Страшное слово "Садик"
За несколько часов брожения по ББ нашла неимоверное количество постов про проблемы с детским садом! И для себя разделила их на несколько основных тем:
1)Родительский импульсивный страх («Боюсь отдавать, вдруг ему там будет так же плохо, как мне было», «Как же мой малыш там без меня будет», «Никто не позаботится о моем ребенке так же как я!» и пр.)
3)Проблемы с персоналом садика
2)Частые болезни ребенка
4)Не уверенность в том, нужен ли садик вообще.
Попробую коротко, но по сути разобраться в этом.
Итак, 1 - «Страх»
Родительские страхи — явление повсеместное. И, наверное, то что большая часть этих страхов никак на самом деле не связана с действительно происходящей ситуацией (садик), многие тоже понимают. Проанализируйте, как выглядит ваш страх и попробуйте понять «откуда растут ноги». В какой момент этот страх у вас появился, что послужило катализатором. В любом случае страх — это сильная отрицательная эмоция, возникающая не за одну минуту. Важно понять истинную причину вашего страха. Может быть это собственный неудачный опыт из детства, может быть боязнь одиночества и брошенности, может быть это неготовность к смене привычного уклада жизни.
Но чем бы не являлась первопричина вашего страха, она врятли имеет действительно отношение к вашему ребенку. Скорее к вам. Но дети очень хорошо чувствует состояние родителей и невольно перенимают его.
Такое простое упражнение есть — взять лист бумаги, разделить его на два столбца. В одном написать объективные причины, по которым вы боитесь отдавать ребенка, а в другом субъективные. Например: ОбП — «он(а) может подраться с другим ребенком» (и тут же подумайте, настолько ли это страшно), но мысль «А меня не будет рядом, что бы помочь!» - это уже СбП. Так же мысли типа «Он же будет по мне скучать, плакать» - это все ваши собственные страхи. Конечно, ребенок будет испытывать стресс первое время, но при грамотной адаптации к садику стресс не только пройдет, но и заложет в ребенке умение справляться с новыми ситуациями.
Напишите и посмотрите на сложившуюся картину. Скажу сразу, что на моей практике родительских страхов всегда гораздо больше.
«Никто не будет заботиться о моем ребенке так же как я!» - да, не будет. Но у вашего ребенка еще очень длинный жизненный путь, на котором он будет сталкиваться с разными людьми и ситуациями. Хорошо бы, что бы он умел адекватно реагировать не только на мамину заботу и ласку.
Может быть именно появление в жизни ребенка садика даст вам время найти хорошего психолога и проработать все свои страхи:) Или хотя бы постараться не перекладывать их на ребенка. У него еще целая жизнь впереди и он наберется своих собственных страхов! Зачем ему ваши?)
НО! Важно! Не путать страхи по поводу новых событий в жизни и состояние перманентной тревожности — когда вы боитесь постоянно и за все. Это уже не хороший признак и прямая дорога на консультации к психотерапевту.
2)Частые болезни ребенка.
Вы отдали ребенка в сад, а на следующий день он уже лежит с температурой дома. Знакомо?
Для меня существуют две причины: иммунитет и психосоматика.
Про иммунитет, я думаю, вы все знаете может быть даже лучше меня:) И тем не менее дети болеют. Их организм учится справляться с агрессивной средой вокруг них и, как ни парадоксально, становится крепче (уточню, что мы сейчас говорим о привычных для детей заболеваниях типа ОРВИ, ОРЗ, корь, краснуха, паротит и пр.). Ничего хорошего в болезнях нет, но может быть надо пережить этот период. Вероятнее всего у вас он тоже в детстве был.
Психосоматика относится частично к первому пункту, где я писала об очень нервничающих родителях и психологически не готовых отдавать детей в садик (зачастую из-за своих собственных нерешенных проблем с работой, образом жизни и пр.) и детской эмпатии. Представьте себе — ребенок чувствует, что в его жизни что-то может измениться, видит нервничающую маму и не понимает причины (а многие очень недооценивают уровень детской эмпатии — до определенного возраста ребенок моментально считывает все эмоции своих родителей). Но нервозность передается и ему. Ребенок начинает хуже себя вести, устраивает истерики и в итоге в первый день садика мама и ребенок уже на пределе. И никакие улыбки и вздохи облегчения этого не скроют.
Что происходит когда ребенок заболевает? Он возвращается обратно домой к маме, все становится привычным и не надо никуда идти. Привычным в том числе и для мамы, у которой сразу на второй план отходит необходимость принимать какие-то сложные решения в жизни.
Я часто вижу-слышу фразу «Ну мы пошли в сад, начали болеть и решили еще посидеть годик дома!».
При том, что в семьях карьеристов, точно знающих когда им выходить на работу и для чего, дети вполне хорошо справляются с садиком и его последствиями:)
Что бы не спутать иммунные проблемы и психосоматические — загляните внутрь себя и спросите, вы правда готовы отдавать своего ребенка в сад? (поясню, бывают ситуации, когда общество диктует нам нормы, неважно, будь это интернет или лучшая подруга, но мысль о садике не ваша, а их).
3)Проблемный персонал.
Да, такое, к сожалению, встречается.
Найдите возможность, прежде чем отдавать ребенка в садик, пообщаться с родителями детей, которые туда уже ходят. Узнайте об особенностях воспитателей.
Если вдруг вы заметили, что после садика ребенок стал подавленный или нервный, не задавайте ему прямых вопросов, это может его только замкнуть. Попробуйте поиграть с ним в игру «Детский сад», где вы будете играть за него, а он за воспитателей. Понаблюдайте, что делает и говорит ребенок, порисуйте на тему садика. И если то, что делает или рисует ребенок вызовет у вас тревогу и беспокойство, для начала поговорите с персоналом садика или руководством. Только имейте какие-то доказательства, претензии ни на чем не основанные могут быть не восприняты, особенно в муниципальных садах. Ответ типа «Ну это же дети, они фантазеры» и прочее не является ответом :)
Договоритесь с воспитателем и останьтесь на какое-то время в саду так, что бы ваш ребенок вас не видел. Понаблюдайте за ним.
Если причину вы так и не нашли, но ребенок продолжает каждое утро устраивать истерики, приходить зареванным и отказывается говорить о садике — меняйте его.
Детский сад создан для развития детского потенциала, а не как «передержка» (простите) детей на время работы их родителей.
4)Сейчас вокруг стало очень много развивающих детских центров и секций, поэтому некоторые родители сомневаются в такой уж необходимости посещения сада.
Тут важно понять основные плюсы детского сада — это социализация в первую очередь, самостоятельность и принятие решений без родителей, развитие, приобретение коммуникативных навыков и вообще разнообразие.
Есть альтернативы: Садик на половину дня + секции по интересам. Няня с педагогическим образованием, которая возьмет на себя вопрос развития + игровые центры (социализация, коммуникация), просто секции без садика + друзья по площадкам. Вариации могут быть еще, главное что бы соблюдалось равновесие в развитие ребенка.
Помните, что вы растите Личность, у которой свой жизненный путь и задача родителя направлять, а не заставлять ;)