Значимое имя
Католичество26 июня Церковь вспоминает святого Хосемарию Эскриву – основателя Opus Dei, персональной прелатуры Католической Церкви.
Хосемария Эскрива де Балагер родился 9 января 1902 года в Барбастро (Испания), в благочестивой многодетной семье, уделявшей много внимания христианскому воспитанию своих детей.
В 1915 году отец семейства Эскрива, торговец тканями, разорился, и семья вынуждена был переехать в Логроньо, где нашел себе иное занятие. В этом городе юный Хосемария впервые почувствовал свое призвание: увидев на снегу следы босых ног монаха, он догадался, что Бог ждет от него чего-то, хотя в чем именно заключается его миссия, еще не знал. Чтобы постичь Божью волю он решил стать священником и начал готовиться к принятию сана сначала в Логроньо, а затем в Сарагосской семинарии, в качестве вольного слушателя также изучая право в светском университете.
После смерти отца в 1924 году, Хосемария взял на свои плечи заботу о семействе, а 28 марта 1925 года он был рукоположен в священники. Сначала работал в деревенском приходе, затем в Сарагосе, а в 1927 году с разрешения своего епископа переехал в Мадрид, чтобы защитить докторскую диссертацию по праву. Там, 2 октября 1928 года, во время духовных упражнений, Хосемария Эскрива по вдохновению свыше принял решение об основании Оpus Dei и сразу начал работать над воплощением замысла в жизнь, не пренебрегая при этом своими священническими обязанностями, которые исполнял чаще всего в кругу больных и нищих. Одновременно с этим он продолжал обучение в Мадридском Университете, где сам же и читал лекции, чтобы заработать на содержание семьи.
В 1936 году, когда вспыхнула гражданская война в Испании, Хосемария находился в Мадриде. Гонения на Церковь заставляли его скрываться, непрестанно меняя убежища, и совершать свое служение подпольно, пока ему не удается бежать из Мадрида. После этого он обосновался в Бургосе, однако по окончании войны в 1939 году вернулся в Мадрид, где успешно защитил свою докторскую диссертацию по праву. В последующие годы Хосемария Эскрива активно занимался духовным наставничеством среди мирян, священников и монахов.
В 1939 году, после окончания Гражданской войны, Эскрива приступил к осуществлению давно задуманного плана: распространению Дела Божия по всей Испании. В разных городах Испании начали возникать центры Opus Dei. В своей деятельности отец Хосемария не избежал преследований и гонений. И хотя он страдал от непонимания и подозрений с самого начала своей апостольской деятельности, в течение первых послевоенных лет атмосфера недоброжелательности вокруг его личности особенно сгустилась.
Из слухов рождалась клевета, порождавшая, в свою очередь, самые нелепые фантазии. Не проходило и дня без того, чтобы до ушей основателя не доходили новые выдумки, столь разнообразные, что по утрам Эскрива спрашивал Альваро дель Портильо, своего ближайшего соратника с 1930-х годов: «Альваро, с какой стороны сегодня на нас нападают?»
В конце 1939 — начале 1940 гг. в стране развернулась настоящая кампания против Opus Dei. К обвинениям в ереси добавились обвинения в засекреченности, в стремлении к политическому господству, в жидомасонстве, антипатриотизме и многие другие. Фаланга — единственная официально признанная и правящая партия в Испании во времена диктатора Франко — не питала особенной любви к Хосемарии Эскрива, так как он последовательно отказывался вмешиваться в политику из уважения к свободе своих духовных детей. Поэтому неизменная устремленность Opus Dei только к духовным целям, уклонение от однозначных политических оценок, нежелание ввязываться в политические действия, выглядели как прямой вызов диктаторскому режиму. Эти гонения, носившие ярко выраженный политический характер, не прекращались до самой смерти Франко.
В 1946 году Хосемария обосновался в Риме и успешно защитил докторскую диссертацию по богословию в Латеранском Университете. Он был назначен консультантом двух Ватиканских конгрегаций, почетным членом Папской Академии Теологии и почетным прелатом Его Святейшества. Хосемария внимательно следил за работой Второго Ватиканского Собора и общался со многими его участниками. Он совершал регулярные поездки по всей Европе, закладывая основания для деятельности Оpus Dei или содействуя его процветанию. Между 1970-м и 1975-м гг. он ездил в Мексику, Испанию и Португалию, в Южную Америку и Гватемалу, где проводил катехизаторские встречи с огромным количеством людей.
В 1957 году один из членов Opus Dei был назначен министром испанского правительства. Когда отца Хосемарию поздравили с этим, тот ответил: «Мне это безразлично, министр он или подметальщик улиц. Главное для меня то, чтобы он сделался святым в своей работе.»
Хосемария Эскрива всегда подчеркивал, что Opus Dei преследует исключительно духовные и апостольские цели. Из уважения к христианской свободе верующих Эскрива не предписывал членам Opus Dei избирать какое-либо конкретное экономическое, политическое или культурное поприще. Любой из них, по его глубочайшему убеждению, имел полную свободу думать и поступать в своей профессиональной области так, как он считает нужным. В земной деятельности члены Opus Dei пользуются абсолютной свободой, если только при этом они не поступают вразрез с требованиями христианской совести.
Хосемария Эскрива умер в Риме 26 июня 1975 года. После смерти Хосемарии на имя Папы было получено множество писем со всех пяти континентов. Среди отправителей — 69 кардиналов и около 1300 епископов (более трети мирового епископата), которые просили Папу открыть дело по беатификации и канонизации отца Хосемарии Эскрива. 30 января 1981 года Конгрегация по вопросам канонизации признала, что для открытия процесса нет никаких препятствий (nihil obstat). Иоанн Павел II ратифицировал это решение 5 февраля 1981 года.
17 мая 1992 Хосемария Эскрива был причислен к лику блаженных, а 6 октября 2002 — к лику святых, во время Божественной Литургии, отслуженной Иоанном Павлом II на площади Святого Петра в Риме.
Святой Хосемария Эскрива — автор юридическо-теологического трактата «La abadesa de las Huelgas» и духовных книг, переведённых на многие языки мира. Это — «Путь», «Святой Розарий» и «Христос проходит рядом», а также «Ближние Господа», «Крестный Путь», «Любить Церковь», «Борозда» и «Кузница», опубликованные после его смерти. Кроме того, в книге «Беседы с отцом Эскрива» были собраны интервью, данные им в течение многих лет и опубликованные в различных периодических изданиях.
