Про детские клубы
Интересные места (развивающие центры, клубы, театры, мероприятия)Когда в семье появляется малыш, ты погружаешься в новый параллельный мир - мир родителей. Это, конечно
очень интересно, ты для себя открываешь много нового и практически полезного. Становишься подкованным в разных областях:
медицина традиционная и не очень, фармацевтика, психология социальная и практическая, педагогика и модные системы воспитания, школьные знания по химии и физике, наконец-то находят свое применение, диетология, и это не полный список областей знаний для новоиспеченных родителей. Понятно, что степень погружения в темы не глубокая, но достаточная чтобы сформировать определенные взгляды.
В тоже время, систем, теорий, исследований и практических знаний в наш инфовек огромное количество и прийти к какой-то более менее цельной картине сложно. Начинаешь полагаться на здравый смысл, собственную интуицию, которая конечно же может ошибаться, и мнения других знакомых родителей.
Запутаться в этих знаниях просто и без хоть какого-то критического анализа невозможно найти эффективные для себя стратегии.
Я это всё к чему...
Недавно в моей мамской жизни из трех разных источников пришла, на первый взгляд, не значительная информация:
1. Гуляли мы на обычной детской площадке и подходит к нам девушка в красивой яркой одежде с логотипом детского клуба. Даёт нам красочные рекламные буклеты, рассказывает о развивающих программах и приглашает на первое бесплатное занятие. Ничего криминального, конечно, но лично меня уже напрягает, что и здесь нет покоя от навязчивой рекламы для родителей и я отказалась от буклета. Соседи по детской площадке, к слову сказать, почти все записались на бесплатное занятие.
2. Спустя неделю в инстаблоге у знакомой мамочки встречаю приглашение в этот же детский клуб на такое же бесплатное занятие.
3. Когда мы были с Макариком в Турции наши замечательные друзья рассказали мне про питерских детских психологов, которые помогли им решить определенные трудности ребёнка. Они же приезжают с семинарами к ним в город каждый год.
Название клуба и фамилии психологов раскрывать не буду, цель всего поста в другом.
Как человек любопытствующий не столько как мама, а больше из профессиональных интересов, я конечно зашла на сайт этого клуба, ознакомилась. Все красиво написано и красочно представлено, есть даже книги для родителей, которые можно скачать абсолютно бесплатно. Некоторые из них читала, одну скачала, решила почитать на досуге. Книгу, кстати, написала основательница этих клубов, она же психолог.
В самом начале книги наткнулась на неизвестное мне направление в психологии, теория которого, по мнению автора книги, в свое время произвела эффект фейерверка в психологическом мире(дословно). Бросилась я восполнять пробелы в своих психологических знаниях, но не смогла найти информацию в научной литературе ни о теории ни об этом направлении. Зато на просторах сети нашла псевдопсихологические труды по этой теории, привлекающие всех желающих пройти "психологические" тренинги, которые, естественно, решат все проблемы человечества разом.
Расписывать все творчество автора книги не буду, отмечу несколько моментов
1. Книгу пишет человек с высшим психологическим образованием и выкладывает там не научную психологическую типологию, которую применяют к детям.
2. В книге смешиваются психоанализ, нлп и собственная теория. Перевожу на человеческий, берутся более менее рабочие теории, которые всем известны и к ним подпихивается своя для пущей убедительности.
3. Часто ссылаются на в Фрейда, видимо, чтобы добавить веса своим фантазиям.
Еще одна книга в свободном доступе на сайте, известная наверное почти всем родителям - "после трех уже поздно" автор Масару Ибука. Книга маленькая, основная идея ее проста, деток надо интенсивно развивать до 3х лет, иначе благоприятное для развития время будет упущено.
Книга была написана в 1971 году и для того времени она была действительно свежим течением. А на сегодняшний день, с учётом новейших исследований в области нейробиологии и нейропсихологии, советы в книге не то что устарели, а вообще вредны.
У деток области мозга созревают в разном темпе и не своевременная нагрузка может привести к серьезным когнитивным и поведенческим нарушениям. Самое неприятное, что эти нарушения могут быть отсрочены по времени и, например, в дошкольном возрасте это может вылиться в тики и неадекватные эмоциональные реакции, а в школьном периоде ребенок может неожиданно начать писаться, проявлять агрессию или испытывать страхи не ясного происхождения.
Об этом сегодня говорят как наши специалисты, так и заграничные.
И когда сталкиваешься с детскими клубами, которые предлагают ребенку до 2 лет развивающие занятия с буквами и цифрами, распространяют бесплатно книги со своими сомнительными теориями и книги с устаревшими, вредными взглядами на воспитание детей, то невольно задумываешься, а благие ли цели преследуют создатели подобных клубов или это просто зарабатывание денег, не взирая на вред, который может быть нанесен детям.
Про психологов из Питера информация добывалась труднее, но хотите верьте хотите нет, люди работают в том же неведомом направлении психологии, что и детские клубы. Что интересно, узнала я от них не в Питере, от знакомых из другого города, будучи при этом заграницей. У них, кстати, тоже свой центр детский есть, для взрослых тренинги и семинары заготовлены.
И вот самое печальное во всем это, это даже не то, что люди зарабатывают на "святом" для родителей, это уже для нашей страны с рыночной экономикой, дело привычно. А то, что они ставят детям диагнозы, которые по сути никакой другой специалист не разгадает, потому как его не существует в профессиональном сообществе и рассказывают родителям как выстраивать отношения со своими детьми в рамках своего узкого восприятия реальности, что может существенно отразится на детско-родительских отношениях и привести к серьезным психическим нарушениям у ребёнка.
О детских клубах огромное количество восторженных отзывов на форумах и в сми и родители пишут что для ребенка это прорыв в развитии, одни плюсы от посещения. А то, что специалисты подобных клубов незнают нейрофизиологических законов развития мозга детей меня пугает своейнесерьезностью в подходе к развитию детей.
Почему работают "психологи" и прочие специалисты достаточно успешно? На мой взгляд, потому что основные технологии работы взяты из "классики" психологии, но к этому подмешивается деструктивная информация. Делают ли люди это осознанно для того, чтобы и дальше у них была работа? Не могу знать. Могу предположить, что они могут искренне верить в свою систему, но тогда это больше походит на психкульт, т.к. никаких эмпирических исследований не проводилось и научных трудов нет, а значит люди просто верят в то что это работает, а слепая вера это признак диструктивной организации.
А пишу я это все к чему. Мы взрослые имеем хоть какой-то набор психологических защит, способностей к рациональному и критическому мышлению, хотя процветание психкультов, маркетинговых сект (например, млм) и деструктивных религиозных организаций у нас в стране говорит о том, что у многих таких способностей нет. Так вот прежде чем отдавать ребенка специалистам, нам как родителям нужно четко понимать на каких знаниях и практиках строится их картина мира. А формулировки гармоничное развитие, осознанный подход к детям и прочие размытые формулировки не говорят нам об уровне и компетентности таких специалистов.
На каких ценностных ориентирах построен процесс обучения остаётся для меня загадкой.
Дабы не голословить даю ссылки
- для интересующихся темой здравого смысла и интуиции есть хорошая книга "50 великих мифов популярной психологии"
- об опасности раннего развития книга "Эйнштейн учился без карточек. Как на самом деле учатся наши дети и почему им нужно больше играть."
- кратенько о законах развития мозга
http://www.special-psy.com/otstante-ot-detej-a-v-semenovich/