Моя любимая книга по развитию детей. С весьма амбициозным названием, но толковая по существу.
Все о развивающих игрушках, пособиях и книгах (обзоры, рекомендации,хвастики, ссылки)
Не карточки и пособия делают ребенка умным и счастливым. И не развивающие игрушки. И даже не видео-презентации, а... но сначала несколько слов об авторе.
Джон Медина - молекулярный биолог-эволюционист, занимающийся изучением генов, участвующих в развитии мозга. Трижды признавался лучшим преподавателем в различных университетах США. Директор Центра изучения мозга при Тихоокеанском университете Сиэтла, руководитель отделения биоинженерии медицинской школы при университете Вашингтона. Женат, отец двух сыновей.
Основная идея книги согласно аннотации: воспитание ребенка - это в первую очередь развитие его мозга. Исходя из этого, автор объясняет, что и как следует делать родителям до и после рождения малыша, чтобы вырастить умного, целеустремленного и счастливого человека.
Я благодарна автору этой книги, так как, читая ее, я узнала, как развивается мозг ребенка на самом деле, что может повлиять на его развитие в ту или иную сторону, а что является лишь пропагандой индустрии детских игрушек и пособий, нацеленных лишь на опустошение родительских кошельков. Книга научила меня реально смотреть на вещи, задавать себе вопросы и честно на них отвечать. Про сэкономленные деньги и время и говорить не стоит. Отдельно стоит упомянуть, что свои идеи автор подкрепляет результатами исследований и дает на них ссылки, а если исследования не проводились, то честно и об этом сообщает. Кстати, благодаря этому я узнала о таком понятии как «лонгитюдное исследование», то есть долгосрочное, что очень важно для понимания того, как развивается человек во всех смыслах, поскольку важно не только, умеет ли ребенок читать и писать в возрасте семи лет, а что он из себя представляет как человек в двадцать, тридцать, сорок лет и так далее.
А теперь - о самой книге. Она написана живым языком, легко читается, хотя, конечно, нейроны и некоторые другие нейрофизиологические факты упоминаются, но это в данном случае очень важно - начинаешь понимать, что к чему, - и этой информации ровно столько, сколько нужно для этого понимания, не больше.
ВВЕДЕНИЕ
Излагаются вопросы и сомнения родителей по поводу воспитания и развития ребенка, что является фактом, а что - вымыслом, мифом (например, общеизвестный миф о том, что ребенок, слушающий еще в утробе матери музыку Моцарта, будет более способен к математике, или что похвала увеличит уверенность ребенка в себе (ровно наоборот!)) Автор рассказывает о том, какими реальными данными располагает современная наука о мозге, и что она на самом деле еще не знает и не может. Какой фактор - самый главный для развития мозга? Что такое «современная семья»? Что важнее - гены или воспитание?
Глава 1. БЕРЕМЕННОСТЬ
Поскольку книга попала в мои руки, когда дочери было полтора года, эту главу я прочитала «по диагонали». А она интересна!
Глава посвящена тому, как развивается мозг ребенка в утробе матери, как формируются нервные клетки (и какое это чудо!), образуются связи, как вообще развивается эмбрион и когда он становится восприимчив к внешнему миру с помощью органов чувств. Мы узнаем, когда ребенок начинает различать запахи и звуки (и, что важно - когда он НЕ МОЖЕТ их различать, соответственно посылайте по факсу новейшие патентованные средства по развитию ребенка еще в утробе, ибо еще ни одно не доказало свою эффективность.)
Вместе с тем кое-что мы можем сделать, и все это - довольно просто и всем известно (например, есть рыбу, или избегать стресса, физическая нагрузка и др.) Все тезисы сопровождаются данными научных исследований и ой как запоминаются! Скажу по себе - если бы я знала, какой вред наносит ребенку главным гормон стресса, кортизол, то точно научилась бы чихать и плевать на все (и всех), кто на меня давил, требовал .заставлял волноваться, сомневаться и пр. Все на фиг!
Глава 2. СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Эту главу очень важно почитать папам. Про то, что жизнь в семье меняется после рождения малыша, мы все знаем, и знаем, как тяжело это порой бывает, а иногда - очень тяжело. Многие из нас знают не понаслышке, что такое социальная изоляция и однообразная жизнь, раздражительность, недосыпание и т. д. И мы не одиноки! Оказывается, еще в 1957 году в США были опубликованы результаты исследования, согласно которому 83% молодых родителей в период вступления в родительские обязанности переживают кризис супружеских отношений от средней до серьезной степени тяжести. Враждебность этих родителей друг к другу в первый год жизни ребенка продолжает возрастать. Подавляющее большинство испытывало серьезные трудности.
А вот - просто цитата, которая мне запомнились:
Когда я читаю научные лекции о юном мозге, отцы (это практически всегда бывают отцы) требуют ответа, как обеспечить их детям поступление в Гарвард. Их вопрос однозначно вызывает у меня приступ гнева. Я взрываюсь: «Хотите, чтобы ваш ребенок поступил в Гарвард? Вы действительно хотите знать, что об этом говорят научные данные? Я скажу вам, что говорят эти данные! Идите домой и любите свою жену!»
В этой главе речь идет о том, почему возникает супружеская враждебность, как это отражается на развивающемся мозге ребенка, и о том, как противостоять враждебности и минимизировать ее воздействие.
Глава 3. СМЫШЛЕНЫЙ МАЛЫШ: СЕМЕНА
Эта глава впервые заставила меня задуматься, что же такое - ум. Интеллект - это не показатель IQ, это сочетание нескольких «ключевых» ингредиентов: память, импровизация - способность приспосабливать эту информацию к конкретной уникальной ситуации, любознательность, самоконтроль, творчество, вербальные (речевые) навыки, чтение невербальных сигналов.
Очень подробно (и снова - с примерами, с данными) рассказывается о каждом их этих «компонентов», и о том, почему так важен каждый из них. Какую роль играют гены? Тоже узнаем, прочитав эту главу.
Глава 4. СМЫШЛЕНЫЙ МАЛЫШ: ПОЧВА
Самая большая глава. Информация настолько плотная, что кратко описать содержание главы мне не представляется возможным. Упомянут лишь несколько фактов-тезисов:
Хвалите ребенка за старание, а не за интеллект (очень много о похвале вообще - кстати, именно эта тема спровоцировала меня наконец-то на написание этой сумасшедшей рецензии: несколько дней назад в ББ увидела очень глупый - да простят меня авторы - пост о том, какими словами можно заменить слово «молодец», когда хочется похвалить ребенка. Причем без объяснений - просто набор фраз, которые на деле еще хуже, чем «молодец».. И пост активно репостился). Будет время - сделаю отдельный пост на эту тему, с добавлением информации из книги другого автора.
Ура - игра! Очень подробно, в том числе и на примере из жизни своих гавриков (их вообще много), автор рассказывает о пользе свободной игры, и почему дети, которые в детстве играют в ролевые игры, вырастают более организованными, счастливыми, почему они лучше решают проблемы, имеют более развитые языковые навыки и т. д. Я очень много читала о том, что ролевые игры важны, но впервые узнала о том, почему, что они формируют.
ТВ, Интернет, видеоигры Очень важно! Для меня 90% - новой информации, потому что повторюсь: с тезисами мы все знакомы, а вот с деталями, что - можно, а что - не желательно и почему именно, я лично знакома не была. Но до сих пор помню, как, будучи беременной, ехала в электричке и соседка купила для годовалого сына диск с мультиком, сказав при этом: «Пусть сами в жизни разбираются».
В этой главе речь идет и о занятиях, которые постулируются сейчас полезными, а на деле могут нанести реальный вред (мозг еще не готов к их выполнению).
Глава 5. СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ: СЕМЕНА
В этой главе автор пытается разобраться, что же такое - счастливый человек, что делает его счастливым? Почему так важно иметь друзей? Влияют ли гены на способность быть счастливым?
Глава 6. СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ: ПОЧВА
Каков наш стиль воспитания: авторитарный, требовательный, или добрый? Как мы справляемся с эмоциями наших детей, как реагируем на них? Что такое сопереживание и почему оно так важно?
Глава 7. ВОСПИТАННЫЙ МАЛЫШ
Эта глава о социализации ребенка. О воспитании нравственности - откуда вообще берется это нравственное чувство? О методах наказания и поощрения. О том, как ставить ребенку четкие границы. Почему важны правила и указания?
Я прочитала эту книгу уже дважды и буду еще к ней возвращаться, потому что, во-первых, с некоторыми вопросами, которые возникли сейчас, я не сталкивалась года назад (и не могла - маленькая еще была), во-вторых, очень плотная информация, я не могу все запомнить, а полезного и важного там много.
Завершу обзор цитатой автора: «Я говорил, что родительская роль полностью посвящена развитию человеческого мозга но я нацелился чуть выше. Воспитание детей полностью посвящено развитию человеческого сердца. Вот самая важная идея этой книги».
Если есть вопросы, буду рада ответить!
"Правила развития мозга вашего ребенка" в Лабиринт My-shop Read.ru Ozon.ru