ORIFLAME СЕКТА или БИЗНЕС?
РазноеКогда-то по молодости, по глупости я ввязалась в кампанию Орифлейм. Мне на тот момент было лет 17. Пригласила меня однажды одногруппница, которая работала на тот момент в этой кампании, на бесплатный макияж к себе домой. Когда я приехала к ней, там меня и еще двух подруг ждали, директор и менеджер с чемоданами косметики. Сделали они нам макияж, расхвалили какая у них замечательная косметика и как у них прекрасно работается.
Пообещали золотые горы, если я буду работать у них и что буду я в шоколаде) Предложили мне работу без всяких вложений, и я согласилась. Я согласилась. И понеслась, всякие тренинги, марафоны, раздача всевозможных листовок на улице, каждодневный обзвон знакомых и не знакомых мне людей, опросы прохожих на улице, даже по домам ходили. Жесть, как вспомню, смешно и стыдно) Чуть не растеряла, прекратила общение со всеми своими знакомыми, которые не в Орифлейм. А еще добавить ко всему этому горы,не нужной купленной косметики, расставленной по всей квартире. При чём покупалась она за большую часть з/п, ради пресловутых баллов...В общем сказать, что там зомбируют людей не хило. В компании я пробыла не очень долго. Однажды на очередном марафоне, когда все поднялись и стали петь гимн орифлейму с пританцовкой я задала себе вопрос. Какого хрена я здесь делаю, среди этих дебилов и идиотов? Решила уйти из компании, но ни так то просто это было сразу сделать. Мне постоянно названивали спонсоры. Всеми силами хотели затащить обратно. Видя что люди от меня по хорошему не отстанут, прямым текстом послала их на х**
К слову сказать, косметика у них есть не плохая, я до сих пор кое что заказываю себе, но без фанатизма. А так в основном ничего особенного. Подкупает очень то, что она не испытывается на животных. Аксессуары, сумки, кошельки и пр. полное говно.
Ниже текст не мой, но очень близок к правде. В тексте приводиться сравнение орифлейм с сектой.
Я как говориться, варилась в этой каше и знаю не понаслышке о том, что там творится. Через все это я проходила.
<<Несколько лет назад я на улице познакомилась с лидером косметической компании Орифлейм, которая мне любезно предложила пройти в офис на 10-15 минут прослушать информацию о компании и получить за это подарок. Тогда накрапывал дождь и было свободное время, чтобы зайти в офис. Мне рассказали кратко о компании и продукции. Что с Орифлейм можно зарабатывать, пользоваться качественной натуральной косметикой, а лидеры за счет компании ездят на семинары по всему миру. Звучало все оптимистично, чаем угостили. Радостно заявили, что сейчас акция и стать консультантом можно за 100 руб, получая при этом скидку на всю продукцию.. Дальше все по накатанной - если хочешь получить подарок, купи на сумму ХХХ получи ХХ баллов, ведь продукцией может пользоваться вся семья и это может быть хорошим подарком, если идешь в гости (не забудь в подарок вложить визитку). Красиво, не правда ли?
Вот так шаг за шагом, постигала я психологию компании. Начало смущать, что при моем ответе кому-либо «Спасибо», стали делать замечание что пусть сами себя спасают, а мы дарим благо - «Благодарю» и многое другое. Решила я сделать небольшое сравнение компании с сектой.
Сравниваю с сектантскими признаками:
Наличие секретных вероучений, ритуалов и тайных уровней посвящения
Начала посещать обязательные мотивационные семинары (платные), где учили, что и как надо рассказывать людям. При дружеской беседе спрашиваем у человека, что его не устраивает, хватает ли ему дохода, что хочет изменить в жизни. Дальше - проще, под каждую категорию людей прописаны свои методы воздействия, в которых есть и слова и жесты чтобы человек тебе поверил и «понял» что именно здесь решатся все его проблемы. Наиболее распространенные «жалобы на жизнь» это не хватка общения, денег, хочется самореализации (стать лидером), путешествовать, доказать всем что я могу быть независимым.
Обман или сокрытия части важной информации об организации при приглашении новичков
В листовках или разговорах не указывается что это сетевой маркетинг, т.к. люди в это не верят и не идут. Говорим и пишем красиво - иностранная, быстро развивающаяся компания № 1 в России. Лидер косметических продаж. Красиво?
Если с негативизмом спрашивают «Это Орифлейм» с улыбкой отвечаем вопросом, а что Вы знаете о компании, о продукции, чем пользовались, что понравилось? (Другими словами - приходите, покупайте продукцию, распространяйте, набирайте людей и обучайте их т.е. продавайте и приглашайте, а это мне все зачтется в большей мере чем Вам)
Серьезные девять видов доходов компании не для всех - в 90% это только процент от продаж. Остальные виды дохода, для получения которого жесткие условия, уже для лидеров верхушки и пр.
Эксплуатация членов
Если мой вышестоящий спонсор видит во мне перспективу, то он старается стать практическим «духовным наставником» в вопросах как бизнеса, распределения личного времени, так и семьи. На анкетирование (на улицах собирать информацию и брать номера телефонов для приглашения в компанию) рекомендовано ходить по два человека, чтобы лучше работать с возражениями. Если сказали сдать деньги или продукцию стоимостью ХХ грн для поздравления кого-то или других целей - делаем это.
Гуруизм (абсолютная власть обожествленных лидеров)
Показываем новичкам фотографии лидеров, рассказываем о их достижениях в каких они странах были, сколько зарабатывают и пр. А самого успешного лидера в компании многие считают почти сверхчеловеком, его цитируют, его фото и видео есть у всех, кто занят бизнесом.
Построение по принципу пирамиды и особая дисциплина и организация.
Дисциплина действительно есть - телефонные звоночки каждый день. Все это с доброжелательностью, заботой в голосе, стремлением помочь, что невозможно отказаться от звонков… А если не делаешь требуемых действий тебе расскажут как ты всех подводишь, какие на тебя были возложены большие надежды, а потом прекратят общаться.
Нравственный релятивизм ("цель оправдывает средства")
Один из лозунгов компании - «Привести новичка любой ценой». Подарками, неоднократными звонками, беседами и пр., мы делаем добро, потому что люди, которые не с компанией не понимают что это практически рай не земле.
Использование психологических методик по реформированию мышления и контролированию сознания консультантов
Простой пример с семинаров: «Зубы чистили, чистят и будут чистить! Наша компания производит замечательную зубную пасту … если вы ее продадите ХХ шт за неделю, то заработаете на продаже…руб, просчитайте сколько вы заработаете только на продаже зубной пасты за год, если одного тюбика для среднестатистической семьи хватает на ХХ дней. Зубная паста нужна всем! Прицепом продаем зубную щетку и пр.» . На семинары стали приглашать психологов и это говорится с большой гордостью и удивлением, если пытаешься отказывать «Как ты не придешь - у нас будет психолог!»
К методикам еще относятся внушение абсолютно негативной оценки прошлой жизни новичка консультанта
Часто речи лидеров на семинарах начинаются со слов: «В прошлой жизни… (я была тем-то, делала то-то, зарабатывала копейки). Пример: Орифлейм выпускает свой журнал «Мир Орифлейма». На страничках с новыми директорами рядом с фотографией каждого "счастливца" написано: педагог, технолог, бухгалтер, юрист - кем работал человек раньше. Теперь, все они выбрали сетевой маркетинг, а все их профессии - профессии неудачников, и там успеха не добьешься. Вроде, мелочь, но в этом вся идеология сетевого маркетинга и проглядывает. Сетевой маркетинг бизнес будущего, а остальные профессии… да зачем они? Бесполезны и бесперспективны.
Новичкам говорят о новом взгляде на мир. Например, что сидеть на иждивении у мужа, не очень хорошо. Тот же вопрос - относительно работы «на дядю» (работа от слова раб), который не дает отпусков, отгулов, контролирует зарплату. Сначала выставляют «заслонки» в нашей картине мира начальники - враги и тираны, а домохозяйки - закомплексованные люди (это отдельный тренинг по картине мира). Исходя из этих «заслонок» мы вместе ищем выход и приходим к сотрудничеству с компанией Орифлейм, где нам дадут волшебную палочку. Многие боятся возврата к «прошлой жизни», выходит, их основная мотивация - страх. Как будто нельзя быть счастливой домохозяйкой или иметь прекрасные отношения с начальством. А все просто - такая картина мира выгодна спонсорам. Покажи человеку ничтожность его жизни и когда он ужаснется, нарисуй перспективу сотрудничества с компанией Орифлейм. Способов реализации себя - много, и умный сильный человек это понимает. А «подбирают» как раз способных, но слабеньких, нуждающихся в руководстве. Это - игра на человеческих слабостях.
Подавляющее большинство консультантов так и «зависли» между «прошлой» жизнью и обещанным «раем на земле». Зависли, просто потому, что это не их путь. Кому выгодно, чтобы они оставались в компании? Им? Их спонсорам?
Обрыв информационных связей новичков-консультантов с внешним миром
При первой встрече звучит «Хочешь измениться сам - меняй свое окружение, действия, мысли, поступки». Не общайся о компании с теми, кто тебя не понимает (с родственниками в том числе), раз они не понимают того, что ты с Орифлейм заработаешь много денег, что у тебя личностный и «карьерный» рост будет. Потом, когда станешь сильнее духовно (научишься «правильно» говорить и думать), материально они сами к тебе потянутся.
Интенсивная и постоянная индоктринация (обязательное чтение печатных пособий сетевого маркетинга, а когда это невозможно, просмотр или прослушивание выступлений или рекомендаций в записи)
Постоянное прослушивание и чтение информационных материалов, аффирмаций рекомендованных спонсором - это один из основных способов работы. Снабжение книгами по бизнесу и психологии. Особо приветствуются книги, где описаны конкретные методики работы с психикой фактически вторгающиеся в такую тонкую область, как подсознание.
Формирование черно-белого ("друзья-враги")
Они - мы. Серая масса неудачников и мы, избранные. При слове "работа" (имеется в виду "на дядю") у обычного консультанта выступает на лице гримаса отвращения и уныния.
Групповое давление
Очень многое делается для того, чтобы человек тусовался именно в тусовке Орифлейм только там тебя могут понять и дать рекомендации к успеху в бизнесе.
Использование психологических методов эмоционального контроля
Спонсор входит в доверие к человеку и делает все, чтобы стать ему советчиком и лучшим другом. В процессе этого в человеке «сливаются» нужные установки, спонсор лепит из него личность, как можно более подходящую для бизнеса. Когда нет денег для оплаты заказа (выполняем план берем себе или может, кому продать получится), а так же оплаты обязательного посещения семинаров - спонсор может одалживать раз за разом, кода долг будет большим - ты от него никуда не денешься.
Использование приемов «остановки мышления»
Кто ходит на обучающие семинары, тот знает некоторые фразы и типы людей, что кому надо сказать. Аффирмации сюда тоже можно отнести.
Контроль языка через введение нового словаря и/или изменение значения общеупотребительных слов
У рекомендуемого автора компанией Н.Правдиной, говорится о том, что не надо употреблять частицу «не». Например, никогда не надо говорить «У меня нет денег, времени…». Вроде бы это все мелочи, но, опять-таки, затрагивает работу с подсознанием. Нас учат отслеживать свои речи, свои мысли что бы не проскользнуло что-нибудь "не позитивное". Предлагается утром встать перед зеркалом и улыбаться три минуты, есть настроение или нет… После такого упражнения позитивное настроение «появляется».
Результатом действия таких методик становится подавление личности. Не подозревающие люди, новички консультанты превращаются в детей, полностью зависимых психологически, а часто и материально от своих спонсоров. Думаю, это не единственная компания в Украине и мире (сетевой маркетинг), с такими «глубокими корнями», которые в суете и планах продаж (для получения доходов, подарков, бонусов) не сразу обнаружишь.
Вот и получается все хорошо: продукция, качество, цены - все для людей. А если глубже, то очень напоминает секту. Каждый, приходя в компанию, должен суметь сделать для себя правильный выбор для чего он пришел, что ему надо. Если ты не сделаешь этот выбор, его сделают за тебя.>>