ТРИЗ-квест на скорую руку.
Другие системы и методики (ТРИЗ, Воскобовича, Эльконина-Давыдова, Ибука, Дьенеша и т.д.)
Попросили меня воспитатели в саду провести "что-нибудь интересное по осенней теме" с группой Ярославы. В результате мы с горящими глазами искали лесной клад. Квест не требует практически никакой подготовки, при этом тренирует ориентировку в пространстве, классификационные навыки и творческую инициативу. Вы легко адаптируете его под любую тему, например Новый год и сможете провести его с одним ребенком. Конспект писался для сада, изменять его для домашнего занятия я поленилась)))
Осеннее ТРИЗ занятие "Лесное сокровище"
Программное содержание:
1. Упражнять в ориентировке в пространстве
2. Учить целенаправленно сужать поле поиска
3. Формировать классификационные навыки
4. Развивать творческую инициативу, фантазию, креативность.
Используемая литература:
1. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков. (Технология ТРИЗ) Аркти, Москва 2014.
2. Анатолий Гин ТРИЗ-педагогика. Книга для умных родителей и учителей. Москва, 2015.
Блок 1. Поиск предмета в линейном ряду и двухмерном пространстве.
Ведущий:
Ребята, а давайте отправимся на поиски сокровищ! Вы умеете искать сокровища? Давайте пока потренируемся на картинках.
Нахождение предмета в линейном ряду. В ряд выложены картинки. Ведущий: "Я загадал одну из этих картинок. Вы задавайте мне вопросы о ее местоположении в ряду, а я буду отвечать только да или нет!" Дети задают вопросы уточняющие местоположение картинки в линейном ряду: в горизонтальном: это в центре?, это справа от того-то?, слева от того-то? Между тем-то и тем-то?; в вертикальном: по середине? Выше? Ниже? Над? Под? Первый угадавший получает эту картинку. Игра в линейном ряду повторяется несколько раз, затем переводится в двухмерное пространство. Теперь картинки расположены по всей площади стола (демонстрационной доски). Перед началом поиска в двухмерном пространстве ведущий уточняет терминологию: "верх", "низ", "центр", "правый нижний угол" и т.д. В ходе игры детей подводят к пониманию эффективного поиска, просят не перебирать предметы, а отсекать половину поискового пространства. Игра заканчивается, когда у группы детей на руках несколько картинок, имеющих отношение к лесу.
Блок 2. Объединение предметов в систему.
Ведущий просит отгадать, что объединяет все предметы на картинках. После того как дети угадали, что все эти предметы встречаются в лесу, ведущий сообщает, что искать мы будем лесное сокровище, но для этого нам понадобятся помощники - лесозавоики!
Блок 3. Творческое задание.
Дети получают листы бумаги, на которые наклеены осенние листья и фломастеры. Ведущий: "Волшебные лесозаврики уже начали проявляться на ваших листах. Может быть это появилась голова или туловище или ноги. Я не знаю! Но вы возьмите фломастеры и помогите им появиться полностью, дорисуйте лесозавриков" Потом мы им еще имена придумывали и истории про них сочинили
Блок 4. Поиск предмета в трехмерном пространстве.
Ведущий: "Вот мы с вами знаем, что мы ищем лесное сокровище, у нас есть наши волшебные помощники. Так давайте же искать. Задавайте мне вопросы о местонахождении клада, а я буду отвечать да или нет! Старайтесь вопросом отсечь большое пространство!" В конце концов дети находят сундук с конфетами-грибами.
Можно спрятать клад в музыкальном зале и тогда порадоваться находке под музыку и со стихами.
Вот несколько табличек из книги "Методика формирования у дошкольников классификационных навыков. Технология ТРИЗ" с разбивкой по возрастам.
А эта табличка поможет в эффективном освоении игры данетки.
Мира нам всем! Здоровья вам и вашим детям!