Шпаргалка по развитию на 1,6-1,9
Как мы занимаемся. Делимся опытом.Развитие речи
Развитие дыхания
Выдувать мыльные пузыри, задувать свечки, сдувать ватные шарики, дуть в дудочку и т.п.
Пальчиковые игры
Артикуляционная гимнастика
Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т. п.), осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили - тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях)
Развитие фонематического слуха
Развитие грамматического строя речи
Пополнение словарного запаса
По возможности - побуждать к речи и звукоподражаниям (скажи "дай!", "скажи, что это", "скажи, как мяукает кошечка", и т. п. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания ("давай покачаем куклу, спой ей "а-а", "побибикай машинкой - "би-би", "попроси у мишки чашку, скажи, "дай, мишка!" и т.п.).
Прорабатывать лексические темы:
-
Дом (части дома, мебель, посуда)
-
Растения (деревья, кусты, трава, цветы и т.д.)
-
Животные домашние и дикие, рыбы, птицы, насекомые
-
Транспорт (машины, корабль, самолет)
-
Овощи, фрукты, грибы
-
Продукты, еда
-
Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки)
-
Одежда
-
Части тела
-
Дождь, снег, солнце, луна, месяц, тучи, лужа
-
Игрушки
Попевки, чистоговорки, потешки, стишки
Развитие координации, чувства ритма
Читать книги.
Побуждать совместно рассказывать стихи (мама начинает - «наша Таня громко…» ребенок продолжает- «плачет!»)
Моторика
Шнуровка на тонкой палочке (нанизывать, придумывать, различать)
игра с мозаикой (втыкать/вытаскивать - просто так и по простым шаблонам)
лепка пластилином (колбаски, шарики, блинчики)
сенсорные коробки (сортировка, пересыпание с использованием стаканов, ложек, половников, пальцев)
переливание с использованием разных емкостей, леек, игры с тонущими и плавающими предметами, размешивание, стройка башенок (по высоте/цвету)
стройка пирамидок из кубиков
прищепки
проводилки (пальцами, карандашами)
игры с пинцетом
застежки (пуговицы, молнии, крючки)
откручивание/закручивание крышек
сгибание листа бумаги
аппликации
рисование (круги, линии, точки; руками, кистью, ручкой, карандашом)
Рвать бумагу.
Разворачивать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
Игра с сортерами, рамками-вкладышами.
Учиться собирать губкой воду со стола.
Учиться выжимать губку.
Игры с песком - учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.
Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).
Cкладывать матрешки.
Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой - это легче, потом чайной)
Вылавливать мелкие предметы ложкой из воды.
Переносить округлые предметы в ложке по комнате.
Переливать воду стаканчиками (идеально - играть в ванной во время купания).
Переливать воду из детского чайника в чашку.
Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.
Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).
Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.
Рисовать палочкой на земле или песке на улице.
Рисовать пальчиком на манке.
Клеить наклейки.
Коробочки, баночки с крышечками, мешочки - учиться открывать и закрывать.
Игра «наклей фигурку на свое место»:
Маленькие резиночки - учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки:
(фото из интернета)
«Покорми коробку» - опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках:
(фото из интернета)
Пищать пищащими игрушками.
Брызгаться брызгалками и резиновой грушей в ванной.
Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).
Игра с мелкими предметами (если соблюдены правила безопасности) - пуговицами, камушками, бусинами, крупой и т. п.
Застегивать-расстегивать липучки (на обуви, в специальных игрушках).
Развитие органов чувств
Осязание, моторика
Сенсорные коробки
Тактильное лото
чувство температуры (горячее-холодное-теплое)
Игра с разными материалами - кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т. п.
Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
Ощупывание природных материалов на улице - кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба - пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т. п.)
Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.
Сопоставление ощущений (Твердый-мягкий. Грязный-чистый. Сухой-мокрый. Колючий. Гладкий. Шершавый. Легкий -тяжелый)
Обоняние - игры с ароматными баночками
Вкус - новые вкусы: кислое, сладкое, соленое; новые продукты и блюда
Зрение
Игры с цветами, подборка\сортировка\завершение рисунка
Названия цветов (как базовых синий, красный и т.п. так и более сложных- салатовый, розовый и т.п.).
Гимнастика для глаз
Мандалы
Теневое лото
Танграм;
Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т. п.)
Определение Один-много.
Слух (тут же пока музыка)
Знакомство с новыми музыкальными инструментами и их звучанием, уровень шума, игра "покажи, что звучит"
Логоритмика - танцы под музыку Железновых и др.
Игра на детских музыкальных инструментах
Знакомимся с понятиями «громко - тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
Знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам - как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
Знакомимся с понятиями «шум - тишина».
Прослушивание классической музыки фоном, звуков природы, современной и детской музыки.
Активное прослушивание классической музыки - обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает - мы вот так медленно танцуем под нее» - ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух - "принеси куклу, дай мячик").
Физическое развитие по возрасту
Хождение по бруску, бордюру
Прыжки с невысокого трамплина
Прыжки на месте, с места
Взбираться на вертикальную лестницу, игровой скалодром
Ходьба по неровной, неустойчивой поверхности, спуск и подъем по ступенькам, по пандусу, перешагивание/перелезание через препятствия, бег
Зарядка дома (ввести в систему)
Целиться и сбивать мячом башни, ловить мяч, пинать мяч ногой
Развитие органов дыхания
Массаж ножек, игры босиком на ортопедическом коврике (продумать)
«Пройди по комнате, не задевая предметов» - передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
Ползать по лабиринту (покупному или самодельному - из стульев и т.п.).
Учиться переносить различные предметы на подносе.
На улице - побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет).
Толкать тележку, игрушечную коляску.
Тянуть за собой предметы на веревочке.
Играть с мамой в догонялки.
Игры на фитболе по возрасту.
Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
Катать машинку через "тоннель".
Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.
Память
Кто где спрятался, куда положили, что делали за день, кого видели.
Мышление
Перед любыми действиями рассказывать последовательность, больше историй на воображение
Строить дорожки из кубиков, конструктора, книжек.
Учиться делать аппликации из 2-3 элементов (например: домик (3 элемента) - крыша, дом, окно;дерево (два элемента) - ствол и листва).(Важно: сначала хорошо научиться делать аппликации из одного элемента и аппликации из нескольких объектов.)
Строить домики из конструктора (квадратик и треугольная крыша).
Играть в конструкторы по типу "Лего" (спонтанное моделирование).
Логика
Сортеры, домино, лото.
Знакомство со счетом
Распознавание двух передвижений (птица, рыба - птица летит, рыба плывет);
«Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например - сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на 2 части
Собери из частей - игры из мягких конструкторов (ковролин,фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки - домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей
Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
Ближе к двум годам - собирание пирамидки из кубиков разного размера:
Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку - вот и будем стремиться) .
Внимание
Игра в «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).
Игра «Что в этой комнате?» - по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
«Найди по звуку» - мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку - малыш должен найти ее по звуку.
«Найди маму» - игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает - зовя малыша к себе).
«Найди похожий узор» - разновидность игры «найди пару» - найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).
Социальное развитие
Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте - большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения - значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.
Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
Жалеть (совершать действия по просьбе мамы - гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку - уважать его право играть своими игрушками.
Помогать маме (для меня это будет шуточная помощь, для ребенка - настоящая) - вешать белье, приносить предметы и т. п.
Одеваться-раздеваться (простые вещи6 шапка, носки)
Умываться, мыть руки, чистить зубы
Заправлять постель
Пить из чашки.
Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» - концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
Учиться вытирать со стола.
Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
Переносить легкие, но крупногабаритные предметы ("помоги поставить тазик на место").
Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице - не страшно облиться и залить все кругом).
Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
Помогать маме готовить кашу - насыпать крупу в кастрюлю, наливать воду в кашу.
Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).
Ролевые игры
Изучение социальных навыков через игру
Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
Покорми, умой куклу.
Шофер - отвези игрушку на машинке-грузовичке.
Игра с посудкой, в кухню.
Стираем и развешиваем белье.
Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).
Домашний театр
Мир вокруг нас
расширение кругозора (люди, звери, птицы, рыбы, природа и природные явления, художники и т.п.)
Творчество
Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе ("washable") - они хорошо отстирываются). Карандашами нам пока рисовать трудновато - нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются, а восковые мелки хорошо чешут десна, но из-за этого тоже ломаются)))
Учить пользоваться красками - мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
Рисование пальчиками.
Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам - кружки.
Ближе к двум годам будем начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально - все - таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками - такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т. п.
Лепка из пластилина, теста - учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья).
Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
Аппликация крупой.
Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозаика, желуди и т.п и вдавливаются в тесто - получаются интересные орнаменты).
Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).