Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком.Как?"
Все о развивающих игрушках, пособиях и книгах (обзоры, рекомендации,хвастики, ссылки)Книга Ю.Б.Гиппенрейтер обращена к родителям и дает практические советы и техники по воспитанию и общению детей в дружеской атмосфере, учит, как правильно выходить из конфликтных ситуаций и как наладить отношения с ребенком. В книге множество примеров и рассмотренных ситуаций.
Книга будет особенно полезной родителям детей подросткового возраста, но и я уяснила некоторые моменты для себя на будущее.
Для себя решила законспектировать основные правила, тезисы этой книги., чтобы позже обязательно себе напоминать о некоторых правилах поведения с ребенком.
Урок 1. Безусловное принятие
"Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!"
Итак, для начала нужно показать ребенку свою любовь, это должно выражаться фразами "Я рада, что ты у меня есть!" или " Ты мне нравишься" и т.п, а также объятиями. В день нужно обнимать ваше чадо не менее 8 раз!
Урок 2. Помощь родителей. Осторожно!
Правило1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будите сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"
Урок 3. "Давай вместе!"
"Зона ближайшего развития" - чем больше ребенок будет делать с мамой сегодня, тем больше он сделает завтра сам.
Правило 2. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
Урок 4. "А если не хочет?"
Психологический закон. Личность и способность ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
Правило 3. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 4. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий ( или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "Сознательным".
Урок 5. Как слушать ребенка
"Активное слушание" наверное одно из главных правил и техник, которые необходимо усвоить. Я обязательно поробую его испробовать на муже.
Активно слушать - значит "возвращать" ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Правила активного слушания:
1. Повернуться лицом к ребенку, и так, чтобы глаза ваши и ребенка находились на одном уровне.
2. При беседе с огорчение и /или расстроенным ребенком не задавать ему вопросы.Ответы должны быть в утвердительной форме. Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
3. важно в беседе "держать паузу", особенно, когда ребенок не смотрит в глаза, а кда-то в сторону или в себя.
4. Полезно повторить, что случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.
Урок 6. Двенадцать против одного или что нам мешает слушать
Помехи на пути активного слушания:
1.Приказы, команды.
2. Предупреждения, предостережения, угрозы.
3. Мораль, нравоучения, проповедь.
4. Советы, готовые решения.
5. Доказательства, логические доводы, нотации, лекции.
6. Критика, выговоры, обвинения.
7. Похвала. (Похвала и одобрение - разные вещи. В похвале есть элемент оценки "Молодец!Ты самая-самая...!)
8. Обзывания, высмеивания.
9. Догадки, интерпритации.
10. Выспрашивание, расследование.
11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания.
12. Отшучивание, уход от разговораю.
Урок 7. Чувства родителей. Как с ними быть?
Правило 5. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Правило 6. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не его поведении.
Правило 7. не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можите изменить в окружающей обстановке.
Правило 8. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
Правило 9. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
Урок 8. Как разрешать конфликты.
Этапы конструктивного способа разрешения конфликтов:
1. Прояснение конфликтной ситуации:
- активное слушание;
- озвучивание своих желаний или потребностей в форме "Я-сообщение"
2. Сбор предложений
Ребенок должен первым предложить решение проблемы.
3. Оценка предложений и выбор наиболее оптимального
4. Детализации принятого решения.
5. Выполнение решения, проверка.
Урок 9. А как насчет дисциплины?
Правило о правилах. №1 Правила( ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизникаждого ребенка.
Правило о правилах. №2 Правил( ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Правило о правилах. №3 Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Правило о правилах. №4 Правила( ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы между собой.
Правило о правилах. №5 Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Правило о правилах. №6 Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Урок 10. "Кувшин" наших эмоций