Занятия с Катрин 1+
Развитие детей второго года жизниПривет дорогие. Я продолжаю статью про занятия. Сегодня про занятия с младшей дочкой Катей. Эти занятия хорошо вписываются в концепцию сообщества "Раннее развитие", так что публикую его в сообществе и дневнике. В данном расписании мы живем уже порядка 4-х месяцев.То есть наши занятия подходят малышам с 1 годика и даже с чуть более раннего возраста.
Сначала немного физиологии. По информации специалистов, лобные доли мозга, которые как раз отвечают за внимание и контроль, созревают дольше всего - до 12 лет, а полноценно вообще до 25-ти. Именно поэтому ребенок не сосредотачивает внимание и может не слышать. Первое промежуточное созревание - 3 года (5-10 минут удерживается внимание). Второе промежуточное созревание - 7 лет (выдерживает 45 минут). Следующий период - 12 лет (мозг выдерживает 8 часов).Для того чтобы предложить занятие ребенку нужно понимать, что он одним делом он готов заниматься недолго ( до 5 минут). Поэтому хоть я и употребляю понятие "занятие", объективно это не занятия в обычном смысле, это то, что мы можем предложить ребенку для поддержания его развития. Средняя длина такого "занятия" - 2-3-5 минут.
Каждый день пишу в ежедневник, чем хотела бы занять Катю, но четкого расписания у нас нет. Даже удобнее сделать табличку: вверху даты, сбоку перечень занятий - и просто ставить галочки - 2-3-4 галочки в день - и замечательно. Если есть время и желание - можно больше). Например, один день - лепим, смотрим картинки, потешки, пальчиковые игры. Другой день - сложи узор, фасоль, цвета, краски в ванной и т.д.
Разберем по категориям, чем мы заняты каждый день. Фоток немного, просто не успеваю снимать.
***
Крупная моторика. Ежедневно, на ходу, самой собой. Это наши прогулки пешком (с коляской мы не гуляем с 1 года), лазание по лестницам, поднимание по ступенькам до квартиры (самостоятельно выдерживает 1 пролет = 10 ступенек, потом держу за ручки). Танцы, прыжки (иногда получается прыгать, но еще не совсем), бег по наклонной плоскости (у нас есть в пешей доступности банк и магазин с добным длинным пандусом - там Катрин и наверстывает круги по собственному огромному желанию)).
***
Мелкая моторика. Разного рода занятия, призванные развивать мелкую моторику, также ежедневно входят в нашу жизнь. Как правило это 3-4 разных занятия. Вот наши вариации.
1. Лепка. 3-4 раза в неделю. Для занятий используем восковый пластилин "Луч", что на заглавном фото в центре. Каждый раз - это как пойдет. Что Кате нравится:
- Я леплю на цветную картонку маленькие круглые шарики, она их нажимает пальчиком.
- Вариация - она отрывает шарики с картонки.
- В последнее время учимся нажимать и размазывать.
- Я леплю колбаски и шарики, вместе их катаем, потом она их разминает.
- Делаем "динозаврика" из колбаски - щипковым движением вдоль колбаски делаем такой "гребешок".
- Она разрывает колбаски на части.
- Делаю большой шарик сама либо вместе, потом показываю, как сделать ладошками из шарика блин.
- Беру платилин и запихиваю в него фасоль и горох, она вытаскивает.
Вообще пластилин - это наша любовь, что у старшей, что у младшей).
2. Игры с фасолью, орехами, горохом и т.д. 3-4 раза в неделю.
Вариации:
- Сортировка: фасоль в одну чашку, горох в другую. Это обычно она делает с Настей.
- Запихивание фасоли/гороха в бутылку с узким горлышком.
- Раскидать все по квартире и вместе собрать))
- Запустить ручки в тазик с фасолью и повозиться.
3. Игры с крупами. 2-3 раза в неделю. Пока просто возимся ручками в них и пересыпаем из стакана в стакан.
4. Пальчиковые краски. 2 раза в неделю. Порисовали мы, значит, несколько раз на старых обоях, расстеленных на полу. Больше я так рисковать не буду.. Теперь краски даю только в ванной. Даю краски в крышечке. Обычно два цвета на один раз.
Вариации:
- Рисование пальчиками на плитке и ванной.
- Разводим краски в стаканчике и смотрим, как вода меняет цвет.
5. Пальчиковые игры. 1-2 ежедневно.
Тут у всех есть что-то любимое. Честно гворя, я знаю от силы 10 стишков, в них и играем. Любимые:
* В прятки пальчики играются (кулачок быстро сжимается и разжимается)
Открываются (разжимается кулачок)
Закрываются (сжимается кулачок).
* Апельсин.
Мы делили апельсин (крутим кулачок)
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа (начинаем по одному пальчику открывать..)
Эта долька для чижа.
Эта долька для котят.
Эта долька для утят.
Эта долька для бобра.
Ну а волку кожура (крутим раскрытой ладошкой)
Волк сердит на нас, беда (делаем из ладошек "пасть и щелкаем ей)
В домик прячемся, сюда! (делаем руками крышу).
6. "Сложи узор" Никитина. Мы себе прикупили кубики "Сложи узор" от Корвет. Они пластиковые, яркие и очень легкие, очень хорошего размера.
До этого у нас были деревянные кубики от Оксва, но на мой взгляд, они менее функциональны, да и мелквоваты.
Итак, к кубикам мы прикупили еще и альбом для малышей. От маркируется от двух лет, но первые задания очень простые - их можно попробовать и раньше.
Ну а мы пока еще не дошли до альбома, пока учимся складывать дорожки по цветам - синюю, красную, желтую и белую. И надо сказать, что иногда Катя сама очень хорошо складывает! При этм она сидит за маленькмим столом или у меня на коленках и тогда за большим столом. Я стараюсь обратить е внимание, чтобы она нашла квадратик "такого же цвета", как и дорожка. Кубики заранее кладу нужной окраской вверх.
Сложность состоит в том, что окрашена в правильный цвет только одна грань кубика. Поэтому малыш путается. таким образом можно складывать дорожки по цветам из обычных кубиков (мы еще используем лего), либо вырезать фигурки из цветного картона и складывать из них дорожки. Потом эти фигруки легко можно использовать в альбоме.
Из опыта скажу, что самостоятельный интерес к этой игре мой старший ребенок стал проявлять не раньше 4-х лет (тут у всех индивидуально), а вот с мамой младшая играет в кубики с удовольствием с 1 года.
Для детей постарше у Корвет тоже есть альбом. И некоторые фигуры там сложны не то что для 8-ми летнего ребенка, даже мама иногда голову ломает).
А еще Катя любит башни из этих кубиков строить.
7. "Сложи квадрат" Никитина. Используем первый уровень сложности, учимся заполнять окошки детальками. Освоили два окошка - желтое и красное.
А вот старшенькая квадраты 2 и 3 уровня обожает! Незаменимая вещь)
8. Игры с другими материалами. 2-3 раза в неделю. Тут мы используем, что под руку попадется. Недавно, например, мне прислали косметику, а там была классная бумажная нарезка. Катя с ней неделю играла).
9. Игры, когда маме охота отдохнуть. Ежедневно))).
Есть вещи, которые ребенок с удовольствием берет сам и может играть минут 15-20. У Кати среди таких вещей - пульверизатор и магнитный конструктор. Из первого может брызгать водичку очень долго (чтобы сильная струя была, сил еще не хватает, но чтобы интерес поддержать - самое оно)
Со вторым - не только ломает постройки сестры, но и любит таскать детали, вешать на холодильник, потом снимать их, прикреплять друг к другу, как получится.
***
Чтение.
Катя - не фанат книг. Точнее она очень любит их вытаскивать из шкафа и драть. а вот слушать - не особо. Поэтому я рассказываю ей короткие потешки и стишки. Недавно мы ввели традицию чтения на ночь, и ей очень понравилась книга Дэби Глиори "Что бы ни случилось". с тех пор она с деловым видом берет ее, тащит на кровать, присаживает попку к подушке и делает вид, что читает. Ну а сижу рядом, рассказываю) Потмоу что в руки она мне ее не дает.
***
Английский.
Ну эту тему мы уже со старшей прошли во всех вариациях, в резулттате я поняла, что мне не хватает увилий воли или ему чего-нибудь, чтобы использовать английские слова в повседневной жизни, а также проводить занятия.
Поэтому наш выход таков - слушаем аудиокнигу на английском фоном. Каждый день с утра, по часу. Сначала слушали "Книгу джунглей" и "Робинзона Крузо", теперь принялись за Гарри Поттера. А поскольку там много, думаю, на год точно хватит))
***
Игры с карточками.
Одно из любимых занятий. Используем два тпа карточек. Первые - наши старые добрые цветоигры. Пока сортируем игрушки по основным 4-м цветам, и также сортируем карточки (обычно беру два цвета, потом их меняю).
Второй тип карточек - ознакомление с окружающим миром. Показываю кате по 15-20 штук в день, называю предметы/животных/транспорт/профессии. Для этого использую наши карточки по английскому. Настя учит по ним слова, а Катя знакомится с окружающим миром. Их у нас 32+26+4= 62 листа по 9 карточек на каждой. Итого 558 слов. Пока чередуем.
***
Совместные игры. Железная дорога, магформерс, лего.
Это то, во что мы играем вместе с девочками). Вместе строим, вместе ломаем, вместе убираем. Лего у нас не в почеме, но все равно берем время от времени. Впрочем, как и куклы, но в них мы тоже иногда играем. На совсместные игры у меня не всегда хватает сил, поэтому девочки могут поиграть без меня.
***
Вот короткой строкой о наших обычных буднях. Кроме того мы слушаем классику, танцуем, поем песни, листаем вместе книжки, играем в кинетический песок..
В общем, всегда находим себе развлечение. Единственное Катрин не дает ровным счетом ничего серьезного сделать (типа поделки), потому что ей нужно быть везде) А еще в этом возрасте малыши обожают все крушить и ломать. Настя закаляет терпение и спокойствие заодно 😆.
Всем отличного времяпрепровождения со своими малышами!