Когда лучше идти в школу?
Здравствуйте. Моей дочери сейчас 5,8. Я планировала отдать ее в школу в 7,3.(день рождения в мае). некоторые родственники говорят:"зачем вам еще год сидеть? Она потом потеряет интерес к учебе." Она умеет в уме решать примеры, в пределах 20. Бегло читает. Пишет печатными буквами. Может долго сидеть заниматься. Когда лучше пойти в школу в 6,3 или в 7,3? С одной стороны вроде бы готова к школе, а с другой еще маленькая и готова ли?
Новикова Наталья Юрьевна
Добрый вечер! Готовность к
школьному обучению заключается не столько в количественном
запасе представлений, сколько в уровне развития
познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть
готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и
дифференцировать в соответствующих категориях предметы и
явления окружающего мира. Понимание ребенком
смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки
самоконтроля и самооценки, развитие
волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения
поставленных задач.Выделяют три основные
линии, по которым должна вестись подготовка к школе:во-первых, это общее
развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие
должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти,
внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как
имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение,
как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами,
производить некоторые действия в уме;во-вторых, это воспитание умения
произвольно управлять собой. У ребенка
дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и
хорошая память, но произвольно управлять
ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить
какое-то событие или разговор взрослых,
возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание.
Но сосредоточиться сколько-нибудь
длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем
это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу.
Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо,
хотя, может быть, и не совсем хочется
или даже совсем не хочется;в-третьих,
формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не
тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники
к школе. Речь идет о воспитании действительной и
глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной
их стремления к приобретению знаний.Все эти три линии
одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду,
чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.L Можно выделять отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную,
эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.Что понимается под физической готовностью?Общее
физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус,
пропорции, кожный покров и прочие показатели,
соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений
кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности.
Общее состояние здоровья.В содержание интеллектуальной
готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные
умения, но и уровень развития
познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего
развития, высшие формы наглядно-образного
мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в
самостоятельную цель деятельности.Под личностной и
социально-психологической готовностью понимают сформированное
новой социальной позиции («внутренняя позиция
школьника»); формирование группы нравственных качеств,
необходимых для учения; формирование произвольности
поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.Эмоционально-волевую
готовность считают сформированной, если ребенок умеет
ставить цель, принимать решение, намечать план действия,
прилагать усилия к его реализации, преодолевать
препятствия. У него формируется произвольность психических
процессов.Иногда различные
аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том
числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая
готовность в отличие от нравственной и
физической.В качестве критериев
подготовленности ребенка к школе можно принять следующие
показатели: 1) нормальное физическое развитие и координация движений; 2)
желание учиться; 3) управление своим поведением; 4) владение приемами
умственной деятельности; 5) проявление самостоятельности; 6) отношение к товарищам и взрослым; 7) отношение к труду, 8)
умение ориентироваться в пространстве и тетради.Готовность по
первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру,
точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных
движений, согласованность движения руки и
глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.Второй критерий
включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному,
значимому делу, стремление к приобретению
знаний, интерес к определенным учебным занятиям.Содержание третьего
критерия включает произвольность внешнего
двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать
школьный режим, организовывать себя на Уроке; произвольное
управление внутренними психическими действиями для целенаправленного
наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.В четвертом критерий
фигурирует владение приемами умственной деятельности,
которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов
ребенка. Это дифференциация восприятия,
позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства
и стороны, владеть логическими операциями, способами осмысленного запоминания
материала.Пятый критерий —
проявление самостоятельности — можно рассматривать как
стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного,
побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней
помощи.Шестой критерий
предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и
других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.В содержание седьмого
критерия входит умение работать в коллективе,
считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками
общения со сверстниками и взрослыми.Восьмой критерий
связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения,
наличием чувственного опыта, глазомера.Вопрос готовности дочки к
обучению в школе можно разрешить во время исследования психологической
готовности к обучению на консультации у психолога по месту жительства.
18.01.2015
Ответить
Новикова Наталья Юрьевна
Добрый вечер! Этот диссонанс можно
разрешить во время исследования психологической готовности к обучению в школе на
консультации у психолога по месту жительства. Готовность к
школьному обучению заключается не столько в количественном
запасе представлений, сколько в уровне развития
познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть
готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и
дифференцировать в соответствующих категориях предметы и
явления окружающего мира. Понимание ребенком
смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки
самоконтроля и самооценки, развитие
волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения
поставленных задач.Выделяют три основные
линии, по которым должна вестись подготовка к школе:во-первых, это общее
развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие
должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти,
внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как
имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение,
как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами,
производить некоторые действия в уме;во-вторых, это воспитание умения
произвольно управлять собой. У ребенка
дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и
хорошая память, но произвольно управлять
ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить
какое-то событие или разговор взрослых,
возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание.
Но сосредоточиться сколько-нибудь
длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем
это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу.
Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо,
хотя, может быть, и не совсем хочется
или даже совсем не хочется;в-третьих,
формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не
тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники
к школе. Речь идет о воспитании действительной и
глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной
их стремления к приобретению знаний.Все эти три линии
одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду,
чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.L Можно выделять отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную,
эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.Что понимается под физической готовностью?Общее
физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус,
пропорции, кожный покров и прочие показатели,
соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений
кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности.
Общее состояние здоровья.В содержание интеллектуальной
готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные
умения, но и уровень развития
познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего
развития, высшие формы наглядно-образного
мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в
самостоятельную цель деятельности.Под личностной и
социально-психологической готовностью понимают сформированное
новой социальной позиции («внутренняя позиция
школьника»); формирование группы нравственных качеств,
необходимых для учения; формирование произвольности
поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.Эмоционально-волевую
готовность считают сформированной, если ребенок умеет
ставить цель, принимать решение, намечать план действия,
прилагать усилия к его реализации, преодолевать
препятствия. У него формируется произвольность психических
процессов.Иногда различные
аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том
числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая
готовность в отличие от нравственной и
физической.В качестве критериев
подготовленности ребенка к школе можно принять следующие
показатели: 1) нормальное физическое развитие и координация движений; 2)
желание учиться; 3) управление своим поведением; 4) владение приемами
умственной деятельности; 5) проявление самостоятельности; 6) отношение к товарищам и взрослым; 7) отношение к труду, 8)
умение ориентироваться в пространстве и тетради.Готовность по
первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру,
точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных
движений, согласованность движения руки и
глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.Второй критерий
включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному,
значимому делу, стремление к приобретению
знаний, интерес к определенным учебным занятиям.Содержание третьего
критерия включает произвольность внешнего
двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать
школьный режим, организовывать себя на Уроке; произвольное
управление внутренними психическими действиями для целенаправленного
наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.В четвертом критерий
фигурирует владение приемами умственной деятельности,
которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов
ребенка. Это дифференциация восприятия,
позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства
и стороны, владеть логическими операциями, способами осмысленного запоминания
материала.Пятый критерий —
проявление самостоятельности — можно рассматривать как
стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного,
побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней
помощи.Шестой критерий
предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и
других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.В содержание седьмого
критерия входит умение работать в коллективе,
считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками
общения со сверстниками и взрослыми.Восьмой критерий
связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения,
наличием чувственного опыта, глазомера.Вопрос готовности дочки к
обучению в школе можно разрешить во время исследования психологической
готовности к обучению на консультации у психолога по месту жительства.
18.01.2015
Ответить