы просто не осталось. Если вспомнить житие ап.Петра, то он наоборот, бежал от опасности, но ему явился Господь:"иду в Рим чтоб быть распятым" и он понял, что надо вернуться в Рим и пострадать. А еще сивастийских мучеников, один смалодушествовал, и его место занял воин палач. Он ведь мог просто уверовать и тихо верить и не "самоубиваться", но очевидно, что не мог.
09.03.2016
Удачный пример с ап. Петром Очевидно, церковь, действительно, поддерживает горячее желание умереть/помучиться/... во имя Христа. Чума.
10.03.2016
а вот и нет) В ранней Церкви об этом шли большие споры. В те времена были фанатики, которые сознательно стремились к мученичеству и считали, что каждый настоящий христианин просто обязан умереть мученической смертью. Позднее они выделились в секту монтанистов (по имени ее основателя Монтана). Но Церковь такой подход отвергла. Более того, позднее, на нескольких Карфагенских соборах, было постановлено, что, во-первых, напрашиваться на мученичество - это провокация и делающий это человек должен считаться просто самоубийцей, а не мучеником, а во-вторых, если уж христианин принимает мученическую кончину, то делать он это должен без всякого позерства, театральности, проклятий мучителям и так далее. Есть такая пословица: на крест не просись, от креста не бегай. В этом - суть подлинного мученичества.
12.03.2016
вот о том и речь! такая позиция более разумна. Но тем не менее, из православного календаря этих мучениц не убрали, что говорит о том, что церковь поддерживает и такой "подход" к мученичеству.
13.03.2016
После ответов автора на комментарии возникло ощущение, что цель поста - развлечься и повеселиться, даже поглумиться. PS.Это не острая тема. Это бес попутал в предверии поста. Спаси Господи... В себе надо разбираться, а не искать соринки в глазах других.
06.03.2016
могу то же самое посоветовать и Вам, раз везде бесы мерещатся и простое желание разобраться/истрактовать/поразмышлять приравнивается к ереси. Вы в средневековье живёте?
07.03.2016
Ну если вера слову Божию в вашем понимании является средневековьем, то да. Дай Бог, что яд, который вы изливаете в комментариях, когда-нибудь иссякнет, и Вы станете счастливее. Такие вещи делают не от хорошей жизни. Спаси Вас Бог. И простите за комментарий, знала, что будет такая реакция и всё равно написала....простите....
07.03.2016
Чайная, вы тут неправы. Человек просто хочет разобраться с рациональной точки зрения, а вы сразу "яд", "бесы".
07.03.2016
ну неправа, значит неправа. Вот такое субъективное восприятие создалось от этого поста. Еще раз прошу простить. Знаю, могла пройти мимо молча. Не прошла. Не права.
07.03.2016
не вера слову Божию (оно в Библии, согласно христианским представлениям), а категорическое неприятие критической точки зрения в отношении жизнеописаний святых и самого факта их канонизации. Да, именно это и смахивает на средневековый подход :-))) По-моему, с ядом пришли как раз вы. Я хотела культурной дискуссии по интересующему меня вопросу. Таковая удалась со многими. Вы же заявились с обвинениями в бесовстве и с желанием жечь на костре за ересь Ну, средневековье, ей-Богу.
07.03.2016
Учитывая количество пересказов/ переводов/ переписываний житий того времени, имеет смысл учитывать только два факта: две девушки и подросток веровали в Христа и исповедали свою веру открыто; все трое были казнены за веру. Остальное- "красивости", истинность которых на совести переводчиков/пересказчиков/переписчиков.
04.03.2016
Вполне резонно. Может, и так. А может, эти мученицы все же и были настолько пылкими сердцем, насколько это застит глаза и отключает голову. В данном житие это так.
04.03.2016
Это так в глазах последних 5-10 переписчиков)) А может,они отвлекали внимание от основной массы христиан?
04.03.2016
По озвученной вами версии все могло быть
05.03.2016
Заинтриговала ты меня) Может быть начать с того, что приведённый тобой вариант их жития - не единственный. По другим источникам святые мученицы сёстры Марфа и Мария, как и брат их Ликарион: 1. жили не в Асии, а в Танисе, или даже Гермополе Египетском (первом - Парва, а не Великом (Magna). 2. О своей вере свидетельствовали не военачальнику, а непосредственно местному языческому правителю, так что - ни воевода, ни Римский император могут не иметь к их житию никакого отношения. Зато к распространению христианства их мученичество имеет прямое отношение: в житии мч. Ликариона говорится, что он остался жив после принятия яда, приготовленного языческим волхвом. Это обстоятельство послужило обращению волхва ко Христу, и впоследствии этот бывший волхв тоже принял подвиг мученичества за Христа.
04.03.2016
Что за вариант жития? Откуда он и чей?
04.03.2016
Вот этот синаксарь. Составитель старался охватить все известные жития святых, почитаемых православными. конкретно по теме:
05.03.2016
так а.... суть-то та же. Сами напросились на казнь. "Самоубились" так сказать. Вот я и пишу: "Житие - огонь!"
05.03.2016
суть не та же: "Они отвечали, что смерть за Христа - не конец, но путь к вечной жизни". Это была не тяга к смерти как таковой, а жажда вечной жизни. Может быть, не без присутствия юношеского или, как знать, неофитского, максимализма. сравним со словами мужа апостольского сшмч. Игнатия Богоносца: "Пусть огонь, и крест, и стая зверей; пусть разбросают мои кости, отрубят члены, смелют в муку все тело; пусть придут на меня муки диавола - только бы встретить Иисуса Христа."
05.03.2016
Ну, наконец-то. О том и речь, что палку они в своих душевных порывах перегнули.
06.03.2016
лучше так - жарко и ревностно, чем никак)
06.03.2016
А по мне, лучше разумно, да благодетельно , чем просто демонстрация бурления кровей.
06.03.2016
Тут надо иметь в виду несколько моментов. 1. Любой религиозный опыт предполагает трансформацию, преображение себя. Это в свою очередь предполагает умирание "себя старого" и воскресение "себя нового". Мученики - это те, кто понимает слова "умирание" и "воскресение" буквально, в телесном смысле. Да, был/есть такой тип людей, желающих настолько подавить свою плоть. Возьмите для примера современных индийских факиров, как они себя истязают, почитайте о католических средневековых преподобных, об их самоистязаниях. Явления одного рода. 2. Надо иметь в виду, что большинство житий до нас дошло в западных средневековых пересказах. Для той литературы было характерно внимание к изощренным подробностям. Фрейдисты нашли бы тут плохо скрытые садистские наклонности авторов. Не скрою, я читая некоторые жития мученниц в подростковом возрасте (а мальчик я был раннеполовозрелый) буквально сексуально возбуждался - гормоны, понимаешь... 3. Думаю, при чтении любого религиозного текста нужно смотреть вглубь, а не вглупь. Это не историческая хроника, а легендарный рассказ, который чему-то может научить лично читающего. Это, конечно, если это "ваши" святые. Но судя по всему, они "ваши", раз житие зацепило, пусть и со знаком "минус". В общем, попробуйте посмотреть в глубину, а не на фабулу.
04.03.2016
1. Про "психологию мучеников/мучениц" и их мотивы, пожалуй, соглашусь. Но менее абсурдными их действия от этого, отнюдь, не становятся. Да и в какой момент, собственно, Иисус призывал умирать за него, во имя Его слов? Что-то не припомню... 2. Интересная ремарка про особенности западных жизнеописаний . Но тут же сказано просто и чётко - "казнь... Были распяты... Усечён мечом..." По-моему, ничего лишнего "эдакого". Тут не обвинить представителей власти в их изощренности. Преступниц (как они "проходили по делу" во времена гонений на христиан) просто взяли и казнили, согласно государственному указу. 3. Резонно. Но сомневаюсь, что их легендарные/или нет действия можно вообще напрямую соотносить с христианским вероучением. По мне, так имеет место быть то, что я описала на примере с грушами выше Осечка, кароч.
04.03.2016
Иисус много к чему не призывал. Дело в интерпретации. А интерпретировать, переинтерпретировать да перевыинтерпретировать можно все что угодно с точностью до наоборот :) Абсурдно, неабсурдно - не нам судить. Есть определенный религиозно-мистический опыт. У кого-то он резонирует с "плюсом", и он тоже "так хочет", с разной степенью интенсивности и решительности. У кого-то с "минусом" и это вызывает непонимание, отторжение. А кто-то понимает призыв об умирании для мира совсем по-другому.
04.03.2016
О такого характера интерпретациях и веду речь А судит все же каждый читатель, к которому обращено то или иное письменное повествование (житие в данном случае). Так что оценок никак не избежать.
04.03.2016
Я думаю, что во всем огромном корпусе религиозных текстов, начиная с Библии и кончая самой последней брошюркой есть как минимум одна фраза, написанная для данного конкретного человека: для вас, для меня. С такой фразой резонанс нашей души максимальный. Есть другие фразы, где резонанс слабее, есть третьи, где еще слабее и так далее, вплоть до фраз и целых книг, на которые никак не отзывается душа. Что, выкинуть их на помойку в связи с этим? Нет, просто это фразы и книги, написанные для других людей.
04.03.2016
Книги разные нужны, книги разные важны! Да, согласна. Просто я в своё время, причём давно, приметила это житие как пример неадекватного переиначивания, так скажем. И нередко ссылалась на него в рассуждениях. Вот снова набрела на него. Решила поделиться
04.03.2016
Магдалена, рекомендую почитать "Быть честным перед Богом" Джона Робинсона, если еще не читали, ссылку на которую я дал вчера.
04.03.2016
ну, можно попробовать... Спасибо. хотя у меня в планах все же прежде одолеть Библию до самого конца
04.03.2016
Эка вы замахнулись! :) Мне кажется, такие книги, как Библия, вообще не стоит читать подряд и полностью.
04.03.2016
а я настроилась и поперла нет, ну я же с перерывами все таки)))
04.03.2016
Просто мне вы представляетесь как человек, стремящийся к интеллектуальной честности. А значит, книга епископа Робинсона для вас :) Что до Библии, то ее надо читать, как мне кажется, в каком-то другом порядке, а не просто от корки до корки. Вот относительно сборника аскетической литературы под названием "Добротолюбие" такой план существует, а относительно Библии я не встречал. Обычно рекомендуют начинать с НЗ. Но и в НЗ с какой из 27 книг начать? С одного из Евангелий? С ранних посланий Павла? Или с Апокалипсиса?
04.03.2016
не знаю, как у меня с этой честностью, но логику и мыслительный процесс уважаю Видимо, надо хотя бы глянуть, раз вы советуете именно мне... Что до Библии. Мне наоборот, кажется, что правильнее и полезнее начинать все же с ВЗ - ведь нарисуется полная картина в отношении развития мировоззрения/законов/норм/верований/ценностей/...иудеев. Как говорится, "Было - Стало". Иисус же обещал "обрушить храм старой веры". Вот и надо знать, че Он рушил-то, чему противопоставлял своё учение.
05.03.2016
Это он у Булгакова обещал :)) А евангельский Иисус, в общем, и не думал что-то создавать, да еще противопоставлять. Он давал духовное объяснение Закону, альтернативное буквальному восприятию тогдашнего религиозного истэблишмента.
05.03.2016
пожалуй, в яблочко
06.03.2016
Извиняюсь за то, что влезла. А что значит "Это, конечно, если это "ваши" святые "? Что значит "ваши святые"?
06.03.2016
С некоторыми святыми возникает резонанс, когда читаешь их жития или творения, с некоторыми - нет
06.03.2016
Нам не дано знать и понять Божьего промысла об этом случае. Возможно десятки и сотни людей того времени обратились к Христу видя поступок этих сестер. В житиях святых встречается, что и палачи обращаются к Христу ( вроде бы в житии мученицы Марины так). Это как часто обсуждают житие Петра и Февронии, уж не шантажом ли она за него замуж вышла. А мое ощущение, что просто ей открылся Божий промысел и о ней и о Петре.
04.03.2016
Божий промысел универсален! В любой непонятной ситуации ссылайся на Промысел Божий А если серьёзно, то вы все написали в сослагательном наклонении- абы, да кабы. Поди разбери, что действительно последовало за их практически "самоубийством". Может, и ничего полезного для христианства. Вообще, обыкновенно в житиях пишется сколько язычников обратилось в христиан после действий того или иного мученика. Причём очень часто. Тут же - ни слова о последствиях. Так что, вероятнее как раз, что не впечатлили они толпу.
04.03.2016
Воеводу жалко. Остался в веках убийцей, а ведь не хотел. Вообще, многое в Житиях нам кажется странным и нелогичным, хотя для современников это могло быть как само собой разумеющееся. А еще эти святые девы мне современных феминисток напомнили почему-то.
04.03.2016
согласна, многое. Но именно это житие меня впечатлило этой, мягко говоря, вопиющей "странностью" и осталось в памяти как один из ярких примеров... ну, я уже говорила чего.
04.03.2016
Жень, ответь прямо на вопросы): 1. Девы просили/требовали себе казни? 2. Воеводу кто-либо принуждал арестовать их?
04.03.2016
1. "...горели желанием пострадать за Господа Иисуса Христа". 2. да. Римский император, чьим указом, распространявшимся на всю империю (и Малую Азию в том числе), было преследовать, судить и казнить христиан. Воевода просто-напросто был при исполнении.
04.03.2016
а) публичное объявление своей веры равно требованию казни? б) что нехристианского в желании пострадать за Христа? 2. вот тебе маленькая быль о "при исполнении": К концу 1937 г, когда основной план расстрелов был уже выполнен, некоторые региональные начальники НКВД рапортовали: "маловато запланировали, увеличим квоту подрасстрельных!" и по районам разослали новые указивки. Один нач. районного НКВД, приехав в область прямо сказал: "У нас пахать и сеять станет некому, если мы и дальше будем сажать и расстреливать". Руководитель ему - а сколько ты должен ещё дорасстрелять, чтобы выполнить мой план? "Одного" -И что ты не найдёшь ещё одного? - Я не буду этого делать. - Тогда ты и будешь расстрелян. И расстреляли. Без суда и без следствия. А ты говоришь - "при исполнении"... Прикрываясь служением закону/царю, можно напрочь лишиться совести.
04.03.2016
а) Во времена государственных гонений на христиан - несомненно. б) встречный вопрос: а что христианского в намеренном и маниакальном желании умереть? Не важно во имя чего/кого. 2) о совести можно рассуждать сколько угодно. Вопрос был "обязан ли был казнить" - соответственно, да. Должностные инструкции. Порой, все на самом деле очень прозаично и банально.
04.03.2016
а) т.е. верность Христу тысяч наших новомучеников ты считаешь бессмысленной? б) в тяге к смерти, когда не важно во имя чего/кого, действительно нет ничего христианского. Но когда Христос предпочтён всему, даже земной жизни(заметь - всего лишь земной, потому как счёт ведётся на жизнь вечную) - это свидетельство веры. "Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным" (Мф. 10, 32-33). 2) я поражаюсь твоей способности делать выводы, не зная всей полноты картины. Да может и не было там никакого воеводы и никаких должностных инструкций)
04.03.2016
а) то есть публичное исповедание себя христианином в то время было равно самоубийству. б) и тем не менее Он не сам бросался на крест. И никого к этому не призывал. 2) и что за полнота картины, которая тебе известна? Не должен был воевода исполнять приказ императора, али как?
04.03.2016
а) почему? ведь христианин не убивает сам себя; б) не буду пользоваться экспрессивной формой "бросался", мне ближе "возшел на Крест". Так вот, возшествие Спасителя на Крест как-раз таки и было актом Его свободной человеческой воли: "Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего" (Ин. 10, 17-18). И, ещё один момент и прямо связующий христианское мученичество со следованием Христу, и свидетельствующий о вольном характере самопожертвования Спасителя: "Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Душа моя возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел".(Ин. 12, 25-27). 2) см. выше житие из Синаксаря
05.03.2016
а) и еще раз: публичное исповедание себя христианином в то время было равно самоубийству. Не знать о "корректировках" на христиан было невозможно в то время. Публичных казней было предостаточно. Да и сами девушки с горящими глазами знали на что шли - потому они и выкрикнули себя христианками. Не просто же гланды они разминали. б) ну, говорить Он о своей уже свершившейся участи красивыми словами и оборотами, несомненно, мог. Но казнен Он был не по своей воле - Его схватили, судили и впоследствии казнили. Не схватили бы, Он бы на крест не полез, а продолжил бы проповедовать и творить чудеса. Так что никуда Он САМ не шел. 2) суть в нем та же. Воевода или кто другой при исполнении был обязан, как минимум, арестовать вероотступниц и, как максимум, казнить. Проза.
05.03.2016
a)ещё раз: им не нужна была смерть ради смерти, им нетерпелось - в вечную жизнь. б) эти красивые настоящие слова были сказаны не после уже свершившейся участи, а до распятия. И принял Он такую казнь по воле Отца, и Свою волю с Отчей не разделял, а согласовывал. Он знал на что идёт, и дальнейшего смысла, без крестной жертвы, проповедовать и творить чудеса не было. Он САМ шёл, чтобы СОБОЙ искупить нас от власти греха. 2) Гонения на христиан, т.с. на местах, по инициативе местных жителей, а потом и местных властей, начались задолго до того, как римские императоры стали издавать указы о казнях неотрекшихся христиан. Языческий правитель из жития наших мучениц мог ведь быть и таким местным "энтузиастом", не обязанным никому в принятии решений относительно участи христиан. Тем более, что в их житии нет упоминания о требовании, чтобы они принесли жертву идолам, которое относится как раз ко временам уже централизованных имперских указов.
05.03.2016
1. Это прямые цитаты изречений, записанных на диктофон? Прямо поразительно, что ты в курсе того, что именно и кто в какой момент сказал. На самом деле, опуская высокопарность и розовые фантазии, все было проще, чем хотелось бы: девушки напросились на казнь, а Христа казнили за ересь и посягательство на царскую власть. Собственно все. 2. Были гонения. "Сии мученики жили в стране Асийской1, в те времена, когда на Церковь Христову было воздвигнуто гонение царями и князьями нечестивых идолопоклонников". Это означает (повторю в 28 раз), что объявление себя христианином означало изъявление желания умереть.
06.03.2016
О, обсуждение начинает принимать интересный оборот. Послушаю :)
06.03.2016
Жень, с твоей - не христианской - точки зрения оно может и выглядит так. Важно не что и как они сказали, а то, что Церковь определила как идеал. Мне смерть со Христом предпочтительнее, чем жизнь без Христа. Так понятнее? Христос - единственный путь обожения человека, единственный путь воссоединения человека с Богом. Какая разница за что его казнили формально, если внутренняя суть этого акта есть Его жертвоприношение ради нашего спасения. "Чаю воскресения мертвых" - иначе не христианин.
06.03.2016
Лина, я прекрасно понимаю, каковы твои религиозные воззрения и насколько сильно ты почитаешь Христа. Но это, увы, никак "не относится к делу" Что/кто/в какой момент говорил мы не можем сегодня знать. Это уже утерянные и невосстановимые детали. Житие же, как минимум, передаёт суть истории об этих мученицах и причину их канонизации. А она такова: во времена гонений на христиан они сами напросились на казнь, чему церковь ныне рукоплещет. Я же привела их житие, так как описанный в нем "подвиг" мне таковым не кажется. Больше похоже на бессмысленный "юношеский максимализм".
06.03.2016
Церковь рукоплескала почитала ἀγάπη с самого начала ну так и не удивительно что тебе он таковым не кажется. Как ты увидишь смысл в отражении, если ты не видишь смысла в оригинале.
06.03.2016
Сказано претенциозно:-))) Но что за этим опять? И любовь тут к чему? Оригинал? Что-то все в кучу и ничего по существу.
06.03.2016
ἀγάπη - не любовь вообще, как в русском языке ("люблю маму, папу и куриную ножку"). ἀγάπη - преимущественное предпочтение. В шкале ценностей христианина преимущественное предпочтение отдаётся Христу, как оригиналу внутренней сути ἀγάπη. Для тебя Христос - самозванец и преступник, соответственно - его последователи глупцы и безумцы. Для меня Он Бог, соответственно - стремление к нему естественно и свято.
07.03.2016
Откуда такое понимание об агапи, источник?
07.03.2016
εὐαγγέλιον
07.03.2016
В каких словах Евангелия говорится, что агапи - это любовь-предпочтение? Я первый раз слышу такую интерпретацию, и мне правда интересно
07.03.2016
Ну Вы же сам понимаете, что Евангелие - не толковый словарь, где будет предписано некое общепринятое понимание какого-либо набора букв) Я с ходу не вспомню, у кого из христианских авторов почерпнула эту мысль, давно было. Однако она подтверждается внутренней логикой Писания. Ну вот хотя бы: πάτερ ὃ δέδωκάς μοι θέλω ἵνα ὅπου εἰμὶ ἐγὼ κἀκεῖνοι ὦσιν μετ᾿ ἐμοῦ ἵνα θεωρῶσιν τὴν δόξαν τὴν ἐμὴν ἣν δέδωκάς μοι ὅτι ἠγάπησάς με προ­̀ κατα­βολῆς κόσμου. καὶ ἐγνώρισα αὐτοῖς τὸ ὄνομά σου καὶ γνωρίσω ἵνα ἡ ἀγάπη ἣν ἠγάπησάς με ἐν αὐτοῖς ᾖ κἀγὼ ἐν αὐτοῖς (Ин. 17, 24; 26) или вот Откровение: καὶ αὐτοὶ ἐνίκησαν αὐτὸν δια­̀ τὸ αἷμα τοῦ ἀρνίου καὶ δια­̀ τὸν λόγον τῆς μαρτυρίας αὐτῶν καὶ οὐκ ἠγάπησαν τὴν ψυχὴν αὐτῶν ἄχρι θανάτου (Откр 12, 11), кстати цитата имеет прямое отношение к теме тс.
07.03.2016
Вы сами сослались на Евангелие в предыдущем комментарии, а потом говорите "ну вы же понимаете". Понимаю. Ладно :) Лично я "внутренней логики Писания" в приведенных цитатах, особенно, в цитате из Евангелия от Иоанна, не увидел, но если для вас она есть, пусть будет так. Спрошу у знакомых греков, действительно ли агапи - это предпочтение. Если это правда так, то это дает хороший ключ к интерпретации еще одного отрывка из Евангелия от Иоанна.ан
07.03.2016
уже не во второй) редактировала(
07.03.2016
Глагол ἀγἃπάω/agapao значит высоко ценить, предпочитать, довольствоваться. сс.28, 32 и это не тот автор, благодаря которому я узнала, но ещё одно подтверждение)
07.03.2016
Спасибо, очень интересно и любопытно!
07.03.2016
я че-то выпала из разговора? в смысле, что опять за умозаключения про мои религиозные убеждения? Что за примитив? Вроде, не первый день знакомы. ______________ Ок. Значит любовь к Богу включает в себя и идею нетерпеливого желания умереть из-за своих христианских убеждений, в то время, как никто этого не требует, и ты можешь этой участи избежать (ведь никто не спрашивал их вероисповедание и не запрещал творить добро во славу Христа) ?
07.03.2016
Вот основание примитива о твоих религиозных убеждениях: "Христа казнили за ересь и посягательство на царскую власть. Собственно все." Это "Собственно все." выглядело как твоё полное согласие с излагаемым. ____________ не то чтобы необходимо включает в себя эту идею, но однозначно не исключает её. ( Это прямые цитаты изречений, записанных на диктофон? Прямо поразительно, что ты в курсе того, что именно и кто в какой момент сказал.)
07.03.2016
Ну, ладно. Ясно:-) Раз то есть проявление чистой любви, то ок.
07.03.2016
Лина, Его казнила не я. И приговор Ему выносила тоже не я. Я написала со стороны римских властей и местной иудейской власти, для которых Он как раз и был еретиком и посягателем на власть. Вменяемое ему преступление было выбито на табличке на кресте с надписью «Iēsus Nazarēnus, Rēx Iūdaeōrum» - «Иисус Назарянин, царь иудейский». Т. е. был казнён за объявление себя царём Иудеи.
07.03.2016
Вот это лично твоё размежевание с обвинением и вносит необходимые коррективы. Прости, если я обидела тебя. Да, это т.с. фабула приговора, внешняя сторона события. У которого есть гораздо более глубокое содержание и смысл.
07.03.2016
Ну, ведь речь о мотивах палача как такового ты сама завела. Вот я и написала о том, как они могли это все воспринимать и в случае с мученицами, и даже с Иисусом. Для них все это было прозаично и даже рутинно. Это уже христиане увидели во всем этом двойной/тройной/... смысл и присовокупили Божий промысел.
07.03.2016
каждому своё)
07.03.2016
Мариша, воеводу кто-либо принуждал арестовать дев?
04.03.2016
Не знаю, может служебное положение?
04.03.2016
а может быть и воевода там ни при чём)
04.03.2016
Об имени на крещении Свято место пусто не бывает