Может быть кому-нибудь пригодится
Психологические тесты Методы исследования психической деятельности
Все методики достаточно широко представлены в специальной литературе, представлены частично в интернете, известны также ряд фирм, выпускающих психологический инструментарий
Исследование психического процесса внимания.
Методики исследования внимания и сенсомоторных реакций характеризуют состояние интеллектуальной деятельности в целом, уровень психической активности, который определяет уровень развития личности в целом.Производится количественная и качественная характеристика результатов.Ниже приведены методики с описанием их диагностической ценности
:1.Шифровка или Кодирование·
Переключаемость внимания· Зрительно-моторная координация· Скорость образования навыка· Динамика психической деятельности· Истощаемость
2. Счет по Крепелину (таблицы Э. Крепелина, 1895)· Устойчивость· Переключаемость· Психический темп деятельности, скорость психомоторных реакций· Упражняемость · Утомляемость Производится качественная оценка результатов и, где возможно, количественная оценка
3.Проба Торндайка · Избирательность внимания· Концентрация внимания
4. Проба Мюнстерберга· Избирательность внимания
3. Корректурная проба (множество модификаций, даются различные инструкции)· Истощаемость психических процессов· Работоспособность· Концентрация внимания· Врабатываемость Переключаемость· Методы для исследования памяти
4. Отсчитывание от 100 по 7, от 100 по 13, от 200 по 13· Темп психической деятельности· Интеллектуальные затруднения
5. Отдельные субтесты из теста Векслера
Исследование психического процесса памяти
Проба на запоминание 10 слов (А.Л. Лурия)· Механическая память, параллельно судят о функции внимания,· Кратковременная и долговременная память· Астенизация· Динамика психического состояния
Тест Бентона· Зрительная ретенция· Кратковременная память· Чувствительность к органическим признакам
Пиктограммы· Ассоциативная память
Повторение простых и сложных рассказов· Словесно-логическая память
Отдельные субтесты из теста Векслера
Исследование психического процесса мышления
Используются пробы, чувствительные к дифференциальной диагностики расстройств мышления, прежде всего процесса обобщения.
«Исключение понятий»
«Существенные признаки»
Пиктограммы
«Классификация»
Толкование пословиц
Простые и сложные аналогии
Исследование интеллектуальной деятельности
В качестве задачи в клинике перед психологом может стоять задача выявления снижения интеллекта или определение уровня интеллектуальной деятельности пациента. Исследование интеллекта обычно занимает до 1,5 часов. В описании результатов требуется учитывать данные анамнеза, интеллект может быть недостаточно развит, а может и происходить снижение, связанное с действием различных факторов. Обычно, если требовалось выяснить, нет ли у пациента интеллектуального снижения, то следует предельно конкретно ответить на вопрос. Если по показателям методик на внимание, мышление, память у испытуемого не диагностируется изменений, а самостоятельная задача определения уровня интеллекта не стояла, то в заключении можно указать, что «уровень интеллекта в пределах нормы», при этом уровень нормального интеллекта можно не указывать. А если диагностируется снижение, то необходимо указать, в какую категорию попадает уровень интеллектуального развития данного испытуемого. Диагностически информативным является указание соотношения развития вербального и невербального интеллекта. В клинике обычно для определения интеллекта используется только тест Векслера.
Исследование эмоционального состояния САН (Самочувствие, активность, настроение) Семантический дифференциал
Методика Дембо-Рубинштейн· самооценка
Методика Спилбергера-Ханина· реактивная и личностная тревожность
Тест Зунга· выявление расстройств депрессивного регистра
Тест М. Люшера· актуальное эмоциональное состояние
Исследование личностной сферы (характера)
Классический MMPI, в целях эспресс-диагностики варианты СМИЛ, и еще чаще - СМОЛ (mini-Mult)/Незаконченные предложенияТест М.ЛюшераТ. Розенцвейга