Как распределить игрушки вашего малыша у себя дома по Мантессори-зонам
Методика Марии МонтессориДЕВОЧКИ, ВЫРАЖАЮ ВСЕМ ВАМ ОГРОМНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ, ЧТО ПОДДЕРЖАЛИ МОЮ ИДЕЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МОНТЕССОРИ-МИРА ДОМА, ИБО СОВЕРШЕНСТВУЮСЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ И ВЫ МНЕ В ЭТОМ ПОМОГАЕТЕ!!!!!!!!!!!!!!
Что же необходимо для того, чтобы создать подготовленную среду в домашних условиях?
Прежде всего, мебель в комнате малыша должна быть легкой и соответствовать его росту. Понадобятся стол и стульчик, которые малыш сможет использовать во время домашних занятий, а также полка, до любой части которой ему будет легко дотянуться и на которую можно поставить материалы для работы. Ведь малыш чувствует себя в нашем взрослом мире как лилипут в стране великанов: многие предметы, представляющие интерес, являются совершенно недоступными для него.
Найдите не только отдельное место для индивидуальной зубной щетки и полотенца - все это желательно разместить на высоте роста ребенка, но и уголок, где будут лежать маленькие губка, тряпка для вытирания пыли, веник и совок. Не бойтесь доверять ребенку домашние дела, даже если уборка после его "работы" занимает какое-то время! Малыш, чьи усилия вызывают уважение у взрослых, растет самостоятельным и способным проявлять инициативу.
Прежде чем вы начнете заниматься, выберите для материалов одно и то же место, тем самым приучая ребенка к порядку.
Во время показа, или презентации, выражаясь научным "монтессорианским" языком, используйте минимум слов и движений - дайте малышу возможность самому делать открытия, изучая свойства предметов.
Будьте терпеливы - то, что кажется легким для вас, не обязательно так же тривиально для 1-3-летнего ребенка. Нельзя забывать, что основная роль Монтессори-учителя (Монтессори-мамы) состоит в наблюдении. Вполне естественно, что первым вашим побуждением в том случае, если у малыша что-либо не получается, будет вмешаться: "Дай я тебе покажу, как правильно!". Потерпите, дайте возможность ребенку доделать упражнение. Ведь основным девизом методики Монтессори является фраза "ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ!".
Предоставьте малышу право самому выбирать те или иные материалы для работы, продолжительность занятий с ними, совершать сколько угодно повторений и заканчивать работу в любое время. Однако для выработки навыков самодисциплины нужно попытаться объяснить ребенку, что упражнение следует закончить, прежде чем отнести материал на место.
Я вовсе не советуем превращать домашние занятия в ежедневную рутинную процедуру! Если у вас или у малыша нет настроения, лучше отложить упражнения до следующего дня. Ведь время занятий - это время единения с ребенком, и вы оба должны получать настоящее удовольствие от общения!
Сегодня хочу рассказать, как распределить игрушки вашего малыша у себя дома по Монтессори-зонам. Педагогику Монтессори часто называют средовой. Т.е.специально созданная взрослыми среда для всестороннего развития малыша чуть ли не с пеленок. Меня лично в таком подходе привлекает то, что ребенок имеет свободный доступ ко всем своим игрушкам, ни одна игрушка не остается не замеченной, а так же малыш учится самостоятельности в быту.
Организация среды оказалась полезной и для меня самой!
Итак, как распределить игрушки по тематическим зонам Монтессори:
1.Зона космоса
Эта зона, вкоторой ребенок учится добывать информацию об окружающем нас мире, знакомится с географией, историей, анатомией.В этой зоне можно разместить комнатные растения, аквариум с рыбкой или клетку с морской свинкой, всевозможные карты, глобусы, календари, часы и т.д.. Но по-моему мнению не стоит этим злоупотреблять! ..и информацию подавать соответственно возрасту и интересам ребенка.
2.Зона развития речи
В этой зоне малыши расширяют словарный запас, развивают слух, знакомятся с буквами. Здесь можно разместить плакаты с алфавитом, кубики Зайцева, карточки Домана, доску с подвижными буквами, карточки с шершавыми буквами и просто картины из повседневной жизни, по которым ребенок сможет рассказывать свои истории.
Специальные предметы для развития языка:
1. Материал "предмет-картинка" (домашние и дикие животные)
2. "Говорящие" зверушки
3. Шершавые буквы и слоги (некоторые)
4. Письменный подвижный алфавит (некоторые буквы)
5. Рулон бумаги и мелки для рисования
6. Книжки-картинки
3.Зона сенсорного воспитания.
Эта зона предназначена для развития и утончения зрения, осязания, вкуса. Обоняния, слуха, тактильных ощущений. Поставьте здесь башни и пирамидки, расположите любимые пазлы и рамки-вкладыши, коробочку с бусинами и пуговицами, кусочки ткани разной фактуры, пол можно застелить тактильным ковриком, а для развития чувств тяжести наполненные песком, крупой, бобовыми мешочки разного веса.
4.Математическая зона.
Ребенок может постичь базовую основу математики еще до того, как познакомится с цифрами и счетомю В математической зоне собран сенсорный материал для развития сувств ребенка, умения сравнивать и измерять. Упорядочивать, логично мыслить. Благодаря своей наглядности материалы этой зоны позволяют объяснять детям трудные абстрактные математические понятия и операции.
5.Зона упражнений в повседневной жизни!
Это наша самая любимая зона!)) Здесь собрано все то, с помощью чего можно учиться повседневной жизни: развешивать свои вещи, вытирать пыль, подметать пол, резать овощи, наливать чай, пересыпать-перебирать-переливать! ..и т.д..))
1.Детская вешалка для одежды
2. Детская полка для обуви
3. Тряпка, щетка, бархотка в корзине для чистки ботинок
4. Детские совки для обуви
5. Корзинка с кошельками и кармашками с различными застежками (молния, пуговица, липучка, кнопка, тесемки)
6. Зеркало и расческа
7. Зубная щетка, стаканчик, детская зубная паста
8. Миски, салфетки и полотенца для мытья и вытирания рук
9. Предметы для пересыпания зерна ложкой
10. Предметы для переливания воды из сосуда в сосуд
11. Предметы для пересыпания крупы из сосуда в сосуд
12. Губка в тазике для выжимания
13. Предметы для открывания изакрывания крышек
14. Предметы с застежками: с пуговицей, молнией, защелкой, липучкой, тесемками
15. Предметы для уборки стола
16. Предметы для подметания мусора на полу
17. Детские чашка, кружка, стакан, пиала
18. Детские вилка, ложка, нож
19. Нож для резанья банана
20. Нож для чистки огурца
21. Предметы для мытья посуды
22. Лейка для полива комнатных растений
23. Предметы для посадки семян
Все это под силу организовать даже в маленькой квартире! Главное, прислушиваться к внутреннему голосу и голосу вашего ребенка и тогда следование принципам педагогики Марии Монтессори будет органично вписываться в нашу жизнь! ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ И ТЕРПЕНИЯ!!!!!!!!!