"Дети - другие" Марии Монтессори
Методика Марии МонтессориНаверно, имя Монтессори сегодня стало трендом. Я тоже захотела узнать о ее методе воспитания, но меня интересуют книги, написанные именно Монтессори, а не о ней. Ведь все переложения субъективны, а мне нужен исторический источник:)))
Хочу поделиться своим впечатлением и обсудить некоторые непонятные вопросы.
В который раз убедилась, что читать нужно оригинал, а не статьи неизвестных "педагогов".
Что мне очень понравилось в книге:
1.Красной нитью проходит идея любви, не только родителей к детям, а детей к родителям. Действительно, всегда говорят о всепоглощающей родительской любви, а как же малыши любят взрослых, которые представляют для них целый мир!
Монтессори пишет:
"Да, любовь ребенка неизмеримо важна для нас. Отец и мать могут проспать всю свою жизнь. Им необходимо это маленькое существо, которое разбудит их и оживит своей свежей, живой энергией, которую они сами уже не имеют"
Действительно, дети открывают нам такие вершины, о которых мы и не думали...
2.
"Взрослый в своем отношении к ребенку эгоцентричен. Не эгоистичен, а эгоцентричен. Все, что касается души ребенка, он оценивает по собственной мерке, а это ведет все к большему непониманию. С точки зрения взрослого ребенок -пустое существо, которое необходимо чем-то заполнить. Существо инертное и неумелое, за которое все надо переделывать, которому необходимо предводительство взрослого. В итоге взрослый чувствует себя творцом и оценивает добро и зло в действиях ребенка по отношению к себе самому. Так взрослый становится мерилом добра и зла. Сам он безгрешен, дитя должно следовать его образцу, и все в ребенке, что отклоняется от характера взрослого, - ошибка, которую взрослый жаждет в спешке исправить.
Таким своим поведением взрослый полагает, что он, наполненный любовью и готовностью жертвовать, усердно заботится о благе ребенка. Но в действительности подавляет личность ребенка."
Получается, мы оцениваем действия ребенка через призму своих поступков, в принципе это естественно. Здесь мне приходит в голову высказывание "не воспитывайте своих детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя".
3.Мы должны не мешать ребенку познавать окружающий мир. Согласна полностью. Только куда бы все вещи опасные убрать в квартире)))
Мне понравилось, что Мария Монтессори пишет о любви, об отношениях, о том, как родился ее метод, революционный для того времени.
Что я не очень поняла:
Монтессори приводит пример с зонтиком, в детскую зашла дама и положила зонтик на стол. Ребенок заплакал, ему было непривычно, что на пустующем обычно столике что-то лежит. Зонтик убрали - ребенок успокоился.
Непонятно, получается расположение вещей в комнате вообще не менять?Или это слишком утрированно?
Еще смущает заявление, что детям не нужны игрушки, что развивающий материал вполне может их заменить. А как же куколки, домики, игры в школу, больницу и т.д.?
Также хочу поподробнее почитать про сензитивные периоды, Вы можете порекомендовать книгу Монтессори, где она подробно пишет про них?
И еще - есть ли у Вас примеры детей, воспитываемых по Монтессори, которые уже выросли? Как они адаптируются в школе, институте? Как после доброго учителя в группе Монтессори привыкнуть к нашим школьным учителям, педагогические приемы которых расходятся с приемами Монтессори?
Поделитесь идеями, очень интересно!