Тру вумен - кто она?
Мне часто говорят, что я женщина с мужским характером. С мужским складом ума, мужскими целями. Верхом похвалы считается фраза «со стальными яйцами». Признаться, раньше эти фразы мне льстили. А сейчас вызывают легкое недоумение. Дело в том, что на самом деле я не обладаю мужскими качествами - я самая что ни на есть женщина. Типичная, настоящая женщина.
Какая картинка возникает перед глазами после фразы «самая что ни на есть женщина»? Как показал мой опыт, для многих типичная женщина - это некое слабое, инфантильное и капризное существо, плохо ладящее с мозгами, зато хорошо умеющее варить борщи, вытирать ребенку попу и тратить деньги мужа. Она кроткая, игривая (если у нее есть хороший секс) или истеричная и ворчащая (если секса нет). Конечно, описанное представление довольно утрировано. Но базовые, бессознательные паттерны не отличаются сложностью и многогранностью. Лично мне никогда и никто в глаза не говорил никаких «лестных» слов относительно моего места у плиты. И не потому, что бояться получить в бубен (хотя не исключено). Просто у нас не принято так говорить - как оскорблять нигеров в США. И тем не менее, отношение чувствуется в, казалось бы, мелочах.
В организацию, в которой я работаю, нередко стучаться специалисты разных мастей с запросом на сотрудничество либо просто ради обсуждения идей. Сегодня во время мытья посуды я вдруг осознала, что за 6 лет никто и ни разу не написал мне. Хотя надо мной нет начальства, и дело вовсе не в субординации. Просто я женщина. Неважно, есть ли у меня идеи, собственные методики, профессиональные достижение. Что со мною можно обсуждать? Я ведь женщина.
За века патриархата и десятилетия эмансипации у человека напрочь искривилось представление о женщине. Сначала вся прекрасная половина была идеологически кастрирована церковной идеологией, а после ее особо активные представительницы наделены маскулинными чертами. Сильная женщина - женщина с мужским характером. Разве? Где в этом утверждении женщина? Сильная женщина - та, что перестает быть женщиной и превращается в мужчину? В психоанализе такая женщина именуется фаллической. Что, как вы понимаете, не означает для нее ничего хорошего и свидетельствует о явном перекосе. Маскулинная женщина часто имеет проблемы с построением личных отношений, трудности в общении с детьми, с их зачатием. Ведь лайф стайл способен сильно повлиять на гормональный фон.
Кроме того, фаллическая женщина, как правило, занята отрицанием мужского авторитета, борьбой за главенство, управление. В пламенных речах некоторых современных феминисток явно скользит не стремление к равенству, а желание поменяться ролями. Мужчины объявляются глупыми гориллами с маленьким количеством мозговых извилин, годными только для продолжения рода. Все это напоминает поведение травматика. Ребенок, переживший насилие в детстве, нередко отыгрывает детские обиды во взрослом возрасте, применяя то же насилие. Поэтому маскулинность женщины -о невротизме, а не здоровье. Невротическая потребность во власти, независимости и страх беспомощности… Окружающие не всегда осознают, но хорошо чувствуют озлобленность и страх. Поэтому фаллических женщин не любят - ни мужчины, ни другие женщины.
Кстати, о других женщинах.
Я терпеть не могу пьяных мужчин. Я не трезвенник и не морализатор, но вид перебравшего мужика вызывает отвращение. Не секрет, что чем меньше населенный пункт, тем больше роль выпивки в досуге среднестатического человека. Ну знаете, как это бывает? Позвать друзей, наварить картошки, пожалить отбивных, открыть грибочков… а потом пить и жрать до тех пор, пока не станет плохо.
Так вот, во всей этой ситуации меня больше всего поражает позиция женщины. Женщина, в основном, во всей этой «движухе» остается относительно трезвой и, чаще всего, просто молча наблюдает за тем, как ее благоверный превращается в пьяное ничтожество.
Раньше меня восхищала кроткость многих моих знакомых. Надо же, как они уважают мужей - слова им не скажут, дабы не зацепить мужское достоинство. Это, думала я, и есть женская мудрость: действовать мягко, хитро, не идти в лобовую атаку. Только сейчас я поняла - все это чушь собачья. В том, чтобы терпеть бытовое, застольное пьянство, алкоголизм, равнодушие мужчины, при этом манипулируя им для получения определенных выгод - нет ни капли мудрости. Как и женственности.
Это стратегия жертвы, мазохиста. Как в тоталитарном государстве человек приучивался не высовываться лишний раз, врать, изворачиваться, манипулировать, действовать исподтишка. Так в авторитарной патриархальной семье женщина учится получать желаемое, находясь в подчиненном положении. Окольными путями. Вся ее жизнь подчинена обслуживанию мужчины и детей. А тоска от нереализованности компенсируется одеждой и тортиками. Недовольство копится, экзистенциональный вакуум заполняется бредовыми и бесполезными времяпровождениями, а созидательная энергия с излишком воплощается в несчастных детей (которым позже предъявиться счет за «загубленную молодость»). Когда последние покидают родительское гнездышко, такая женщина чувствует себя выброшенной на помойку.
Я считаю, что ни первый, ни второй описанный здесь случай не описывает подлинную женскую сущность. В нашем мире столько социальных искривлений, что стало трудно понять - какова же она - истинная женщина?
Ответ следует искать в культуре и верованиях наших предков, не знакомым с монотеистическими религиями (единобожием).
До сегодняшнего дня историки спорят о типе общественного строя Трипольской культуры - древней цивилизации, что существовала на территории Украины, Молдовы и Румынии с 6 по 3 тысячелетие до н.э. Археологи постоянно находят множество доказательств обожания фигуры женщины. На основе вещественных находок они делают вывод о существовании матриархата у трипольцев. Под матриархатом подразумевается власть женщин и второстепенная роль мужчин. Но так ли это?
Разве обожание женщины равно власти женщины? Многие исследователи опровергают эту гипотезу. Если женщину, как символ плодородия, превозносили - это не значит, что она могла принимать стратегически для племени решения, проводить межплеменные переговоры, планировать строительство и прочее. Она заведовала другими вопросами. Не менее важными, просто другими. Современные исследователи утверждают, что у трипольцев, как и многих других древних культурах, царило равноправие и распределение ролей.
Фигура женщины была такой же сильной, как и фигура мужчины. Но ее сила не была маскулинной (мужественной) - она была феминной.
Вспомните фильм Аватар. Общественные обычаи На Ви, аборигенов планеты Пандора, - это отображение многих дохристианских культур Земли. Там есть вождь-мужчина и женщина - духовный лидер. Именно она заботится об идеологии, культуре, внутреннем мире жителей племени. Она - проводник между умами аборигенов и волей богини Эйвы, что, в свою очередь, заботится о сохранении гармонии На Ви с природой, согласия и мира в обществе. Богиня Эйва олицетворяет заботу о природосообразности и целостности человека. На мой взгляд, в этой фразу наиболее полно и лаконично отображена традиционная функция женщины.
Если у мужчины власть, то у женщины - контроль. Мужчина - завоевывает и расширяет пространство, женщина заботится о его жизнеспособности и благополучии его членов. Мужчина инициирует, женщина - взращивает. Мужчина заостряет, женщина - упорядочивает. Как мужчина способен быть сильным в своей области, так и женщина - могущественной в своей парафии.
Индивидуализм вторгся в наше бытие только в 20 веке. До этого вся жизнь человека была тесно связана с его общиной, в каждой из каких были свои патриархи и матриархи. Патриархи Кий, Щек и Хорив зачали Киев, а матриарх Лыбидь вскормила его своей грудью. Олег и Игорь создали империю Русь, а Ольга своими реформами сделала ее могущественной. Пока Святослав ходил в военные походы, она поддерживала успешное функционирование государства изнутри.
Женщине принадлежит сердце общества, именно она заботится о его благополучии. Она наполняет души подрастающего поколения. Человеческий облик общества, его моральное благополучие зависит от стараний могущественных женщин, делящихся своей душой с неокрепшими душами.
Еще не так давно в каждой украинской деревне присутствовала пожилая женщина, которая «что-то знает». Православье, в отличие от католицизма, органично вписалось рядом с политеизмом в мировоззрение славян. Поэтому «охота на ведьм» не в такой степени, как в западной Европе, зацепила наши края. До сих пор в горах живут мольфары, а в лесной месности - ведуньи - близкие к природе интуиты, помогающие людям отыскать свой путь в жизни. Парадоксально, но при значительной религиозности общества, древние верования так и не стали атавизмом. Очевидно, христианство олицетворяет мужскую составляющую человека (Анимус по Юнгу), а традиционные верования - женскую (Анима). Эту мысль подтверждают исторические события: христианизация (как и мусульманизация) общества и борьба с «поганскими» божествами совпала с резким падением авторитета женщины и снижения ее общественной роли.
20 и 21 век стали символами освобождение человека: пала авторитарность государственной власти и пришел конец гегемонии мужчин. Но женщине еще понадобится много времени, чтобы вернуться к своей истинной природе. И понять - чтобы быть сильной и реализованной, ей не нужны мужские яйца