Ты - хорошая мама, даже если... И про вещизм.
Разное (если затрудняетесь с выбором)Всем привет. Идея поста пришла после прочтения статьи женщины о том, что она однажды собрала почти все игрушки детей в мешок и выкинула. Оставила несколько самых-самых. У меня наступило просветление... Хочу также поддержать мам, которым трудно за всей этой гонкой за вещами почувствовать себя хорошей.
1. Ты (и я) - хорошая мама, даже если ты не покупаешь каждый раз игрушку ребенку, когда он просит. "Но ведь он просит, ему хочется, я не удовлетворяю его потребность" - серьезно? А какова его потребность? В стопервой машинке или в двухсотом мячике? Часто бывает так, что только что новенькая купленная игрушка забрасывается в дальний угол и больше не нужна. Это не потребность, это сиюминутное желание, которое можно удовлетворить переключением внимания или просто директивным "нет".
В чем наша сложность? Мы открываем ББ, читаем ленту и видим отзывы: "какая прекрасная развивающая книга", "эта игрушка - мастхэв на все времена, как это у вас ее нет?", "а вот эта вот фиговинка с такой красивой штучечкой должна висеть над кроваткой каждого карапуза, у которого есть кроватка!"...Ну и прочее. И мы сразу ведемся. Ищем на сайтах, выбираем где подешевле, уговариваем мужа (кстати, они то трезвее обычно к вещам и тратам относятся), что без нее нам не жить, заказываем, получаем... А дальше по-разному. Если ребенок не играет, мы уговариваем и его, подсовываем, подпихиваем, заинтересовываем. Так было у меня с жирафиком Софи, например. А если играет - то мы на 7м небе, хвалим себя и пишем очередной отзыв на ББ о том, что чудо приобрели.
К чему это я? Не, я не против игрушек. Я против их огромного количества и бездумного приобретения. И я за то, чтобы ориентироваться на вашего ребенка. НА ЕГО ВОЗРАСТ И ИНТЕРЕСЫ. Вы - самая лучшая мама для своего ребенка, потому что только вы знаете его лучше всех, потому что только вы можете понять, что он хочет, любит, к чему способен, что нужно развивать, а что и так дано от природы. Ни один человек (ну ладно, кроме папы) больше не знает так хорошо ваше дитя. Доверяйте ребенку, доверяйте его способности к развитию без дополнительных стимулов... Это я о том, что не надо вот так думать: "если я не куплю ему сортер, он никогда не выучит формы и цвета; если у него не будет куклы с коляской, она не научится играть в дочки-матери; если у него не будет поющего робота, за которым надо повторять движения - он не будет уметь танцевать.
Секрет нашего потребительского общества в том, чтобы покупатели больше покупали,а продавцы больше продавали. Все. Никого не волнует качество продаваемых товаров, важно сделать из говна побольше конфеток и красиво их обернуть, придумать красивую историю о том, как счастливо вы заживете с той или иной вещью. К сожалению, и еды это тоже касается, поэтому читайте состав на всем, даже на хлебе, но сейчас не об этом.
Но, как правило, счастье не наступает. Потому что ведемся мы опять же на рекламу, сделана она грамотно с выпячиванием одной из главных наших потребностей. Например, реклама печенья или хлопьев для завтрака: кроме того, как красиво показано это печенье или хлопья - в красивой посуде, со всякими добавками и прочим, нам подают еще картинку счастливой семьи - все улыбаются, довольны и счастливы, все ВМЕСТЕ завтракают, дружно передают друг другу хлеб и т.д. Т.е. наше бессознательное работает так: сейчас куплю это печенье, мы все сядем дружно за стол и будем его счастливо уплетать. Но жизнь - не реклама, утром ты понимаешь, что хочешь не печенья, а бутерброд; муж вообще проспал и не стал завтракать, а ускакал вприпрыжку на работу, а дети хватают печенье и едят на бегу или в игре. И бессознательное расстраивается - "ну вот, ожидания не оправдались, у меня вовсе не идеальная семья"...
Это утрированный пример, но так реально и происходит, только мы обычно не успеваем этого осознать, все это оооочень быстро мелькает в нашем мозге. И так со многими вещами! У нас про каждую купленную вещь есть ожидания, которые либо оправдываются, либо нет. Над некоторыми мы прям сильно переживаем, какие-то вещи храним бессознательно (сами не понимаем, зачем), а с какими-то легко расстаемся.
Так вот. Ты хорошая мама, даже если ты не скупаешь все ультрамодные новинки. Даже с деревянными игрушками, приколоченными к потолку, дети росли и развивались.
Я понимаю про удобства нынешних вещей, которые упрощают жизнь. Но иногда ее не надо упрощать. Серезно.
Самокат - вредно до 6 лет, чревато ассиметрией позвоночника и скалиозом.
Ходунки - вредны, смещают центр тяжести.
Гаджеты - для ребнка очень вредны, да, влияют на задержку речевого развития.
Монстерсы, ферби и т.д. - не полезны, потому что не естественных цветов и форм, говорят какую-то хрень, тормозят развитие воображения ну и прочее.
Нужно просто думать и анализировать про каждую вещь, попадающую в дом. Это нелегко, но мы живем в таком мире, мире потребл*дства, как говорит мой муж.
2. Телек и гаджеты. Ты хорошая мама, даже если включаешь ребенку мультики. Даже если у тебя в доме есть ферби (у меня есть, хоть не я его покупала). Да, мы понимаем, что все это не очень полезно для зрения, речи и развития. Но мы можем включить ребенку на 20 -30 минут (по рекомендации окулиста) в день мультики (осознанно выбранные) после 2х лет (если младше, то соответственно и времени меньше, но до года я бы под запрет поставила просмотр мульиков вообще), чтобы поесть/ пописать/ доделать срочную работу/ сделать важный звонок. Или, наример, когда у меня была температура 39 и дочка скакала по мне, а я лежала трупиком, я включила мультики и не засекала время. Иначе я бы не выжила.
Я снова пишу о том, что все возможно, но в меру и с умом.
Телевизор мы продали, дома только ноут, который периодически "не включается".
3. Ты хорошая мама, даже если ты покупаешь б/у вещи. В обществе принято считать, что те, кто покупают б/у - бомжи! Ну что ж, пусть общество думает, что хочет. Если вещь хорошая, не рваная/грязная/затертая/убогая/трусы, почему ее не купить? Почему принципиально надо копить по 3 месяца на зимние вещи, отказывая себе во всем, а потом бить себя в грудь, что я смогла...Ради чего? Нет, конечно, для тех, кому средства позволяют, я не пишу. А если сложно с деньгами? Можно ту же вещь купить в хорошем состоянии с рук. Или новую, если по размеру не подошла и тоже дешевле. Это также про вещизм. Зачем нести на помойку хорошие вещи, которые могут еще послужить.... Имхо.
4. Ты хорошая мама, даже если не проводишь развивающие занятия с ребенком по часу утром и вечером. Ребенок развивается не только (а до 2х лет даже и совсем не развивается) на специально организованных занятиях. Он развивается в обычной жизни, глядя на родителей, подражая им, то есть нам. Моем посуду - приставим табуреточку и нальем водичку в тазик рядом с посудкой, пусть моет. Пол - дадим тряпочку. Готовим (тут у меня сложнее, особого инетереса резать овощи нет) - но все же, может игрушечные пусть режет/кормит кукол. Я не говорю, что заниматься не нужно, это безусловно полезно! Но! Только отталкиваться надо от ребенка. Не оттаскивать его от куколок, которые он заворачивает в платочки и качает по очереди, потому что время 10.00 и по расписанию у нас урок кройки и шитья лепки. Нужно подстраиваться под него! Если хочет куколок - пусть играет, причем одному очень полезно! Пусть учатся себя занимать сами и организовывать свое время. Это развивает воображение и мышление в целом. Потом захотел полепить - лепим, достал пазлы - уберем сначала пластилин, потом достанем пазлы. Идти за интересом ребенка. Но материалы тогда должны быть в доступности для ребенка (это по Монтессори).
Если все же вы хотите поиграть с ним в развивашку, которую он сам никогда не выбирает (лото или настолка), берем ее, садимся на пол и сами начинаем играть. Ребенок все равно заинтересуется, что там у вас такое и почему вы его не зовете. Он сам начнет проявлять интерес. Но не факт, что прямо с первого раза...
Просто сейчас на всех углах кричат о вреде раннего развития. Я согласна в той части, что специально, повторюсь СПЕЦИАЛЬНО не надо ничего придумывать. Нужно создать условия для развития, а на специально организованных занятиях он еще насидится в своей жизни вдоволь (садиковские занятия, шкооолааа, универ). Я за то, чтобы дать детство ребенку, дать ему "по-ничего-не-делать", не занимать его каждую минуту. Но иметь в наличии материалы для творчества, чтобы он мог пользоваться.
И я даже за те самые занятия раз-два раза в неделю:
- с перерывами (если ребенок не выспался, не хочет, хочет погулять вместо занятия, приболел),
- если мама ну совсем не хочет /не умеет лепить, если не обладает великолепным воображением (как я) для создания креативных поделок,
- ну и просто можно сменить обстановку, ребенку повзаимодействовать с другими детками (не пообщться, потому что совместной деятельности до 3х лет практически не возникает, а именно повзаимодействовать).
- Поучиться у педагогов (тоже комментарий вставлю - хороших педагогов!) организации творческого процесса с детьми, способам заинтересовать и т.д. Подглядеть непосредтсвенно идеи игр и творческих штучек.
- Но все полезно в меру и только если ребенок ХОЧЕТ сам идти. Пожалуйста, не силком)
И еще очень важно ребенку общаться с родственниками других поколений - бабушками, прабабушками. Как известно, на Руси вся семья жила вместе и пока родители работали, воспитанием занимались бабушки. Это важная часть в развитии (колыбельные, которые они поют, стишки и прибаутки, которые они передают от своих мам и бабушек; также важно транслировать отношения между поколениями ребенку - как мы общаемся со своей мамой, бабушкой - дети видят и впитывают эти модели межпоколенных отношений). Другой вопрос, что не всегда это возможно...
5. Мы хорошие мамы, потому что мы любим своих детей, потому что мы стараемся дать им хорошее (а лучшее - враг хорошего, кстати!), стараемся стать и сами лучше, читаем и работаем над собой. Потому что материнство - это развитие в любом случае. Развитие как мозга, памяти, органов чувств, усвоение знаний, так и эмоциональное развитие, развитие отношений с мужем, ребенком и другими родственниками (например, никто из вас не замечал, что после рождения ребенка мы как будто перестаем быть дочерями своим матерям? В психологическом плане, не буквально, конечно). Ребенок учит нас многому (подумайте, кстати, сейчас, чему именно ва научил ребенок за время его жизни), а не только мы его. Это взаимообмен. И я желаю, чтобы этот обмен был приятным, ненавязчивым, осознанным.
Отпускайте себя, когда думаете о том, что "надо играть", "надо лепить", "надо заниматься". Делайте только то, что доставляет радость. А лепки и рисовашки отдайте папе/бабушке/няне, на худой конец ходите в развивающие центры.
И оставлю здесь несколько ссылок на важные, на мой взгляд, статьи школы родительства "Большая медведица" (
Простые правила игры с детьми: https://www.facebook.com/bmshkola/posts/2182897161988402
Дайте тарелке разбиться:
Как договориться с ребенком:
https://www.facebook.com/bmshkola/posts/2184669251811193
Ты правда хорошая мама, достаточно хорошая для своего ребенка!