Математика на семейной форме образования. Советы родителям.
Процесс обученияДобрый день! Сегодня расскажу о занятиях с сыном математикой.Знаю, что многие ждут моих рассказов, но писать много и часто я не могу, мне надо когда-то искать информацию, переосмысливать и внедрять ее в практику нашего СО.
Т.к. за школьной программой я не бегу, веду сына в его темпе, то у нас есть время отработать темы глубоко так, чтобы ребенок понимал, а не заучивал математику. Честно скажу, что школьную программу по математике за свой класс сынок уже опередил давно, так что смело могу рекомендовать учебник "Арифметика" Н. С. Поповой. Он даёт отличные результаты.
Организую занятия я с учетом индивидуального развития сына.
Вы можете посмотреть, почитать и взять что-то приемлемое для себя. Слепо повторять за кем-либо не стоит! Все мы разные, дети у нас разные. На то оно и семейное образование, чтобы каждый смог передать ребенку свои семейные ценности.
Буду рада, если мой рассказ кому-нибудь пригодится, если кто-то возьмёт на заметку наши практики. На самом деле они не наши и не мои, они есть в любой педагогической литературе, называю их "нашими", т.к они подошли именно нашей семье.
Итак, теперь к делу.
Я занимаюсь с сыном в первой половине дня.
Сынок просыпается, приходит ко мне мы обнимаемся, говорим о снах, самочувствии. Я иду готовить завтрак, он идет в свою комнату, там его ожидает корзинка с заданиями (математика /логика, русский, чтение или естествознание).
Утром он делает самостоятельно. Обычно это несколько задач и примеры. На все утренние задания он тратит от 20 до 30 минут.
У сына ещё остается время на чтение. Читает обычно библиотечные книги по своему желанию.
Затем у нас завтрак, а потом совместное занятие, которое длится от 1 часа до 2-х. Чаще всего мы занимаемся 1 ч- 1ч. 20 мин.
И вот тут я хочу остановится.
Очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка при организации его
самостоятельной работы. 🤓
Я заметила, что сынок лучше справляется с примерами, если решает их устно.
Когда он видел несколько столбиков примеров, которые нужно было сначала переписать в тетрадь, затем решить, то сразу расстраивался. Мне сразу же на ум приходит мысль о лене.
Но поразмыслив над этим, я решила прислушаться к ребенку, понаблюдать за ним. Если этот же столбик примеров я ему диктую, то он их как орешки быстро и верно решает.
Я честно ответила себе на вопрос: "Что мне важно на занятиях по математике: аккуратное переписывание или верное решение примеров?"
Выбрав второе, я решила давать задания сыну в другом виде. Конечно, я могла вообще не давать ребенку математику для самостоятельной работы, но так тоже не могу: мне нужно понемногу приучать его к самостоятельному выполнению заданий.
Поговорив с сыном, я выяснила, что его расстраивает и даже злит переписывание примеров. Работая в плохом настроении, он делает ошибки не только при вычислении, но даже при списывании примеров в тетрадь. Да и мне не нужно, чтобы учеба у сына ассоциировалась с такими эмоциями, как разочарование и злость.
И я решила упростить ему работу: стала давать ему распечатки с примерами.
Ему нужно только записать ответ. И дела наши пошли в гору!
Как еще можно выйти из данной ситуации?
Предложить ребенку
1) распечатанные листы с примерами.
2) предложить писать ответы к примерам прямо в учебнике ( простым карандашом).
3) переписать несколько столбиков примеров самой в тетрадь ребенка.
Все это помогает. Но я не говорю делать только так и никак иначе. При этом я все равно даю переписать несколько примеров в тетрадь, но совсем мало: вместо 20 примеров, задаю написать 4.
Ведь пишет же сам 😉
Для чего мне это надо?
Для создании ситуация успеха у ребёнка. Это придаёт ему сил и уверенности в себе.
Нужно развивать не то, что не получается, а то, что получается, а остальное подтянется.Годом ранее я писала, что использовала больше игровых ситуаций при изучении математики. Мы играли в магазин с сыном, считали машины, возили грузы, даже задачи он решал, прыгая на мече.
Но в этом году потихонечку стала я уходить от игры. Да и ребенок созрел для учебной деятельности.
Мы все больше занимаемся за столом, приучая потихонечку ребенка к учебной деятельности.
Еще летом в прошлом году я показывала видео, как я занимаюсь с Тиграном математикой и читала задачи ему сама. Дело в том, что тогда с чтением было у сына туго. Он читал, но буквально за каждую строчку торговался. И тогда я решила, что не буду поддерживать накал эмоций ещё и на математике и стала задачи читать сыну сама, он в это время или прыгал на мяче, или ходил по комнате. Задачки он прекрасно воспринимал на слух. решал устно, а вот если читал их сам, то очень быстро уставал и КПД нашего занятия резко падал.
Кто-то мне мог сказать, что зря я сына держу в тепличных условиях и не даю читать задачи, но я действовала так, как подсказывало мне материнское сердце.
Медленно, но верно наши занятия стали носить более спокойный характер: сынок стал уже сидеть около меня, я все так же читала задачу, но иногда просила его прочитать вопрос задачи или найти в тексте задачи какое-то предложение. И вот потихонечку наши дела пошли в гору. Кто следит за моим дневником, тот знает, что сынок с прошлого лета стал очень много читать в день прочитывает 100-150 страниц (без иллюстраций). И, конечно же, сейчас он может прочесть любую задачку.
Пишу я не ради красивого словца не ради того, чтобы покупаться в лучах достижений своего ребенка, а для поддержки других родителей, кто выбрал для своего ребенка семейную форму обучения. Все будет, верьте в своего ребёнка, поддерживайте его, помогайте и вам это вернется сторицей!
Честно говоря, когда я слышу от родителей школьников, сколько времени они тратят на выполнение домашнего задания с детьми, то мне кажется, что это у них семейная форма обучения, при чём, помноженная на три. Поэтому мой рассказ может пригодится и родителям школьников. Выполняя с ребенком домашнее задания, обратите внимание на
на трудности ребёнка. Если ему тяжело читать, то прочитайте задачку для него сами, помогите на первых порах. Учителю в школе никак не уделить время каждому ребёнку, но у деток есть родители, бабушки и дедушки, которые могут помочь и поддержать.
Иногда родители устают и им кажется, что ребёнок что-то делает специально, но это не так, ребёнку всегда хочется порадовать своих родителей, а если он чего-то не понимает или у него не получается, то придите ему на помощь, не оставляете ребенка один на один с его проблемой.
Учебник "Арифметика" Н. Попова можно скачать здесь
Сборник арифметических задач и упражнений для 2 класса начальной школы. Попова Н.С.
можно скачать здесь.
Методика преподавания Арифметики в начальной школе скачать можно здесь.
Спасибо за внимание!
Спокойных вам занятий с детьми и всего самого доброго!
P.S.
Если Вы очень внимательны, то могли заметил ошибки на фото в тетрадке. Фото сделано до проверки, потом ребенку тетрадка вручается, он сам находит ошибки и исправляет их. Это тоже один из методов работы с детьми, обучающимися на семейной форме образования. Не подчеркивать ошибки, не акцентировать внимание на них ( не черкать красными чернилами в тетради), а давать возможность исправить ошибку самостоятельно.
Если у вас есть какие-то добрые советы по организации занятий с детьми на СО, то делитесь в комментариях. Буду благодарна!