Комплексы "раннего развития"
Разное (если затрудняетесь с выбором)
Все чаще встречаюсь с тем, что в модный термин "раннее развитие" каждый родитель вкладывает свое собственное понятие.
Для кого-то это означает уметь читать и писать в три года, для кого-то это водить ребенка в специальное заведение, для кого-то это тяжелый утомительный домашний труд, наравне с мытьем полов.
Меня все больше поражает, что когда я говорю о том, что занимаюсь с ребенком - в ответ слышу восхищение (с нотками то ли зависти то ли разочарования в себе), сочувствие (потому что это "очень сложно!") и еще хуже сочувствующий взгляд, обращенный на моего ребенка!
Очень-очень редко в ответ я слышу "Как интересно, мы тоже занимаемся! А вам какие нравятся игры/упражнения/книжки?" Или "а расскажите, чем именно вы занимаетесь?" По такому вопросу я сразу понимаю, что с этой мамой мы из одного лагеря.
Но почему-то в подавляющем большинстве случаев в ответ прилетает "а мы тоже ходили на развивашки" или "ааа, молодцы, а у нас все как-то не получается" - оправдание? Перед малознакомым человеком или перед самой собой?
Термин "раннее развитие" начинает давлеть над родителями, а ведь многие из них слабо представляют что это и с чем его едят! Зато он автоматически развивает комплексы неполноценности.
За последний месяц я так часто слышала о "раннем развитии", что и меня начало потряхивать!
А тем временем многие находят спасение от "раннего развития" в простой и логичной фразе: "нас же как-то вырастили без развивашек!" И они во многом правы! Давайте вспомним наше детство! Вот, например, какие были игрушки у меня:
Кубики, мячики, неваляшка, матрешка, юла, грузовичок на веревочке, кукла с корытцем (одежку мы ей шили вместе с мамой), конструктор (остался от брата), плюшевый мишка и зайка, посудка, метелочка с совочком, заводная лягушка. Игрушки для песочницы, игрушки для ванны. Десяток книжек.
(Уже в более взрослом возрасте с появлением китайской продукции у меня появился целый угол мягких игрушек, а потом и модная кукла Барби, в которую я категорически отказывалась играть).
Я хорошо помню, что с мая по сентябрь мы жили на даче, где я целыми днями бегала с братьями предоставленная сама себе. Мы днями напролет копались в песочнице, лужах, строили дамбы на ручье, "варили" варенье из ягод, делали салат из листьев и кашу из песка. Играли в продавцов, врачей, кассиров и дочки-матери. Вечерами рисовали или лепили из пластилина, а на ночь мама мне читала книжку.
По выходным приезжали папы и начинался праздник! Мы ездили на целый день купаться, ходили в поход с палаткой, ездили на рыбалку и за грибами. Мой папа делал воздушного змея из газеты и мы запускали его под самые облака. А дядя учил играть в чехарду, футбол и казаков-разбойников. В выходные нам разрешали ложиться спать позже обычного, поэтому мы жгли костры, жарили хлеб, мой папа рассказывал нам про звезды, ракеты и спутники (когда-то он работал на Байкануре).
Я твердо уверена - у меня было счастливое детство!
Давайте рассмотрит это сквозь призму "раннего развития":
- кубики, матрешка, конструктор - развивают мелкую моторику и образное мышление
- мяч - крупная моторика
- неваляшка, заводная лягушка и юла - причинно-следственную связь
- метелочка и совочек - приучение к полезному труду
- грузовичок, кукла, плюшевые игрушки, посудка - это все для ролевых игр
- песочница - мелкая моторика в кубе! Плюс мышление и фантазия
- приготовление еды для кукол - опять мелкая моторика (ведь ягоды, траву, цветы надо сначала сорвать пальчиками)
- ролевые игры (врач, продавец и тд) - развивают навыки общения, фантазию, помогают проигрывать жизненные ситуации, то есть получать житейский опыт по средством игры)
- целый день на улице, купание в открытых водоемах - закаливание, физическое развитие, крупная моторика, вестибулярный аппарат
- рисование, лепка - развитие творческого начала
- чтение сказок - любовь к чтению на всю жизнь
- вылазки на природу - изучение окружающего мира
- дети предоставлены сами себе - развивает самостоятельность и фантазию
- веселое времяпрепровождение с родителями - укрепление доверия между родителями и детьми, формирование уважения и крепких внутрисемейных уз
Посмотрите, сколько оказывается всего "развивающего" давали нам родители, которые понятия не имели о "раннем развитии"!
Вот она основа развития ребенка - счастливое детство, насыщенное любовью и яркими впечатлениями!
Что до развивающих занятий - я безусловный их сторонник! Но они только дополнение ко всему выщеописанному!
Но я категорически против комплекса неполноценности у мам, над которыми нависла непонятная сущность под названием "ранее развитие".
Я еще не придумала, как донести мысль о том, что сами по себе занятия - это легко и увлекательно, как для мамы так и для ребенка, что они не требуют много времени на подготовку и грандиозных финансовых затрат, но я постараюсь придумать! ;)
А пока всем спокойной ночи и помните: Вы - мама, а значит для кого-то Вы самое драгоценное и любимое существо на планете!
Ольга
На счет реакции окружающих - это Вы правы. Мам из "своего" лагеря я вообще еще ни разу не встречала))) А сейчас (когда дочке уже 2,5) даже стали появляться и насмешки... "что же это вы занимаетесь-занимаетесь, а ребенок до сих пор Есенина не цитирует и логарифмы не решает"... утрирую, конечно, но типа того... У меня самый обычный ребенок, что-то умеет лучше, а что-то хуже для своего возраста. И цели не было вырастить гения или вундеркинда) просто помогаю развить заложенные природой способности, раскрыть творческий потенциал, предлагаю много разных игр с разными материалами. Результаты не тороплю, уверена, что они (возможно) будут заметны лет через10, а может и еще дальше)
03.10.2015
Ответить
Катенька
Оля, разницу вы увидите в школе. Знаю по опыту своей старшей дочери. Сейчас она учится в 7 классе, на домашнюю работу тратит максимум час, хотя ее одноклассники тратят целый вечер. Когда готовит устные предметы, ей достаточно прочитать 2 раза, и она пересказывает практически наизусть. Отлично даются языки, знает два - французский и английский.Так же поражает меня своей долгосрочной памятью. Ребенок очень разносторонний, танцует, поет, рисует в меру своих способностей, но старается участвовать во всех мероприятиях. Поэтому занимайтесь и никого не слушайте, все вернется.
03.10.2015
Ответить
Olga
Со школой полностью согласна. Дочки старшая правда в 4 классе, и так же уроки максимум час занимают, а подружкина мама постоянно твердит что до 12 делают вместе!!!! Хотя обе учатся на отлично.
03.10.2015
Ответить
Евгения
У меня фраза раннее развитие ассоциируется с Доманом и другими карточными развитиями почему-то. Так как Монтессори и т.п. - это просто развитие, нормальное и естественное. Отсюда и негатив.
03.10.2015
Ответить
Ольга
Мне нравится развитие естественное, и могу сказать, мы так занимаемся. В основном на природе, ведь странно учить все по трафаретам, карточкам. Странно, когда ребенок говорит кря-кря, а утку ни разу не видел. Лучше съездить в деревню или мини-зоопарк, там всех показывать. А еще как важно самостоятельно заниматься ребенку, когда Федя собирает сортер так увлеченно. На днях красные треугольники положил отдельно от оранжевых пятиугольников, а я с цветами пока не сильно занималась с ним. То есть важно оставлять почву для самостоятельного окружающего мира. А когда на площадке мамочка говорит, мы занимаемся, это фраза и правда пугает, думаешь, они там на трех языках, да свеклой рисуют, из песка на паркете замки строят, цифры учат и професии - и все это в год. Фантазия, в общем, рисует. И про себя думаю, А мы точно занимаемся или это не считается?)))
02.10.2015
Ответить
unknown
а я слышала и слышу, что лишаю ребенка детства или "а зачем? все равно вы в год портреты рисовать не стали же!" Или "в школе все равно выравняются"...
короче, как-то так
02.10.2015
Ответить