О самом "загадочном" в загадках
Художественно-эстетическое развитиеВы никогда не задумывались, в чем волшебство и магия древних загадок? В чем их успех? Почему до сих пор они так любимы нашими детьми и вызывают бурю эмоций?
Если вам интересно узнать тайну загадок и окунуться в древний литературно-фольклорный жанр, который специально развивает у человека способность замечать свойства вещей, то немного расскажу об этом. И еще покажу, почему так важно отгадывать и придумывать загадки для развития внимания и фантазии детей.
В художественном творчестве очень важно обладать вниманием ко всему окружающему нас. Важно примечать детали, находить сходства и различия. И если на прогулке, например, всегда обращать внимание на то, какое небо над головой - оно каждый раз разное, то высокое и чистое, то угнетающее и низкое... или осенью, собирая листья, попробовать отыскать два одинаковых (а это невозможно - в природе все неповторимо, листья будут только похожими, но у них совершенно различные прожилки, да и форма будет отличаться), или два совсем непохожих (что тоже невозможно, ведь основные их характеристики будут совпадать),то скоро ребенок сам научится заострять внимание на важных мелочах, из которых потом выстроится его видение мира. Ребенок будет размышлять над особенностями природы, людей, животных и птиц. В его голове будет проходить сложный анализ всего накопленного материала, и его размышления обязательно найдут отражение в его рисунках. А последние станут намного богаче по смысловой нагрузке, и тут опять совсем не важна точность передачи и "похожесть" рисунка, важны именно эмоции, которые смог передать маленький художник.
Ну а теперь расскажу, как же воспитывать внимание, сочиняя и отгадывая загадки.
Каждый предмет в нашем мире обладает огромным количеством признаков, и каждый признак роднит его с разными предметами, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Наглядное выражение этого присутствует в загадках.
Достаточно вспомнить чудесные превращения лука в деда ("Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает"), комнаты в огурец ("Без окон, без дверей полна горница людей") и примеров таких очень много.
Но встречаются загадки, которые лишь перечисляют видимые свойства предметов и не указывают ни на какое родство далеких друг от друга вещей. И тогда загадка становится скучна для нашего воображения.
Вот пример, загадка про собаку :
С хозяином дружит,
дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост - колечком.
Легко почувствовать разницу между этими загадками.
Занимаясь с детьми сочинением и отгадыванием загадок, важно помочь развитию способности замечать "сходство в несхожем".
Значительность загадки состоит в том, что она не только находит сходство между отдаленными предметами и явлениями, но и в богатстве, многообразии этого сходства.
Стоит обратить также внимание на своеобразное "отрицание" того загадочного предмета, о котором идет речь, некий намек на его странность, невероятность. "Золотое решето черных домиков полно" - что же это за решето, которое смогло уместить домик? Таким образом загадка сама подсказывает нам, что речь идет не о настоящих домиках, что решето - это не предмет посуды.
Начиная сочинять загадки вместе с детьми важно обратить внимание на то, что загадка может быть и нерифмованной, она совсем не потеряет от этого своей "загадочности". И снова повторюсь - гораздо важнее найти сходство между тем, что с первого взгляда его не имеет, и при том сходство по нескольким признакам.
Для начала можно сыграть в игру "Что на что похоже?" .
Мы часто играем в такие игры на улице, когда идем куда то. Да вообще эти игры могут протекать между прочим. Сравнивать можно все что угодно - фонарь со светлячком, шишку с ежом. Главное, чтобы сравниваемые предметы не объединялись одним понятием.
Отгадывание загадок вообще у нас одно из любимых занятий где то лет с двух с половиной. Лера и сама любит их очень сочинять. Помню мы как то ехали из Сочинского цирка на автобусе, так вот Лера загадывала всему автобусу загадки. Но у нее тогда фигурировал главный участник всех загадок - волшебный серый хвостик, с которого начиналась любая загадка. А затем уже шли интерпретации на тему что он делал - залез в трубу... и т.д. Было весело))) Предметы, о которых говорила Лера имели в конечном итоге тот самый серый хвостик, но это тоже своего рода наблюдательность.
Когда же вы поймете, что игра "Что на что похоже?" не составляет труда для вашего ребенка, то он с легкостью сможет и сам придумывать загадки.
Его сравнение ежика и шишки легко воплотятся в загадку - "Ежик без ножек с ветки свалился".
Лера порой выдает очень интересные сравнения, жаль, что я их не записывала. Но теперь обязательно найду для этого время!
Вот так с помощью отгадывания и сочинения загадок можно развить важную творческую способность - видеть мир единым и сделать два важных вывода - нет в мире двух совершенно одинаковых вещей (все неповторимо и уникально) и нет в мире двух предметов, до такой степени непохожих, чтобы между ними не было совсем ничего общего.
А все вместе учит внимательно анализировать свойства предметов и накапливать тот неоценимый опыт, который позволяет человеку думать, рассуждать.
Теперь покажу наш арсенал загадок, как оказалось найти сборник хороших загадок не так то просто.
Имела неосторожность приобрести вот такую книгу.

Ссылку давать не буду, Загадки в ней не вызвали у нас ни малейшего интереса. Приведу пример, чтобы вы поняли.
Как мастер опытен и ловок!
Он может накрепко собрать
Из деревянный заготовок
И стол, и полку, и кровать.
Думаю, ответ писать не обязательно, все сравнения в загадке лежат на поверхности.
О следующей книге я уже упоминала в этом посте
В нем можно посмотреть и развороты книги.
В Лабиринте, В Риде, В Озоне, В Май-шоп
Эта книга загадок для самых маленьких. Прекрасно иллюстрирована Людмилой Карпенко. И замечательные картинки позволяют маленькому открывателю самому искать на странице книги ответ на загадки. Загадки собранные в ней замечательные!
Сто братьев в одну избушку сомкнулись.(колос пшеницы)
С неба пришел, в землю ушел. (дождик)
Очень люблю эту книгу!
Еще одно замечательное пособие, в котором тоже есть место загадкам - "По ладошке прокачусь".
В Лабиринте, В Озоне, В Риде, В Май-шоп
Об этом пособии я писала вот тут.
Но остановлюсь еще поподробнее.
Мы очень любим занятия с шишками по этой книжке. Полезно как оказалось не только для моторики. В книжке есть загадки к каждому животному, которого встречает шишка. Мы обязательно обыгрываем весь сюжет. Животные у нас Гулливер и Шляйх. Купить можно в Май-шоп - заяц, лиса, волк, кошка, белка,

Загадки конечно самые простые, и ответы рифмованные
Кто трусишка? Угадай-ка!
Это быстрый, серый ... (зайка)
Но тем и интересна книга малышам - она им по силам!
Есть у нас и игра от Granna "Загадки и отгадки''.
Не скажу, что я от нее восторге. Но как совместное время провождение может быть.
Смысл игры заключается в отгадывании загадок, которые называет ведущий. за каждую правильно отгаданную загадку, игрок может закрыть дырку в сыре (ну или обратно этой модели - наоборот делать дырки в сыре).

Приведу фото карточек с загадками, чтобы вы поняли какого плана они.

А вот совершенно замечательная книга "Ехал Грека через реку" от издательства Белый город - это самая настоящая Сказочная кладовая детского фольклора.

В Лабиринте, В Озоне, В Май-шоп, В Риде
Здесь собраны скороговорки, загадки, шутливые диалоги. Книга отличного качества и подойдет для деток на долгое время.
Покажу страницы из нее




Но этого нам уже мало. Поэтому заказала Волшебный короб: Старинные русские пословицы, поговорки, загадки
Уверена, что он оправдает мои надежды
А вы так же любите отгадывать загадки?