Занятие. Знакомство с формой предметов
Сенсорное развитияЦель. Учить детей выполнять простейшие действия с предметами. Обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик.
Материал. Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, цилиндр, яичко, мячик. Высота ведерка - 10-12 см; размер предметов для вкладывания - 3-5 см.
Ход занятия.
Показываем ребенку ведерко, закрытое крышкой, и поясняет, что в нем что-то есть. Снимая крышку, демонстрируем предметы, находящиеся в ведерке. Они лежат в такой последовательности, чтобы ребенок мог достать вначале более устойчивые предметы - кубик, брусок, пирамидку, грибочек; затем катающиеся - цилиндр, яичко, мячик.
Предлагаем малышуопустить руку в ведерко и достать какую-нибудь игрушку. Ребенок вынимает кубик или брусок. Радостно восклицаем: «Какая красивая игрушка! Молодец, что достал ее из ведерка!» - вызывая у малыша эмоциональный отклик.
Предоставив возможность рассмотреть кубик, поиграть им, просим малыша положить его на стол и обращаем внимание на то, что он стоит устойчиво. Напоминаем, что в ведерке есть и другие игрушки, можно достать еще что-нибудь.
В процессе занятия ребенок накладывает кубик на кирпичик и ставит на него пирамидку или грибочек. По собственной инициативе он может попытаться наложить один на другой круглый и овальный предметы, постигая на практике, что они не накладываются, но зато хорошо катаются.
Когда все предметы будут рассмотрены, можно сложить их в ведерко. Вначале мы проделываем это сами, затем подключает ребенка, далее полностью предоставляет ему инициативу. Если же малыш пассивен на занятии и не проявляет желания сложить игрушки, можем мягким движением обхватить руку ребенка своей рукой и таким образом выполнить все необходимые действия. Важно, чтобы у ребенка при этом было хорошее настроение.
Занятие заканчивается складыванием всех игрушек в ведерко. Если ребенок откажется, делаем это сами. Особенно понравившуюся игрушку, например, мячик, можно оставить для самостоятельной игры.
Иногда малыш изъявляет желание снова достать игрушки. В этом случае занятие повторяется.
Общая продолжительность занятия не должна превышать 5-8 мин.
Занятие может проводиться с одним и тем же материалом 3-4 раза. При частичной или полной смене игрушек оно бывает интересным более длительный период.
Данное занятие интересно и доступно детям в возрасте 9 мес. и старше.