Почему и как мы занимаемся "ранним развитием"
Товарищеский судДД! Написанное ниже, всего лишь личное мнение, которым захотелось поделиться...
О том, что я буду заниматься со своим ребенком ранним развитием, я знала за долго до того, как он появился. Просто- знала. Не буду говорить фраз: "я перечитала кучу литературы", "прочитала все труды М.Монтессори" и т.д. Это не так. Ничего я не читала. Просто ходила беременная на работу, занималась беременными делами, работала, занималась спортом, лепила, рисовала... Ну никак не хотелось ничего читать о раннем развитии,способах, методах, истории всего этого, ничего не хотелось. Решила-по ходу буду ориентироваться. Так и получилось. И по мере роста сыночка я искала информацию о различных вещах, сопутствующих тому или иному возрасту.
До пятимесячного возраста сына я методом не очень глубокого анализа ознакомилась со всеми основными методиками раннего развития, чего вполне хватило, для того, чтоб составить какое-то собственное впечатление об этом всем. Глаза разбежались: все классное, интересное, вроде, очень действенное... Понемногу, натыкаясь на разные сообщения и дневнички других увлеченных ранним развитием мам начала читать и выдержки о методиках и специальную литературу. Потихоньку прочитала несколько книг о Монтессори, включая "Помоги мне сделать это самому" и другие книги о других методиках, статьи, посвященные Доману, специализированную литературу о детской психопатологии.
Мне кажется, каждая мама, выбирая ту или методику, все-таки руководствуется на подсознании собственными соображениями, опытом, образом жизни, темпераментом своим и своего ребенка. Ведь, для многих занятий в куче методик необходима мамина усидчивость, мамино свободное время для подготовки, мамина систематичность, короче говоря, личностный мамкин компонент.
Сделаю оговорку. Я никогда не хотела сделать из ребенка вундеркиндера или гения. Ибо по сути оба этих понятия отражают некую патологию у человека и истинно гениальные люди чаще всего имеют некие умственные аномалии. Мне всегда не давала покоя мысль, что надо дать человеку возможность. Именно, возможность. Возможность в будущем быстро и качественно усваивать понравившуюся информацию, быстро обучаться тому, что хочется, возможность не страдать от занятий в школе и институте от занятий, а получать от них удовольствие; возможность иметь кучу времени на свои увлечения-сделать уроки втрое быстрее и заниматься спортом...да чем душе угодно, а не ломать голову и стенать над учебниками. Иметь возможность легко обучаться новому, выучить любой язык, освоить параллельно со школой другие навыки, а потом, параллельно с институтом другую специальность. И чтобы это было легко и приятно.
Расскажу такой пример из своей жизни и своего опыта. Со мной с рождения занимались. Конечно, в советские времена у обычных советских родителей не было столько информации и столько возможностей, сколько есть у нас сейчас. Но со мной много читали, играли в развивающие игры. Любимой книгой был большой атлас мира-с него мы с отцом и сочиняли всевозможные игры. К школе я умела читать, считать, писать, знала все государства, их столицы, кучу всего...Понадобилась ли мне в жизни столица Мозамбика? Нет. Но я никогда ничего не зубрила. У меня всегда была фотографическая память. То, на что однокурсники тратили по три часа, чтобы "вызубрить", я с легкостью осваивала и хорошо понимала за час. У меня всегда было больше времени. На то, что я любила. Не все всегда,конечно, шло гладко и легко. Наверное отчасти потому, что я перфекционист. Стараюсь все сделать на пять с огромным плюсом и очень страдаю и расстраиваюсь оттого, если получается на три... Но возможность всегда есть. И я хочу дать ее своим детям. Еще большую возможность, уверенность в своих силах, легкость восприятия. Ведь мы живем в такой интересный век, когда кругом просто информосфера какая-то, в которую хочется погружаться и поглощать информацию терабайтами. Музыка, литература, спорт, рисование, необъятные просторы информационных технологий. И не обязательно быть во всем большим профессионалом. Можно просто черпать из всего что-то свое.
Среди своих сверстников я сейчас сталкиваюсь с таким понятием как "дыра внутри"...Людям хочется чего-то...Они состоялись на работе, родили детей, квартиры, машины...И не хватает чего-то...Чего-то такого, чтоб с головой..А время упущено...Сложно заняться с нуля чем-то, что надо было хотя бы освоить в школе, в институте. Мне не хочется, чтоб мой ребенок упустил что-то из-за того, что он после школы страдая решает домашнее задание три часа,вместо того, чтоб с легкостью его решить за час, а потом заняться чем-то другим.
Наитыкаясь на прекрасные посты о раннем развитии, так же встречала не только полные негатива антисообщения, но и в реальной жизни сплошь и рядом навязчивые разговоры о том, что это-все лишнее.
Не могу остаться в стороне и не прокомментировать.
1. Зачем "рвать жилы" и заниматься с ребенком? Все к школе, институту и т.д. будут на равных. Или "а я с тройками школу закончил и в институте на тройке отучился... Сейчас директор какой-нибудь. А вот Люська с красным дипломом закончила и в лаборатории квасится". Люди! Вы чего??? Никогда не будут на равных дети с которыми занимались и с которыми не занимались. Да, у них по две руки, ноги, уши на голове. Они писают в унитаз. Моют руки, чистят зубки, одеваются и возможно, моют за собой посуду. Все. На этом все заканчивается. Не возможно сравнить два внутренних мира. Один-узкий и пустой, а другой наполненный всякими фантазиями и непомерно широкий. А по поводу директора и красного диплома... Давайте не забывать о везении, бюрократизме и простой человеческой антипатии и симпатии, родственных связях и деньгах. Не всем везет. Но нужно попытаться сделать так, чтоб повезло. Просто попытаться. А там-как Бог даст. Чтобы можно было с чистой совестью сказать: я сделал все, что мог. А мог много.
2. Меня убивают наповал высказывания знакомых, мол я со своим сыном не занимаюсь, так как ты, а они ничем не отличаются. Мой даже заговорил раньше.
Помню мама рассказывала, как ее подруга, день и ночь занимавшаяся с дочей плакала от того, что соседская девочка одногодка, с которой ничем не занимались и пошла раньше и заговорила и вообще была шустрее на порядок. Подруга мамы переживала, что что-то не так творит с дитём...Но заниматься не бросила. В школе разница между девочками была разительная.
3. А если твой ребенок не будет в школе отличником? Что ты? Да ничего. Я уверена, что заложенное в ребенке найдет себе правильное русло если не в обычной школе, так в спорте, музыке, творчестве или ином. А может просто будет просто хорошим интелегентным человеком.
4. Если не успеваешь, если тяжело, нечего стараться заниматься. Пусть помогает маме по дому, на прогулке все ему рассказывай, показывай. Это понятно! Этого никто не отменял. И не заменит оно одно другое. Почему авторы таких высказываний считают, что те, кто занимаются с детьми не делает простых вещей? Не играет в обычные "домашние игры"? С умыванием и кормлением мишек-зайчиков, с рассматриванем кошек и птичек в парках? Но мозг так не натренируешь. Проверено.
5. Это вредно. Опять же, пример из жизни. У друга моего отца была дочка(и есть, конечно). Назовем ее Оля. Дело было в далекие 1970-е. Тогда категорически запрещали усить детей до школы письму и чтению, "чтобы потом не переучивать". Оля была чрезвычайно одаренным ребенком и до школы и читала и писала...У ребенка была тяга к познанию. А в школе...первые три класса была круглой отличнией, а потом кое-как закончила 9 классов и пошла работать техничкой. Не надо было учить ребенка писать-читать, так как первые три класса ей было все слишком легко и не интересно, а потом раз! Запас ее знаний иссяк, а учиться она не привыкла. Развивать -вредно!
Но если посмотреть на это с другой стороны, то тут виновата система и сами того не зная-родители. Мозгу нужны постоянные тренировки и помимо простых навыком письма и чтения, необходимо развивать общие и сложные техники памяти. И тогда мозг будет трудиться постоянно, и ребенку будет всегда интересно.
Это как лабиринт с дверями. К какому-то возрасту некоторые двери блокируются безвозвратно, и наша цель раскрыть в малом возрасте как можно больше дверей, чтоб потом заполнять как можно больше помещений. А нетренированный мозг подобен однокомнатной квартире: купили новый диван, а ставить-то некуда...
6. Методики Домана и Монтессори -для больных детей, а Шичида превращает детей в интровертов. Не думаю. Если первые две методики были призваны как-то адаптировать и обучить даже больных деток, что они явно легки для обычных детей и помогут им освоить что-то еще быстрее. От них ребенок не станет хуже и не превратиться в больного. Интроверты... Часто богатство внутреннего мира ребенка становится преградой для общения с менее развитыми сверстниками на почве неродства интересов. Не более. Значит-задача родителей помочь подобрать среду, где ребенку будет комфортно-кружки по интересам, школы с каким-то уклоном, секции. И ребенок преодолеет барьер и сможет с легкостью общаться со всеми, кто ему интересен. Вы же тоже общаетесь не со всеми...
Еще могу сказать так: заниматься с ребенком или нет-дело каждого. Нельзя осуждать человека за действие, бездействие же тоже не должно пафосно осуждаться-у каждого свои взгладя и своя жизнь и в ней он царь и бог. Каждый творит, что хочет. Со своим ребенком -вы сами Творцы. Творцы его будущего. И пусть оно будет таким, как его видите вы...
Я долго металась в мыслях, с чего бы начать, глядя на подрастающего кроху. Все круто, все интересно...В общем, не знаю почему, первой привлекла мое внимание методика Глена Домана. Привлекла простотой исполнения, в частности для малыша меньше годика. Изучив вопрос озадачилась приобретением комплектов Умницы. Но препятствовала высокая цена. На помощь пришли друзья и родственники, которые сразу подарили три избранных мною комплекта-чтение, математику и английский.
Так с семи месяцев мы начали смотреть карточки из комплекта "Чтение". Я тщательно вела записи, готовила карточки с вечера и как положено, показывала их по три раза в день. Меня это не напрягало, но казалось, что это как-то маловато, просто потусовать карточки перед носиком сына.
Тогда, изучив вопросы по несколькими другим методикам, решила в будущем ориентироваться на Монтессори и Шичиду, а пока брать какие-то кусочки и в течение дня просто играть. Мы нюхали, плескались в ванной, щупали всякие звенелки-шуршалки, сортировали, нажимали на кнопочки, складывали пирамидки... Параллельно я увлекла сына чтением и большими цветными картинками с животными-птицами и т.д., которые показывала быстро, по методу Домана.
Не буду подробно писать, что, когда и как мы делали-может попозже, когда будет время перешерстить свои записи выложу дневники по месяцам. Просто укажу кога мы подключали что-то основное.
В год начали смотреть карточки из комплекта "Математика" и...забросили. Сыну никак не нравилось смотреть на точки. Такч то продолжили разные карточки и книги. Книги-наше все.
Где-то с 1,6 мы начали осваивать систему Монтессори. И тут понеслось-вся квартира в крупах, камешках, бусинках, орешках... Мы пересыпали, раскладывали, сортировали, переливали...Ну и не забывали о карточках.
Сыну всегда нравилось, но он у меня жуткая "бесямба" и сказать, что он неусидчив-не сказать ничего, но это возможно тема отдельная. Поэтому я старалась изо всех сил, чтобы ему не было скучно и чтобы он успевал и попрыгать и что-то изучить.
К 1,8 (как раз подходил срок моих вторых родов) я опять впала в тоску, что чего-то не хватает, вот чего-то эдакого... И тут на помощь пришла методика Шичиды. О методике мне впервые рассказала подруга, живущая в Германии, еще когда сыну былопять месяцев. Я взяла на вооружение и отложила на потом. И вот-оно! То, что надо! Почитала информацию, которую она мне присылала еще тогда, составила план занятий! Наконец-таки! Четкий, замечательный план, по которому можно без тоски и скуки заниматься неделями, месяцами и годами! Целый месяц я провела в тяжких трудах, формируя занятия так, чтобы не отказываться от Домана, Монтессори и постепенно включая задачки из Шичиды и поняла, что все-таки при таком многогранном и интересном методе у меня совсем нет ни материалов, ни информации. Так я натолкнулась на сайт Лизы и советы девочек из ББ и наши занятия ожили и воплотились в жизнь. По сыну я замечаю, что ему очень нравятся наши занятия и те полтора часа, которые мы проводим за ними ему очень идут на пользу.
Это конечно не значит, что полтора часа позанимались-и все. Есть еще ежедневная активность во время которой мы познаем мир так, как советуют девочки, которые категорически против развивающих занятий: мы помогаем маме убирать, готовить, поливать цветы; мы ходим гулять и по магазинам, ездим на природу и многое другое.
Сейчас у меня двое чудных деток-погодок и жуткая нехватка времени... Периодически очень расстраиваюсь на то, что не хватает времени на тщательную подготовку к занятиям, на включение новых элементов, на проведение тематических недель. На Монтессори времени фактически не осталось. Как живется маме детей-погодок, знает только мама детей-погодок... Но все в наших руках: я то хандрю, то на позитиве! Продолжаем заниматься! Стараюсь тщательно вести личные записи-ведь второй растет и ему тоже потребуется мое внимание и время на занятия!