Как с малых лет науки постигать
Развитие детей второго года жизниКроха познает мир опытным путем: ощупывает, разглядывает, тянет в рот всякий встречающийся на пути предмет; раскручивает и ломает игрушки; вырезает ножницами кружочки из маминого платья… Но делается это не для того, чтобы рассердить и расстроить нас. Малыш рождается с желанием учиться, ему очень хочется понять, как устроен мир.
К трем годам ребенок становится маленьким «почемучкой»: его начинает интересовать суть явлений. И мы можем использовать эту потребность крохи, не дожидаясь, когда он пойдет в школу. Физика, химия, география, биология — все это окружает нас и вполне доступно ребенку. В общем, изучение материальных законов, которые действуют во Вселенной, можно начинать в раннем возрасте.
Биология
Развитие и строение растений. Посадите с малышом семечко, поливайте растение и наблюдайте за ним. Покажите и назовите части растения (стебель, бутон, пестик, тычинки), расширяя словарный запас крохи. Проращивайте вместе зерна, наблюдая, как появляется росток.
Рассмотрите корешки, побеседуйте, какие они бывают (съедобные-несъедобные, длинные-короткие); гуляя в парке, обратите внимание на выступающие корни растений. Делайте гербарии. Собирайте семена: шишки, желуди, орехи, каштаны, семечки и обсуждайте их.
Рассматривайте в увеличительное стекло различные предметы. Познакомьте малыша с микроскопом, объясните, что он увеличивает, рассмотрите под микроскопом лист растения.
Возьмите четыре блюдца. В каждое положите слой ваты и насыпьте семена. Первое блюдце обильно полейте водой и поставьте на подоконник. Второе тоже полейте, но поместите в темный шкаф. Оставшиеся блюдца поставьте на подоконник и в буфет без воды. Через несколько дней посмотрите на семена. Сравните и объясните ребенку, что необходимо растениям.
Образование хлорофилла. На лист комнатного растения наклейте пластырь. Через неделю снимите его и рассмотрите образовавшееся светлое пятно. Зеленые части растений содержат хлорофилл — красящее вещество, обеспечивающее преобразование углекислоты воздуха в питательные вещества. Процесс образования хлорофилла на свету называется фотосинтезом.
Развитие растений и животных. Рассказывайте ребенку познавательные сказки, например: «Птичка несла в клювике зернышко и случайно уронила его, оно попало в землю и проросло…», «Жила-была гусеница, больше всего на свете она мечтала научиться летать…», «Теплым весенним утром в пруду из икринки появился маленький головастик, у него был хвостик, большая голова…» и т.д.
Натуральные красители. Проварив луковую шелуху в небольшом количестве воды в течение 15 минут, опустите туда на 5 минут кусочек ваты. Затем выловите вату ложкой и просушите. Какого цвета стала вата? Повторите этот опыт со свеклой, шпинатом, чаем.
Любимцы насекомых. Вырежьте из белого и розового картона по два цветочка. На розовых цветах нарисуйте красным фломастером «указатели нектара» — пятнышки. На одном из белых цветов нарисуйте такие же указатели черным фломастером. С помощью пластилина прикрепите к цветочкам стебельки из проволоки, воткните в землю рядом с настоящими цветами и понаблюдайте, на какие насекомые садятся чаще. Добавьте в центр чисто белого и одного из розовых цветочков капельку меда. Поэкспериментируйте с разными цветами.
Испарение влаги. На раскидистую ветку дерева или кустарника натяните прозрачный пакет и закрепите резинкой. На следующий день вы обнаружите внутри пакета капельки воды, которые испаряются с поверхности листьев и конденсируются на пакете.
Фототропизм. Это явление означает, что растения всегда растут в направлении к свету, даже если находятся глубоко под землей. Возьмите картонную коробку с крышкой. В одной из стенок проделайте маленькую дырочку. Установите в коробке картонные перегородки, чтобы получилось нечто, похожее на лабиринт. Положите картофелину в наиболее удаленный от дырочки конец коробки, закройте плотно крышкой и поставьте в хорошо освещенное место и наблюдайте как она будет прорастать.
Химия
Как обнаружить крахмал. Крахмал относится к классу веществ, называемых углеводами. Углеводы необходимы человеку для полноценного питания, значит, можно заняться поиском крахмала в продуктах. А поможет нам в этом йод. Если нанести капельку на срез овощей и фруктов, пятнышко посинеет там, где есть крахмал. В чистой банке смешайте муку и воду, капните йод — жидкость тоже посинеет, потому что в муке содержится крахмал. А если добавить туда немного биоактивного стирального порошка, раствор посветлеет, так как порошок содержит энзимы (вещества, которые расщепляют крахмал).
Образование углекислого газа. Насыпьте в стакан немного соды. Добавьте ложку уксуса. Смесь вспенивается, следовательно, образуется газ. Уксус вступает с содой в реакцию, в результате которой из углерода и кислорода, входящих в состав соды и уксусной кислоты образуется углекислый газ. Кстати, именно он делает напитки шипучими.
Кислоты и щелочи. Основная характеристика кислот и щелочей — уровень рН. Если значение рН меньше 7, мы имеем дело с кислотой, если больше — с щелочью. Кислоты и щелочи можно определять с помощью индикатора — вещества, которое меняет свой цвет, попадая в щелочь или кислоту. Ученые используют в качестве индикатора лакмус. Вещество, аналогичное лакмусу, содержится в краснокочанной капусте. Нарежьте капусту, поварите в течение 7 минут, процедите отвар и остудите. Намочите в остывшем отваре полоски бумаги, просушите их. Затем опустите эти полоски в лимонный сок (кислоту) и мыльную воду (щелочь). В кислоте индикатор краснеет, а в щелочи — зеленеет. Можно проделать этот эксперимент и с другими веществами.
Если в уксус добавлять порошок (щелочь), уксус постепенно нейтрализуется (перестает быть кислотой). Таким способом можно получить нейтральную смесь, которая не изменит цвет индикатора. Если продолжать добавлять порошок, в конечном счете получится щелочной раствор.
Образование ржавчины. Ржавчина — это оксид железа, который образуется при взаимодействии железа с кислородом. Жестяную банку, вилку из нержавеющей стали выставьте на балкон на несколько дней (лучше на 2 недели). Как изменились предметы? Почему?
Возьмите небольшую стеклянную банку или бутылку, сполосните ее водой, насыпьте внутрь железные опилки, встряхните, чтобы они прилипли к мокрым стенкам. Блюдце наполовину наполните водой и опрокиньте на него банку. Оставьте на ночь. Утром вы увидите, что опилки заржавели, а уровень воды внутри бутылки поднялся. Это произошло потому, что опилки прореагировали с кислородом воздуха.
Физика
Разные состояния вещества. Одно и то же вещество может находиться в различных состояниях: жидком, твердом, газообразным. Посмотрите вместе с малышом, как меняет свое состояние вода: над кипящей кастрюлей образуется пар, лед тает на ладошке, превращаясь в жидкость. Кстати, если бросить кусочек льда в горячую воду, он будет таять очень быстро, шипя и потрескивая (понаблюдайте).
Почему лед плавает на поверхности воды? Это происходит потому, что в кристаллах молекулы «упакованы» менее плотно, поэтому по сравнению с водой лед имеет меньшую плотность.
Наполните бутылку до краев водой, заткните пробкой (не слишком туго), заверните в пакет и оставьте на несколько часов в морозильнике в вертикальном положении. При замерзании вода расширяется, поэтому пробка выскочит. (Пакет нужен для того, чтобы осколки стекла не разлетелись, если вода вдруг разорвет бутылку.)
Приготовьте насыщенный солевой раствор. В воде соль растворяется, а когда вода начинает испаряться, снова превращается в кристаллы. Если опустить в раствор ниточку, по мере испарения воды на ней будут оседать кристаллы соли.
Движение молекул. Несмотря на то, что в состоянии покоя жидкость кажется неподвижной, ее молекулы находятся в постоянном движении. Молекулы теплой воды движутся быстрее, они стремятся подняться вверх. Более медлительные молекулы холодной жидкости опускаются вниз. Так в воде возникает течение, которое называется конвекционным. Проделайте следующий опыт: наполните аквариум холодной водой и поместите в одном конце сосуда кубик льда. Возьмите маленькую бутылочку, налейте в нее горячую воду, подкрашенную чернилами. Обмотав горлышко бутылки проволокой, опустите ее со стороны, противоположной той, где плавает лед. Что вы наблюдаете?
Проводники. Разные материалы по-разному проводят тепло. Для опыта используйте ложки, изготовленные из дерева, пластмассы, металла и т.д. Наполните миску горячей водой, опустите туда ложки так, чтобы их ручки лежали на краю миски. Кусочками сливочного масла прилепите к ручке каждой ложечки по леденцу. Тепло поднимается от воды по ручкам ложек, масло тает, леденцы падают. Ложка, сделанная из материала, который лучше всех проводит тепло, первой останется без леденца.
Плотность. Если растворить в воде соль, плотность воды увеличится. Возьмите два стаканчика: один с пресной водой, другой — с соленой (растворите как можно больше соли). Опустите сырое яйцо сначала в один, потом в другой стаканчик. В соленой воде яйцо не тонет. Объясните ребенку, почему так легко плавать в море.
Сделайте ареометр — прибор для измерения плотности. Для этого возьмите соломинку, нижний ее конец аккуратно залепите пластилином. С помощью водостойкой краски (или фломастера) и линейки нанесите деления на расстоянии 5 миллиметров. Примерно с одинаковой силой опускайте соломинку в пресную воду, соленую, в молоко, сок, растительное масло. С помощью делений можно оценить плотность каждой жидкости. Чем сильнее выталкивается соломинка, тем плотнее жидкость.
Возьмите прозрачный контейнер с крышкой, растительное масло, воду, пробку, несколько замороженных горошин. Налейте в контейнер немного масла и воды, и вы увидите, как масло поднимается над поверхностью воды, ведь вода плотнее масла. Встряхните контейнер, накрыв крышкой, затем поставьте и наблюдайте. Положите в контейнер пробку и горошины (можно и другие предметы), посмотрите, где будет плавать пробка, а где горошины. Плотность горошин меньше плотности воды, но больше, чем плотность масла.
Возьмите пробку, камешек, деревянный карандаш, скрепку, монетку. Проверьте, какой предмет плавает, а какой тонет. Утонувшие предметы плотнее воды, а плавающие — менее плотные.
Давление воды. Спицей проделайте в пластиковой бутыли 3 отверстия: вверху, в середине и ближе к дну. Наполните бутыль водой и поставьте вертикально. Нижние слои воды находятся под большим давлением, поэтому струя из нижней дырочки бьет дальше всего, а из верхней дырочки струя вырывается с наименьшей силой.
Электрический заряд. Потрите воздушный шарик о ткань, чтобы на нем накопился заряд статического электричества. Поднимите шарик над головой: волосы притягиваются к заряженному шарику. Осторожно поднесите его к слабой струе холодной воды. Струя искривляется, как бы «убегает» от заряженного шарика.
Трение. Потрите одну ладонь о другую в течение 1–2 минут. Руки согреваются, потому что при трении выделяется тепло. На гладких поверхностях трение меньше, поэтому если смазать руки жидким мылом и снова потереть их, они будут согреваться медленнее. Мыло играет роль смазки, которая уменьшает трение.
http://www.aistenok.ru/postdetail.php?ID=37324
Наталья КУЛАКОВА